Применение CLIL-технологии в дошкольной организации

Фаттиева Айсылу Асгатовна,
старший воспитатель ДГ при
МБОУ «ООШ № 108» Советского района г.Казани


В современном мире каждый родитель стремится создать условия для того, чтобы его ребенок стал успешным в жизни. На сегодняшний день мы видим, что владение одним или несколькими иностранными языками рассматривается как важный фактор социально-экономического, научно-технического, культурного прогресса, и становится нормой.

Дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом для изучения иностранных языков. В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка чрезвычайно возрастает познавательная активность, интерес к познанию окружающего мира, и именно этот живой интерес ребенка и необходимо использовать при обучении дошкольников иностранному языку. Еще К.Д. Ушинский писал, что «дитя приучается в несколько месяцев так говорить на иностранном языке, как взрослый не может приучиться в несколько лет» . Уникальная предрасположенность к речи, пластичность природного механизма усвоения речи, а также определенная независимость этого механизма от действия наследственных факторов, связанных к принадлежности к той или иной национальности, - все это дает ребенку возможность при соответствующих условиях успешно овладеть другими языками, считает и А.А.Леонтьев .

Проблемой раннего обучения иностранному языку занимались такие ученые, как Н. В. Тарасова, Н. А. Малкина, И.Л. Шолпо, Н. Ф. Талызина. Большинство ученых сходятся во мнение, что на ранней ступени обучения язык должен, прежде всего, рассматриваться как средство развития личности ребенка с учетом мотивов, интересов и способностей. Основное внимание должно уделяться языку, как средству коммуникации, а не своду грамматических правил. Как считает И. Л. Шолпо, раннее обучение иностранному языку направлено на решение следующих задач:

1. Развитие навыка аудирования (иностранный язык используется как средство для достижения своих целей).

2. Формирование лексического навыка в соответствии с возрастными особенностями старших дошкольников (регулярное пополнение лексического запаса).

3. Формирование желания для дальнейшего изучения иностранных языков (развитие интереса к культуре других народов).

В последние годы всё большую популярность в преподавании английского языка набирает метод CLIL или предметно – языковое интегрированное обучение. Давайте рассмотрим, что же это за аббревиатура:

CLIL

Content - предмет

Language - язык

Integrated - интеграция

Learning - обучение

Эта технология рассматривает изучение иностранного языка, как инструмента для изучения других предметов.

CLIL, по мнению Е.А. Холкиной, существенно повышает мотивацию у детей к изучению языка, в дошкольной организации, поскольку язык выступает не целью, а средством изучения другого предмета. Идея состоит в том, чтобы изучать предмет через иностранный язык, то есть преподавание любого предмета «с использованием языка». CLIL – это не язык через игру, а игра через язык. Естественное освоение иностранного языка через другие предметные области, скажем, через рисование, физкультуру, умелые руки, обществознание, музыку.

Технология CLIL активно применяется в Финляндии, Австрии, Испании, Голландии, Казахстане, Эстонии. На данный момент в России эта технология используется в общеобразовательных школах с углубленным изучением иностранных языков, где уровень языка учащихся является достаточным для изучения предметов на языке, а также в неязыковых колледжах и университетах. В начальной школе данный метод внедряется лишь небольшими порциями во время урока иностранного языка.

В последнее время данная технология приобретает популярность и в Республике Татарстан. На данный момент несколько образовательных учреждений Республики Татарстан работают над реализацией этой технологии. Реализация находится на раннем этапе. На этом этапе учителя-предметники по физике, математике, биологии, информатике и химии постепенно внедряют практики CLIL, с каждым годом расширяя свою компетенцию в этой области. Идет работа по разработке учебно-методических пособий.

Проблема изучения иностранного языка, начиная с детского сада, является очень актуальной на сегодняшний день. В связи с этим, у педагогов дошкольного образования возникает необходимость использования в своей работе наиболее эффективных и результативных форм и методов усвоения иностранного языка, в частности английского.

У данной технологии CLIL есть ряд важных характеристик, которые позволяют достичь значительных положительных результатов, несмотря на всю сложность во внедрении технологии CLIL. Наша дошкольная организация является частью МБОУ «ООШ №108», которая начала внедрять эту технологию с сентября 2020 года. Преимущества данной технологии в том, что воспитатели во всех образовательных областях ненавязчиво и легко могут использовать на организованной учебной деятельности английский язык. У нашего творческого и молодого коллектива уже есть определенный лексический запас. С сентября 2020 года для помощи воспитателям 1 раз в неделю в детском саду для воспитателей и младших воспитателей были организованы уроки английского языка. Учитель английского языка проводила консультации с педагогами по отработке запланированных английских слов, фраз, предложений, транскрипции, а затем все вместе отрабатывали произношение. Эти фразы, предложения воспитатели использовали в режимных моментах. Создан полилингвальный словарный минимум на каждую группу, где прописаны режимные моменты, лексический материал по основным темам, начиная от младшей до старшей группы.

В новом 2021/2022 учебном году мы планируем внедрять интегрированные занятия три раза в неделю на английском языке.

При обучении английскому языку дошкольникам даются только элементы CLIL-метода. Например, на занятии по ИЗО можно провести эксперимент со смешиванием красок. Дети путем смешения двух или даже трех цветов получат новый цвет. Их действия комментируются преподавателем на английском языке, тем самым дети, погружаясь в языковую среду, получают новые знания.

Подобные интегрированные занятия существенно повышают у детей мотивацию к изучению английского языка, поскольку язык выступает уже не целью, а средством изучения другого предмета, то есть воспитанники видят, что с помощью английского можно узнавать новую интересную информацию.

Основами метода CLIL, используемого в дошкольных организациях, являются следующие постулаты:

• повышение мотивации педагогов и воспитанников;

• поощрение и мотивация к независимости и собственному мнению;

• улучшение грамотности как первого, так и второго

языка;

• развитие навыков мышления;

• развитие культуры и межкультурных знаний;

• обогащение лексики обучения.

При обучении английскому языку дошкольников используются только компоненты CLIL метода. Таких тем, где можно успешно использовать данный метод, много: животные, природа, времена года, еда и напитки, цвета и многие другие. Главная цель заключается в приобретении детьми положительного отношения к английскому языку, в понятии всей полезности языка и в желании самостоятельного изучения. Если дети учатся естественно и что-то новое преподносится им в игровой форме, их отношение к открытию и изучению новых вещей всегда позитивно.

У данного подхода есть ряд важных характеристик, которые позволяют достичь значительных положительных результатов, несмотря на всю сложность внедрения CLIL. В первую очередь, технология CLIL обладает двумя важными качествами, такими, как переносимость и гибкость, он применим практически на любых занятиях.

Во-вторых, CLIL отвечает всем требованиям современного общества по части предоставления возможности эффективно изучать языки и развивать критическое и гибкое мышление, что даёт возможность активно участвовать в глобальном диалоге.

Почему же мы обратились именно к этой технологии?

1. Ребенку с CLIL интереснее.

2. Дети развивают навыки общения на английском языке в естественных условиях.

3. Дети полностью, но комфортно погружаются в языковую среду.

4. Дети тренируют все языковые навыки.

5. Малыши улучшают навыки естественной устной речи.

6. У детей развивается интерес к английскому языку, к использованию его в реальной жизни.

В заключение стоит отметить, что внедрение CLIL безусловно требует новых научно-педагогических исследований. И, хотя схема адаптации CLIL до конца не изучена, мы считаем целесообразным использование данного подхода в реализации языкового образования в системе дошкольного образования, в результате чего повысится уровень готовности выпускников к активной коммуникативной деятельности.

В настоящий момент мы более целенаправленно работаем над разработкой занятий таким образом, чтобы в каждой теме были использованы упражнения для создания благоприятной атмосферы для детей. Однако уже сейчас мы бы сделали вывод, что внедрение метода CLIL в учебный процесс дошкольного учреждения однозначно содействует всестороннему развитию ребенка, расширению его кругозора при помощи английского языка и способствует тому, что каждому ребенку предоставляется уникальная возможность не только познакомиться с другим языком, но и «прочувствовать» его.

Список литературы:

1.Мосина М.А. Применение технологии CLIL в билингвальном обучении дошкольников.

2. Холкина Е.А., Кужракаева А.К., Альмагамбетова Л.С. Метод CLIL при обучении дошкольников английскому языку: газета. [Электронный ресурс]. URL: http://gazeta.ipksko.kz/ru/nomer/2017-god/5-9/345-metod-clil-pri-obuchenii-doshkolnikov-anglijskomu-yazyku (дата обращения: 01.06.2018).

3. Content and Language Integrated Learning (CLIL) at School in Europe. Eurydice. The Information Network on Education in Europe. Brussels: Eurydice, 2005.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика