Абдрахманова Э.М.,
заведующий МБДОУ «Детский сад № 68» Советского района г.Казани,
Мавлюдова А.Ш.,
старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 68» Советского района г.Казани,
Биккинина А.Р.,
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 68» Советского района г.Казани
Учитывая особую значимость обучения детей правилам безопасного поведения на дороге, и то обстоятельство, что детский сад является первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад №68» представляет дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Многофункциональный дидактический коврик для игр c программируемой робопчелой Вee-Вot» по воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дорогах». В основу создания пособия заложена идея интеграции образовательного модуля «Робототехника» парциальной модульной программы «STEM – образование детей дошкольного возраста» (под ред. Т.В.Волосовец, В.А.Марковой, С.А.Аверина)[9] в практическую деятельность по привитию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста.
Обучающий материал для дидактического пособия разработан на основе рекомендаций учебно-методических пособий «Обучение детей в дошкольных образовательных организациях правилам безопасного поведения на дорогах» (вариативные модули к образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие» /Р.Ш.Ахмадиева, Н.С.Аникина, Е.Е.Воронина, В.Н.Попов [6] и «Познавательное развитие» /Р.Ш.Ахмадиева, Н.С.Аникина, Л.Р.Габдурахманов, Р.Н.Минниханов, В.Н.Попов) [5].
Цель: Внедрение инновационных технологий обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры с робопчелой Вee-Вot.
Задачи:
1. Формировать у детей комплекс знаний о правилах безопасного поведения на дорогах;
2. Развивать у детей навыки программирования, способность к речевому планированию и речевому комментированию, умение составлять алгоритмы.
3. Воспитывать осознанное отношение к соблюдению правил дорожной безопасности.
Данное пособие было представлено коллективом педагогов на Международном конкурсе авторских методических разработок по STEM-образованию детей дошкольного и младшего школьного возраста «STEM-педагог», организованном ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» г.Москва и получило Диплом победителя.
Оборудование для организации и проведения дидактической игры с робопчелой Bee-Bot
Bee-Bot - это программируемый робот, предназначенный для использования детьми от 3 до 7 лет. Робопчела Bee-Bot прекрасно подходит для применения в детском саду, так как чрезвычайно популярна и любима детьми за простое управление и дружелюбный дизайн.
Достоинства робопчелы Bee-Bot:
- Прочный и компактный дизайн.
- Безопасен в использовании.
- Простое и понятное программирование, не связанное с использованием компьютера.
- Память до 40 шагов, точные перемещения шагом в 15 см и поворотом в 90°
- Звуки и сверкающие глаза, подтверждающие исполнение инструкций.
- Простая зарядка через USB компьютера или через сетевой адаптер.
Этот яркий, красочный, простой в эксплуатации маленький робот является замечательным инструментом для игры и обучения!
Благодаря кнопкам на спинке робопчелы, Вee-Вot можно запро-граммировать на любой маршрут передвижения, таким образом с её помо-щью можно одновременно решать множество образовательных задач: за-креплять знания детей о дорожных знаках, количественный счёт, геометри-ческие формы, ориентирование на плоскости и в пространстве (влево, впра-во, вверх, вниз, правый верхний угол и т.д.). В процессе игры с умной пче-лой Bee-Bot у детей развивается не только логическое и пространственное мышление, коммуникативные навыки, умение работать в группе, но и навыки счета, чтения, прогнозирования ситуации, умение составлять алгоритмы. Ра-бота с Bee-Bot учит детей структурированной деятельности, развивает вооб-ражение и предлагает массу возможностей для изучения причинно-следственных связей. Bee-Bot является идеальной отправной точкой для обу-чения детей дошкольного возраста программированию, что является пред-посылками формирования инженерного мышления, компетенции XXI века.
Робопчела Bee-Bot, как инструмент интеграции stem-технологий, может с большим успехом применяться педагогами ДОУ для привития навыков безопасного поведения на дорогах и закрепления знаний правил дорожной безопасности у дошкольников.
Дидактический коврик для игр с робопчелой Вee-Вot изготовлен педагогами ДОУ из белой клеёнки на тканевой основе.
Игровое поле коврика расчерчено маркером на квадраты 15*15 см, это соответствует длине одного программируемого шага робопчелы. На каждый квадрат наклеивается прозрачный «карман» из плёнки для вкладывания кар-тинки. Размер коврика выбирается исходя из нужного количества карма-нов по вертикали и горизонтали, в нашем случае изготовлены дидактические коврики с квадратами 3х6 и 4х5.
Для организации и проведении игры необходим набор тематических картинок: «Дорожные знаки», «Транспортные средства», «Номера телефо-нов экстренных служб» и др.
Методические рекомендации при организации дидактических игр
с робопчелой Bee-Bot
В зависимости от темы и цели обучающей игры педагог меняет картинки в «карманах» дидактического коврика, например, дорожные знаки на транспортные средства, и во время игры дети закрепляют названия маршрутных транспортных средств (трамвай, троллейбус, автобус), специализированных наземных транспортных средств (грузовые автомобили: самосвалы, фургоны, цистерны и т.п.), транспортные средства специального назначения, телефоны вызова экстренных служб и т.д.
Можно организовать работу детей в парах, тройках, малыми подгруп-пами, развивая коммуникативные навыки общения, умение договариваться в процессе игры.
В процессе игры обращаем внимание детей на правильное использова-ние в речи терминологии в соответствии с терминами и понятиями Правил дорожного движения, рекомендуемых специалистами ГБУ «Научный центр безопасности жизнедеятельности» Республики Татарстан.
При выборе дорожных знаков для игры в первую очередь отбираем знаки, которые необходимо знать пешеходам, нашим воспитанникам, как полноправным участникам дорожного движения.
Заключение
Имея на руках этот универсальный многофунциональный дидактический коврик, педагогу достаточно изменить расположение картинок в карманах дидактического коврика, чтобы создать новые комбинации для игр с робоп-челой Bee-Bot, что позволяет в увлекательной и познавательно - ненавязчи-вой форме прививать детям навыки дорожной безопасности.
В процессе игровой деятельности с робопчелой Вee-Вot, через обучение программированию и выстраиванию алгоритма последовательных событий, ребенок учиться анализировать ситуацию и предвидеть последствия своих поступков, что поможет формировать у него навыки осознанного поведения в дорожных ситуациях.
Учитывая актуальность проблемы обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах и сложность в закреплении терминов и понятий правил дорожного движения в практической деятельности, данное авторское пособие может быть рекомендовано для использования в воспитательно-образовательном процессе ДОО, а также применяться в качестве инструментария в педагогической диагностике при обучении детей в дошкольных образовательных организациях правилам безопасного поведения на дорогах (вариативный модуль к образовательной области «Социально-коммуникативное развитие») [6].
Список литературы
1. Безопасная дорога: рабочая тетрадь по проверке знания детьми 6-7 лет правил безопасного поведения на дорогах/Авт.-сост. Хабибрахманова Д.Р. - Казань: ГБУ «НЦБЖД», 2018.-24с.
2. Дорожные уроки: учебное пособие по правилам дорожной безопасности – ООО «Издательство «Кедр» -35с.
3. Знай, помни, соблюдай: рабочая тетрадь по проверке знания детьми 6-7 лет правил безопасного поведения на дорогах/Авт.-сост. Фаттахова Г.В. - Казань: ГБУ «НЦБЖД», 2018. - 20с.
4. Инновационные подходы к обучению детей дошкольного возраста прави-лам безопасного поведения на дорогах: учебно-методическое пособие/под общ редакцией Ахмадиевой Р.Ш. - Казань: Фолиант, 2018.-80с.
5. Обучение детей в дошкольных образовательных организациях правилам безопасного поведения на дорогах: (вариативный модуль к образовательной области «Познавательное развитие»): учебно-методическое пособие для пе-дагогов дошкольных образовательных организаций /Сост.: Ахмадиева Р.Ш, Аникина Н.С., Габдурахманов Л.Р., Минниханов Р.Н., Попов В.Н. – Казань: ООО «Фолиант», 2017. – 248с.
6. Обучение детей в дошкольных образовательных организациях правилам безопасного поведения на дорогах (вариативный модуль к образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»): учебно-методическое по-собие для педагогов дошкольных образовательных организаций /Ахмадиева Р.Ш., Аникина Н.С., Воронина Е.Е., Попов В.Н. – Казань: Фолиант, 2016. – 100с.
7. Образовательный модуль «Робототехника»: учебно-методическое пособие/ Аверин С.А., Маркова В.А., Теплова А.Б. - М.: БИНОМ. Лаборатория зна-ний, 2018. - 80с.:с ил.
8. Попов В.Н. Транспортные средства/ В.Н.Попов под ред. к.т.н. Рамазанова Р.В. - Казань: ООО «Фолиант», 2018. - 36с.
9. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А. - 2-е изд., стереотип. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. -112с.:ил.
10. Умные и сложные правила дорожные/Ахмадуллина В.П. - Казань: Изда-тельство ГБУ «НЦБЖД», 2018. - 28с.:ил.