Использование технологии «Волонтерское движение» в социализации детей с РАС

Проворова Владислава Владимировна
старший воспитатель
МАДОУ «Детский сад №332 комбинированного вида»
Советского района г.Казани


«Из всех наук, которые должен знать человек,
главнейшая есть наука о том, как жить,
делая как можно меньше зла и как можно больше добра»


Детство - время активного социального "развертывания" растущего че-ловека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв по-колений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно от-ражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольно-го образования определяет одной из задач социально-коммуникативного развития ребенка - «становление самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий».

Одним из направлений работы МАДОУ «Детский сад №332 комбини-рованного вида» Советского района г.Казани является «Психолого-педагогическое сопровождения детей с расстройством аутистического спек-тра».

Образовательная деятельность с детьми с РАС – это педагогический непрерывный организованный процесс воспитания с учетом специфики раз-вития каждого ребенка на разных возрастных этапах при участии всех соци-альных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи. Про-цессы обучения, воспитания и социализации личности ребенка будут эффек-тивными при условии их интеграции и взаимопроникновения. А социально-педагогическую деятельность необходимо реализовывать как технологию перевода социальной ситуации развития ребенка в педагогическую, образо-вательную, воспитательную, обучающую, развивающую.

Коллектив МАДОУ «Детский сад №332» начал искать новые современ-ные формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности как нормативно развивающихся детей, так и «особых» детей. Воз-никло много вопросов: Как воспитать у дошкольника духовно-нравственные качества? Как научить детей ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им? Что можем сделать мы, педагоги, в услови-ях детского сада? Ответ пришел сам собой.

Однажды зимой в детском саду был организован конкурс на лучшего снеговика. Снеговиков получилось много, разных. Ребята с удовольствием рассказывали о своих творениях, проводили экскурсии по своим участкам. Но некоторые дети заметили, что на участке, где гуляют дети группы ком-пенсирующей направленности для детей с РАС, стоит один маленький снего-вик.

Дети стали задавать вопросы: «Почему эти ребята не играют все вме-сте? Почему они не лепят снеговиков? Может у них нет друзей? Может им надо помочь?» В каждом человеке есть хоть капля сочувствия к этим детям. Так почему бы не помочь им, отдавая хоть маленькую, но частичку своей души для них, частичку тепла, добра и любви.

Так пришла педагогическая идея использования волонтерского движе-ния в ДОУ при социализации детей с РАС.

Это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эф-фективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов. Эта технология предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Форма общения от сверстника к сверстнику наиболее важная черта общения дошкольников и состоит в большом разнообразии коммуникативных действий, ведь из уст маленького человека любые советы и установки звучат более убедительно и доходчиво.

Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для лично-сти ребенка навязанной извне.

Создав группу волонтерского движения, определив уровень сформи-рованности социально - значимых личностных качеств детей - волонтеров, нами были определены следующие задачи:

- воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к гармоничному взаимодействию с другими людьми;

- развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыков общения с «особыми детьми»;

- формирование позитивных установок на добровольческую деятельность;

- возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности;

Деятельность волонтера способствует развитию таких социальных навыков, как:

• развитие коммуникативных способностей;

• опыт ответственного взаимодействия;

• лидерские навыки;

• исполнительская дисциплина.;

• инициативность.

Основные направления:

• привитие культурно - гигиенических навыков;

• игровая деятельность;

• трудовая деятельность;

Основные принципы:

• принцип создания ситуации успеха.;

• принцип добровольности;

• принцип учета интересов, возрастных и психологических особенностей детей;

• принцип толерантности;

• интеграция проекта в разных видах деятельности;

• развитие и самореализация;

• принцип партнерства и сотрудничества;

• правовое равенство.

Организация волонтерства. осуществлялась в три этапа:

I этап - социа.льно-психологическа.я подготовка. волонтёров;

II этап - развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий;

III этап – определение перспектив да.льнейшего развития волонтёрского движения.

Практика показала, что дети не могут сразу оказывать помощь другим, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков, поэтому задача первого этапа заключалась в обучении детей – волонтеров. Для тренировки эффективной коммуникации и развитии уверенности в себе, обучение осуществляла по двум направлениям:

1. научно-познавательный (получение информации и ее дальнейшее обсуждение)

2. мотивационно-ценностный (разработка правил поведения волонтеров)

Мы старались в доступной для детей форме раскрыть понятие «волон-тер», дали представление о роли волонтерского (добровольного) движения в современном обществе. С этой целью наши педагоги провели беседы о том, кто такие волонтеры, чем они занимаются, какими обладают качествами, что значит волонтерская деятельность. В процессе бесед ребята отвечали на та-кие вопросы: что значит "добрые пожелания?", "добрые слова?", "добрые поступки?", "добрые дела?", "добрые люди?", "в какой помощи могут нуж-даться дети, взрослые?", "чему старшие дети могут научить малышей?"

Совместно с детьми мы разработали правила волонтера.

1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке и помоги ему.

2. Доведи начатое дело до конца.

3. Если ты волонтер, не будь равнодушным к проблемам окружаю-щих.

4. Умеешь сам – научи другого.

5. Уважай мнение других.

6. Будь настойчив в достижении целей.

Ребята волонтерское движение приняли с большим интересом. Сразу выделилась группа из 10-12 человек, которые больше остальных проявляли желание.

Общение с «особыми» детьми формировало у детей-волонтеров ощу-щение «взрослости», возникало желание, стремление к решению новых, бо-лее сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознавали свою ответственность, получали внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повысилась самооценка и уверенность в себе. Своим примером и кон-кретной помощью волонтеры учили детей с ОВЗ навыкам самообслужива-ния, помогали им справляться с непосильными задачами. Ребята выступали в качестве героев-персонажей на праздниках группы компенсирующей направленности. У ребят возникало огромное желание помогать, заботиться и делать приятные подарки для «особых» детей. И у них это неплохо полу-чалось.

Дети из группы компенсирующей направленности стали посещать группу детей волонтеров в режимные моменты, на занятиях, готовились вме-сте к утренникам. При возникновении затруднений волонтеры быстро брали инициативу на себя и, не дожидаясь помощи педагогов, помогали справлять-ся с поставленной задачей. Находясь на прогулке, дети-волонтеры посещали своих «подопечных», следили за тем, чтобы дети были аккуратно одеты, обувь застегнута, поправляли им шарфы, надевали варежки в зимнее время, помогали забраться на горку и скатиться с нее, организовывали игру с пес-ком, наблюдение за растениями и птицами. В рамках волонтерского движе-ния прошла акция «Мир один на всех» для ребят с ограниченными возмож-ностями здоровья (ОВЗ), приуроченная к декаде инвалидов. Воспитанники МАДОУ приготовили концерт «Доброта спасет мир» для детей с ОВЗ и их родителей. Дети с удовольствием приняли участие в весёлых играх, пели песни и танцевали. Волонтеры своими руками сделали открытки с пожелани-ями здоровья и благополучия и вручили их всем детям с ОВЗ, приходящим в детский сад, поздравляя с праздником. Наши воспитанники подарили детям частичку тепла, добра и любви.

Для отслеживания всех процессов в деятельности каждого волонтера завели "Личную книжку волонтера", в которой дети не только отмечали свое участие в разных формах работы, но и анализировали: веселым смайликом отмечали, если работа сделана хорошо, ну а если что-то не совсем получи-лось – грустным смайликом. Обсуждение проделанной работы, умение уви-деть какие - либо ошибки, как их в следующий раз не допустить, учили детей не стесняться своих неудач.

Результативность опыта.

Проведя анализ работы, сделали вывод, что, может, ребята еще и не стали настоящими волонтерами, но в процессе волонтерской деятельности у них сформировались личностная и нравственная саморегуляция, моральные суждения и оценки, понимание общественного смысла нравственной нормы. Дети понимают переживания других, проявляют заботу, отзывчивость, взаи-мопомощь, сочувствие, адекватно реагируют на удачи и неудачи других. Некоторые ребята уже могут самостоятельно провести мастер - класс. А раз-нообразные формы работы помогают поддерживать интерес к волонтерской деятельности.

Мы считаем, что идея организации волонтерского движения в детском саду способствует позитивной социализации дошкольников. И надеемся, что и в школьном возрасте ребята продолжат заниматься волонтерской деятель-ностью.

Это общение было полезно и детям с расстройством аутистического спектра. Как известно, социальное развитие детей с РАС имеет выраженную специфичность. Ситуации взаимодействия детям с РАС даются крайне слож-но. Как отмечает А.А. Нестерова с соавторами: «… дети с РАС в ситуации организованной совместной деятельности с другими детьми «включаются» в непосредственный контакт всего лишь в течение 6 % времени всего взаимо-действия…». Таким детям намного более привычно одиночество, что состав-ляет существенную трудность для их социального развития. Социальные навыки детей с РАС находятся на низком уровне развития: им крайне сложно инициировать ситуацию общения, разобраться в ее контексте и выстроить общение адекватно этой ситуации – понимание неудачи в общении может вы-зывать у них негативные чувства (агрессия, беспокойство). Дети с РАС не склонны к проявлению эмпатии, к пониманию чувств другого человека.

Но наш опыт показал: находясь в постоянном взаимодействии с деть-ми-волонтерами, социализация детей с РАС средствами игровой деятельно-сти развивает у них следующие коммуникативные навыки: доверие к новым людям, благоприятное эмоциональное отношение и интерес к взрослым и сверстникам, бесконфликтное общение, будет способствовать коммуникатив-ному развитию детей с расстройствами аутистического спектра.

Литература

1. Алтунина И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения (история и современное состояние исследований). М.: Полиграф-Центр, 2006.

2. Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России //Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и ри-кладных исследований : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017. – С. 80-81.

3. Диссертация «Педагогические условия воспитания и разви-тия милосердия у детей старшего дошкольного возраста».

4. Железная Т.С., Елягина Л.Н. Программа воспитания и со-циализация обучающихся детей в контексте ФГОС нового поколения: Методические рекомендации по разработке программы. – Уфа: Изда-тельство ИРО РБ, 2011.

5. Как воспитать настоящего человека //Педагогика, 1990 //Библиотека учителя.

6. Клешина С.А. Орехова В.И. Социальная адаптация детей разных возрастных групп к условиям детского сада// Журнал Детский сад: теория и практика. 2013 №5 с.98-99.

7. Современные технологии эффективной социализации ребен-ка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н.П.Гришаева. - М.: Вентана - Граф, 2010.

8. Слабжанин Н.И. «Как эффективно работать с волонтерами» «Питер», СПб. 2000.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32с.

10. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития // Вопросы психологии. – 1998. - №1. – с.3-19.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика