Формирование функциональной грамотности при обучении английскому языку в современной школе: от теории к практике

Родионова Н.И.,
учитель английского языка
МБОУ “Школа №22 - Центр образования”,
руководитель РМО учителей иностранных языков Советского района г.Казани


Почему понятие функциональной грамотности стало актуальным для современной школы? Является ли система образования нашей страны правильной и конкурентноспособной? Исследования качества образования называют образовательные результаты показателем благосостояния страны.

Образовательные результаты являются ключевым индикатором качества образования, так как именно через показатели образовательных результатов рассматривается эффективность образовательной политики страны и определяется необходимость реформ в системе образования.

В условиях обновления содержания иноязычного образования важно правильно формировать функциональную грамотность современного школьника. Все результаты, к которым мы должны прийти в процессе обучения, закреплены в ФГОС ООО. Это предметные, метапредметные и личностные результаты. Учителя предполагают, что на своих уроках они формируют предметные результаты, а личностные и метапредметные формируются естественным образом постоянно на всех уроках, а также во внеурочной деятельности обучающихся. Однако, как показывает педагогическая практика, метапредметные результаты непосредственно влияют на предметные и личностные результаты. Невозможно достичь высоких предметных результатов, если ребёнок не умеет планировать свою деятельность, понимать инструкции, коммуницировать. Соответственно, метапредметные результаты формируются параллельно с предметными результатами, и непосредственно влияют на них. И, если посмотреть на результаты ГИА и на методические рекомендации от ФИПИ на основе анализа типичных ошибок, взятых из результатов «слабых» участников ЕГЭ, видно, что сформированность метапредметных умений влияет на то, какие предметные результаты обучающиеся показывают на ГИА. То есть, участники экзамена часто не понимают инструкции, ошибки допускаются даже просто в переносе ответов в бланки. Также, игнорируют инструкции дети с не очень хорошо сформированными предметными результатами. Часто они понимают, что от одной части речи, например, нужно образовать другую. Но, они не понимают в каком задании и что им нужно использовать. Здесь же имеет место и непонимание контекста, и неумение читать задание. Если рассматривать в следующую группу участников экзамена, у которых результаты выше, но ещё не высокобалльники, то видно, что у них часто возникают проблемы, если нужно что-то сопоставить, обобщить, критически оценить. Это очень часто проявляется в заданиях повышенного уровня сложности в разделах «Аудирование» и «Чтение». Получается, что ученики владеют только навыками элементарной формальной, а не функциональной грамотности. Они не могут применить эти навыки для реальной пользы, для извлечения информации.

Как для успешной сдачи ГИА, так и для практического применения знаний по иностранному языку в современной жизни важно развивать все слоты функциональной грамотности: и глобальные компетенции, и читательскую грамотность, финансовую и математическая грамотность, и креативное мышление, и умение учить и учится онлайн и т.д. Какие формы грамотности очень важно формировать на уроках иностранного языка? Первая и очень важная это читательская грамотность. Рассуждая о читательской грамотности, Ю.В. Лотман сказал: «Культура может рассматриваться как текст: и картина, и балет, и диаграмма, и график - это текст. Его нужно правильно прочитать».

Виды текстов:

1) сплошной;

2) несплошной (с таблицами и графиками);

3) смешанный (с фотографиями, картинками, подписями);

4) составной (элементы текста можно рассматривать отдельно от текста, может включать видео;

5) гипертекст (текст со ссылками, с переходами в другие источники).

Например, если взять составной иноязычный текст «Dinosaurs» из школьного учебника, как мы можем работать с ним, развивая функциональную грамотность? Предлагается следующий алгоритм формирования функциональной грамотности через использование следующих видов.

1. Читательская грамотность: поиск информации, интеграция частей текста, оценка формы и содержания

2. Естественнонаучная грамотность: объяснение явлений, место вида в экосистеме

3. Математическая грамотность: перевод показателей в другую метрическую систему + глобальные компетенции (страноведческий аспект) + естественнонаучный аспект (связь показателей и места вида в экосистеме).

4. Язык: лексика и грамматика

5. Можно сделать следующий шаг, и перейти к более творческой составляющей, например, к проекту, поскольку функциональная грамотность должна привести к тому, что ученик сможет создать свой собственный продукт, который может быть полезным кому-то

Проектная работа в группах состоит из нескольких этапов:

1) поиск, анализ, отбор информации;

2) содержание продукта;

3) презентация;

4) взаимооценивание.

Также можно создать собственный продукт в виде рассказа, рецензии, медиапроекта.

Очевидно, что без читательской грамотности невозможно выполнить ни одного задания, связанного с языком. Важно это учитывать при выполнении заданий в разделе «Письмо»: интерпретация и интеграция сообщений из представленного текста (на какие вопросы ответить, какие вопросы задать, совместить разные участки информации в тексте), оценка содержания и формы созданного ответа на письмо.

Важнейшую роль на уроках иностранного языка играет развитие глобальных компетенций. Как мы можем формировать глобальные компетенции на уроках иностранного языка? В первую очередь наша задача это развитие эффективной коммуникации. Затем, это знание о культурах стран изучаемого языка, также умение выполнять кейсовые задания: сбор и анализ информации, критическое мышление, эффективное взаимодействие. Под глобальными компетенциями в исследовании PISA понимаются способности:

- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Единой концептуальной платформой всех обозначенных международных проектов является компетентностный подход, определяющий вектор развития содержания общего образования – от академической к функциональной грамотности. Из чего складывается формирование функциональной грамотности? Из отбора содержания и организации обучения. Как именно можно этого достичь:

1) подбор аутентичных текстов;

2) разнообразие текстов (форма и содержания);

3) формы работы (группы, пары, дебаты, переговоры, конференции);

4) работа с одним текстом на разных уровнях и для формирования различных компетенций;

5) разнообразие коммуникативных ситуаций.

Итак, формирование функциональной грамотности это сложный, интересный, непрерывный процесс. Все задания на развитие функциональной грамотности должны быть встроены в учебный процесс и продолжение этого процесса должно быть постоянным. Сначала обозначить целеполагание, т.е. что нужно сформировать или проверить. Цели важно разбить на задачи и подзадачи. На основе полученных задач формируется задание. Здесь нужно отобрать ресурсы, отработать процедуру и дать максимально четкие инструкции. При получении результатов нужно быть готовым оценить то, что сделано, то есть дать ученикам обратную связь.

Список литературы

1. Алексашина И.Ю., Абдулаева О.А. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся. Учебно-методическое пособие. КАРО, 2019. - 8 с.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика