Ранее обучение английскому языку детей в условиях дошкольного образовательного учрежденият (Из опыта работы)

Краснова Елена Александровна,
заведующий МБДОУ «Детский сад №143» Советского района г.Казани,
педагоги
Мазитова Алия Разалиловна,
Салимуллина Румия Мансуровна.


Проблема полилингвального образования в настоящее время актуальна и обсуждаема. Однако становится все более очевидным, что в современном мире и обществе не обойтись без знания нескольких языков. Кроме того, изучение языков имеет благотворное влияние на владение родной речью, положительно сказывается на развитии ребенка, способствует формированию гармоничной личности. Поэтому полилингвальное обучение постепенно стало одним из приоритетных направлений нашего детского сада, что на наш взгляд, уже в стенах дошкольного учреждения позволяет приобщать детей к различным моделям мышления, поведения, общения.

С октября 2018г. детский сад является городской инновационной площадкой по теме: «Развитие коммуникативных компетенций дошкольников посредством создания полилингвальной образовательной среды ДОО».

Программа обучения английскому языку реализуется во всех группах, начиная со второй младшей, при этом учитываются возрастные и психологические особенности детей.

Целью полилингвального обучения в нашем учреждении является:

? воспитание личности, сохраняющей свою культурную идентичность и стремящуюся к пониманию других культур, уважающей другие культурные ценности;

? формирование языковых умений и навыков;

? развитие ребенка посредством русского, татарского и английского языков.

Было решено выделить два основных направления полилингвального образования:

? через создание предметно-развивающей среды;

? через различные виды деятельности.

Для последовательной и эффективной реализации полилингвального обучения мы используем образовательную модель «один педагог - один язык». В основе обучения - коммуникативная методика.

Обучающий процесс полностью реализуется на изучаемом языке. Происходит полное погружение в иноязычную среду. Дети слышат исключительно тот язык, который учат, что способствует его восприятию на интуитивном уровне.

Обучение трем языкам ведется параллельно с использованием УМК по татарскому языку и с опорой на имеющийся календарно-тематический план ДОО.

Используется дублирующая или сопровождающая модель, которая предполагает предъявление одной и той же единицы содержания на родном и английском языках. Обучение языкам проходит:

? в форме групповых занятий по лучшим зарубежным УМК и по авторской программе “Rainbow kids”, разработанной с учетом возрастных особенностей детей с учетом календарно – тематического планирования;

? во время режимных моментов, таких как утренние приветствия, зарядка, прогулка, отход ко сну, беседы в течение дня; используется авторская разработка режимных моментов на английском и татарском языках.

? в форме тематических занятий, основываясь на интересах детей;

? в процессе основного вида деятельности - игры. В сюжетно-ролевых играх дети отрабатывают основные модели поведения, а дидактические способствуют закреплению материала и развитию навыков общения на английском, татарском и русском языках. Постоянно пополняется копилка дидактических, настольных, театральных игр.

В настоящее время большое внимание мы уделяем позитивной социализации наших дошкольников. Обучение языкам в процессе социализации способствует усвоению норм и ценностей, существующих в различных культурах, ` позволяя создавать условия для успешной жизни ребенка в современном многонациональном обществе. Хорошей традицией стало посещение старшими дошкольниками детей младших групп с различными акциями, волонтерство в преддверии праздников, когда старшие дошкольники помогают младшим, обучая их элементарным навыкам самообслуживания, и в то же время тренируя свои языковые навыки в реальной жизненной ситуации. Полилингвальное обучение `успешно реализуется нами и в процессе такой технологии как «клубный час», когда дети в течение часа свободно перемещаются по детскому саду, посещая клубы по интересам и где они могут общаться на одном из трёх языков. Так каждый год организовываются клубные часы «Космос» (the space), «Юный пешеход» (the rules of the road), «Зимушка-зима», «День победы», «?и?? к?не”, “Туган тел.” Практически на всех традиционных праздничных мероприятиях в нашем детском саду дети выступают на трех языках: “Праздник урожая”, “Новый год”, “8 Марта”, “Мамин день”, День победы”, “День родного языка”. Подготовка к подобным выступлениям стала хорошим подспорьем в изучении татарского и английского языков. Речевому и творческому развитию наших детей в рамках полилингвального образования способствует их участие в театрализованных постановках, мюзиклах: “Cinderella”, “Little turnip”, “The wasp and the bee”, “?ч кыз туган”, “Куян кызы”.

Мы активно привлекаем родителей к участию в процессе образования, поэтому было принято решение о проведении для них занятия английского языка в формате «взрослый+ребенок», где они могут также окунуться в языковую среду, чтобы в дальнейшем использовать язык в общении с детьми.

Большое внимание уделяется педагогическому составу. Все педагоги владеют английским и татарским языками, знают и используют методику обучения детей языкам, постоянно совершенствуют свои знания. Реализуя данную инновационную тему в учреждении, проводятся семинары-практикумы, педсоветы, конкурсы дидактических пособий и конспектов, занятий, проектов и праздников с использованием инновационных идей, что служит основой организации мероприятий по обмену опытом.

Результатом нашей работы стала победа детского сада в 2020г. в городском конкурсе методических разработок и дидактических пособий полилингвального обучения в номинациях: «Методическое обеспечение реализации программы полилингвального обучения дошкольников».

По результатам нашей работы полилингвального детского сада можно с уверенностью утверждать об эффективности представленной выше модели обучения дошкольников родному и иностранному языкам.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика