Эксперимент как метод формирования естественнонаучной грамотности школьников

Самигуллина А.Р.,
учитель биологии
МБОУ «Школа №167» Советского района


Скажи мне — и я забуду,
Покажи мне — и я запомню,
Дай мне сделать — и я пойму!
Китайская пословица


Только через деятельность школьник приобретает новое знание! Проблем в образовании много. Одной из основных и главных задач школьного образования вхождение РФ в число 10 стран мира по качеству образования. Данная задача продиктована результатами международных исследований TIMSS и PISA, она связана с формированием функциональной грамотности. Одна из компетенций – это естетвеннонаучная грамотность. ЕНГ – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Формирование ЕНГ связана с достаточно низкими результатами, которые показывают наши ребята на международных исследованиях PISA. Однако, наши дети сильны в области предметных знаний по результатам TIMSS. В чем проблема? В чем же причина трудности заданий PISA? Для решения этих заданий нужны процедурные знания, которые приобретаются в результате использования разных методов познания живой материи, в ситуациях приближенных к жизненным реальностям, носящие практико-ориентированный характер. Такой метод как учебный эксперимент решает эту проблему, применяя его на уроках и во внеурочное время, ребенок учится давать научное объяснение явлениям, понимать научное исследование, учится интерпретировать данные, на основе методов и полученных результатов строить выводы.

Рассмотрим на конкретных примерах: в учебнике по биологии автора Пасечника В.В. для 5 класса приведен текст по влиянию внешних факторов на рост и развитие растений. Работая с данным текстом, обсуждая теоретическую основу проблемы, ребенок отвечает на представленные вопросы, касающиеся этапов исследования. В основной школе формирование ЕНГ начинается в 5 классе, основной груз ложится на плечи учителя биологии. В течение двух лет учащиеся вовлечены в проектную экспериментальную деятельность. Выполняя практическую часть, учащиеся проходят все этапы научного познания, при постановке эксперимента обязательно соблюдают правила по ТБ, учатся анализировать полученные данные, оформляют их и представляют при защите работы. Вот один из примеров: начатая работа в классе, продолжается в постановке домашнего эксперимента, оформление презентации. Такие внеклассные эксперименты вносят существенную роль в формировании этого вида грамотности.

Пример карточки – задания по экспериментальной деятельности учащихся:

1.Найдите этапы исследования.

2.Какие наблюдения были сделаны учеными для обобщения результатов и постановки проблемы исследования?

3.Как сформирована проблема исследования?

4.Какая гипотеза была выдвинута для проведения исследования?

5.Сформулируйте цель данного эксперимента.

6.Какой план эксперимента?

7.Обработка результатов эксперимента.

8.Анализ и сравнение результатов эксперимента.

9.Какой вывод сделан по результатам эксперимента?

10.Подтвердили ли результаты эксперимента рабочую гипотезу?

Пример экспериментальной деятельности в исследовании «Влияние условий на прорастание семян»:

1. Факты из наблюдений: всегда ли могут прорастать семена растений? Что необходимо для их прорастания? (Предложения учеников из наблюдений, достоверных источников).

2. Проблема: Какие условия необходимы для прорастания семян?

3. Гипотеза: Условиями для прорастания могут быть свет, вода, температура, воздух, почва.

4. Цель: выявление условий необходимых для прорастания семян.

5. Объект: семена разных растений.

6. Предмет: условия необходимые для прорастания семян.

Конечно, естественно – научную грамотность начинают формировать в 1 классе на уроках окружающего мира. Так домашняя практическая работа по фенологическим наблюдениям может перерасти в учебный экспериментальный проект. В ходе, которого ребенок на практике учится объяснять, почему разные растения зацветают в разное время, и с чем это связано. Для формирования любого вида грамотности, в том числе и ЕНГ, учитель выступает в качестве тьютора, помощника, товарища. Только самостоятельно проделав, используя различные методы, ребенок добудет процедурное знание.

Формирование этого вида грамотности проходит красной нитью с 1 по 11 классы. Эксперимент дома, на уроке может плавно перейти в учебный проект, который можно представить на различных конференциях. Учебный эксперимент специально организованной, познавательной и творческой деятельностью обучающихся. Способствует освоению новых знаний, формулированию выводов, основанных на научных доказательствах.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика