Современная модель аттестации педагогических работников в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям

Сулейманова Роза Салаватовна,
методист по аттестации педагогических работников
УМС ИМО УО ИКМО г.Казани по Советскому району;

Карпова Любовь Михайловна,
учитель – логопед высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №175 комбинированного вида»
Советского района г.Казани


Аттестация как кампания по определению компетентностной готовности педагогических работников к профессиональной деятельности является стимулом для профессионально - личностного становления педагога в межаттестационный пятилетний период.

Современная модель аттестации педагогических работников мотивирует педагога на непрерывное профессиональное совершенствование и саморазвитие, позволяет выявить сильные профессиональные стороны педагога и в то же время некоторую компетентностную недостаточность, что в свою очередь способствует внесению корректировок в траекторию профессионального саморазвития и самообразования, совершенствованию содержания курсов повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки, системы оплаты труда и стимулирования педагогических работников.

На сегодняшний день существует несколько видов аттестации педагогических работников:

- первичная;

- на соответствие занимаемой должности;

- в целях установления квалификационной категории.

Говоря об аттестации, мы также разграничиваем понятия «обязательная» и «досрочная» аттестация.

В этой статье мы остановимся на аспектах аттестации педагогических кадров на соответствие занимаемой должности с опорой на нормативно – правовые документы Российской Федерации и поделимся опытом проведения данного вида аттестации в рамках МБДОУ «Детский сад №175 комбинированного вида» Советского района г.Казани.

Порядок осуществления аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности прописаны в нижеперечисленных документах:

- Федеральный закон «Об образовании» (см. п.2, ст.49) (федеральный уровень);

- Приказ № 276 Минобрнауки России от 7 апреля 2014г. (федеральный уровень);

- Административный регламент МО и Н РТ по проведению аттестации педагогических работников (региональный уровень);

- Регламент проведения оценки знаний в письменной форме (региональный уровень);

- отраслевое соглашение между МО и Н РТ и Рескомом профсоюзной организации, действующее до 2022г.

Об обязательности аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности (СЗД) говорится следующее: аттестации на СЗД подлежат все категории педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность как по трудовому договору основного работника, так и по совместительству. С полным перечнем лиц, подлежащих аттестации на СЗД, можно ознакомиться в указанных выше документах.

Аттестация на СЗД позволяет подтвердить соответствие квалификации педагога федеральным стандартам - профессиональным и образовательным. Рекомендуем тщательно изучить профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" вместе с аттестуемым педагогом, выписать и разобрать трудовые функции, а также содержащиеся в них трудовые действия, необходимые умения и навыки, чтобы помочь педагогу понять, какие требования на СЗД существуют сегодня, каков его функционал.

Проверка уровня соответствия профессиональной квалификации педагога стандартам осуществляется аттестационной комиссией образовательной организации. Состав комиссии из 5-7 работников организации, в которой работает аттестуемый, определяется образовательной организацией самостоятельно, утверждается на Педагогическом совете ОО в августе, а 1 сентября того же года состав аттестационной комиссии утверждается Приказом работодателя ОО и распорядительным актом. Процедура аттестации на СЗД осуществляется на основании согласованного с Профсоюзным комитетом Положения об аттестационной комиссии образовательной организации.

В нашем ОО председателем аттестационной комиссии является старший воспитатель, а членами комиссии выступают квалифицированные педагоги и специалисты с солидным педагогическим стажем и квалификационной категорией не меньше первой. Руководитель и представитель профсоюзной организации от ОО обязательно присутствуют на заседании комиссии. На протяжении работы аттестационной комиссии аттестуемый педагог может обратиться к любому члену комиссии как к наставнику по процедуре аттестации.

Руководитель ОО совместно с председателем и членами аттестационной комиссии готовят представление о профессиональной деятельности работника, подлежащего аттестации. Представление рассматривается нами как идеальная модель профессионального роста на следующие пять лет. Рекомендации, которые дает руководитель коллегиально с членами аттестационной комиссии, нацеливают педагога на дальнейшую позитивную профессиональную трансформацию, позволяют увидеть сильные и слабые стороны собственного педагогического пути, сформулировать собственное педагогическое кредо и следовать ему, наметить для себя методическую тему и демонстрировать результаты в ее реализации во всех направлениях педагогической деятельности в достижениях детей и в собственном росте.

Оценивание профессиональной педагогической деятельности аттестуемого педагога, проработавшего в ОО не менее двух лет, осуществляется по шести профессиональным компетенциям. Мы стремимся, чтобы спектр вопросов позволил педагогу продемонстрировать знания психолого – педагогической составляющей профессиональной деятельности, готовность работать с дошкольниками, в том числе с ОВЗ, понимание необходимости соблюдения триединства развивающей, обучающей и воспитывающей функций педагогического пространства, готовность к осуществлению эффективной профессиональной деятельности на основе постоянного и конструктивного самоанализа собственных трудовых действий, достижений и результативности детей.

Существует несколько альтернативных форм проведения оценки профессиональных знаний педагогического работника. Образовательная организация самостоятельно устанавливает формат проведения аттестации на СЗД. Чаще всего проводится оценка профессиональных знаний в формате тестирования, но в любом случае альтернативные формы оценки знаний и возможность их дифференциального применения должны быть прописаны в регламенте, размещенном на сайте организации, предложены аттестуемому педагогу на выбор или рекомендованы ему на основе анализа и самоанализа педагогической деятельности.

*Форма оценки знаний – тестирование. Из 100 тестовых вопросов, разработанных членами аттестационной комиссии или заимствованных на сайте МО и Н РТ для аттестации на квалификационную категорию, утвержденных руководителем организации и согласованных с председателем профкома, внесенных в Регламент, формируются билеты по 50 вопросов. В установленный для аттестации день педагогический работник в присутствии комиссии проходит тестирование в течение 70 минут, получая за каждый правильный ответ 2 балла. Для подтверждения соответствия занимаемой должности необходимо набрать 60 баллов из 100 максимально возможных.

*Форма оценки знаний - решение педагогических ситуаций. Данная форма возможна, если в образовательном учреждении есть штатная единица «педагог-психолог» или «социальный педагог». Аттестуемому работнику предлагается решение трех педагогических ситуаций в билете, сформированном из тридцати предложенных в Регламенте для изучения ситуаций. На проработку билета отводится 1,5 часа. Решение педагогической ситуации оценивается от 0 до 3 баллов; 0 – решение не найдено, 1 –решение предложено, но оно ошибочно, 2- решение задачи правильное, но имеются какие-либо недочеты, 3 - правильность решения подкреплена примерами из жизненных ситуаций. Для подтверждения соответствия занимаемой должности необходимо набрать 4 балла.

*Форма оценки знаний - составление конспекта урока (для школ) / занятия (для детского сада или учреждения дополнительного образования / учебного занятия (для работников среднего профессионального образования). Аттестуемый работник в течение 1,5 - 2 часов составляет конспект на одну из десяти предложенных им тем на выбор, не пользуясь справочниками, интернетом и другими средствами. Задача педагога - продемонстрировать хороший уровень педагогических компетенций и владения материалом по преподаваемому предмету, позволяющие ему эффективно справляться с решением педагогических задач в профессиональной деятельности. Необходимо представить аттестационной комиссии конспект занятия по объяснению и усвоению нового (новой темы). Конспект должен содержать следующие структурные элементы:

- мотивационный этап,

- опрос учащихся с целью проверки знаний по предыдущему уроку,

- преподнесение нового материала,

- закрепление пройденного на уроке материала,

- задание на дом.

С подробным перечнем и описанием этапов урока и с критериями самооценки конспекта и урока можно познакомиться в сборнике «Методический аспект в управлении педагогической аттестацией».

Мы считаем, что оценка педагогической деятельности аттестуемого на СЗД будет более адресной и способствующей профессиональному росту, если к аттестуемому будет применяться индивидуально – дифференцированный подход. Исходя из возникающих у педагога трудностей мы можем предложить ему адекватную конкретной ситуации оценку деятельности. Если педагог затрудняется в вопросе целеполагания, разумно предложить ему самоанализ и совместный анализ начального этапа нескольких занятий. Если трудности возникают в установлении взаимодействия с коллективом, с детьми или с родителями, то мы предложим педагогу решение соответствующих педагогических задач и ситуаций, предложенных ему заранее для поиска нескольких возможных путей выхода из проблемных ситуаций. Если педагог испытывает методические трудности, предложим ему показать открытое занятие с последующим самоанализом, разбором и получением рекомендаций от коллег и членов аттестационной комиссии.

Особенностью осуществления оценки педагогической деятельности при аттестации педагога на СЗД в нашей ОО является возможность аттестуемого педагога полно и креативно представить свой профессиональный опыт. Для этого каждый педагог готовит портфолио, презентацию, выступает с ней в музыкальном зале, рассказывает о самых ярких достижениях, демонстрирует собственное видение дальнейшего профессионального пути. Члены аттестационной комиссии имеют возможность задать педагогу вопросы. После самопрезентации педагог проходит в кабинет, где проходит процедуру тестирования согласно Регламенту в присутствии председателя и членов аттестационной комиссии. Вопросы тестирования заранее раздаются аттестуемому педагогу. На тестировании педагогу предлагается один из двух вариантов тестов на выбор. После проверки ответов объявляется результат тестирования аттестуемого работника, прошедшего аттестационное испытание для подтверждения соответствия занимаемой должности, оформляется Протокол с вынесенным аттестационной комиссией решением - «Работник соответствует занимаемой должности» или «Работник не соответствует занимаемой должности».

Аттестованному на СЗД педагогу аттестационной комиссией даются рекомендации по дальнейшему совершенствованию педагогического мастерства в следующий межаттестационный период. В регламенте прописываются формы и сроки отслеживания выполнения данных аттестационной комиссией рекомендаций. Педагогам целесообразно проводить систематический анализ собственного профессионального роста не менее одного раза в год.

Педагог, прошедший аттестацию с целью установления СЗД, в течение трёх дней после заседания комиссии получает выписку из протокола, подкрепленную личной подписью, хранящуюся в личном деле работника. Результаты аттестации на подтверждение соответствия занимаемой должности действительны в течение пяти лет и только в организации, в которой работник проходил аттестацию на СЗД, поскольку её проведение осуществляется автономно в каждой организации. Работодатель по новому месту работы педагога может назначить проведение аттестации педагогического работника не ранее, чем через два года со дня трудоустройства. Сведения об аттестации педагогического работника на соответствие занимаемой должности не подлежат внесению в трудовую книжку работника.

Таким образом выглядит современная модель аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности. Мы понимаем, что рейтинговый статус образовательной организации, высокие и стойкие результаты развивающей, воспитательной, образовательной составляющей педагогического пространства целиком обусловлены личностными и профессиональными качествами педагога. Среди таковых выделим креативность, творческие устремления, порывы и увлеченность, открытость всему эффективному и новому в профессии, профессиональную раскрепощенность, такт, достаточно широкий кругозор, целеполагание и нацеленность на позитивный результат в каждой деятельности, навыки взаимодействия и командной работы.

Наша задача – помочь аттестующимся на СЗД педагогам найти свой педагогический стиль, утвердиться в правильности выбранного ими педагогического пути, демонстрировать стабильную высокую результативность в ходе реализации своей профессиональной линии, дать стимул для профессионально - личностного роста и становления педагога ОО.

Приложение 1.

Примерный Протокол аттестационной комиссии по итогам оценки профессиональных знаний для педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика