Е.А.Поморцева, воспитатель, И.В.Смирнова, учитель русского языка
МАОУ «Прогимназия №29» Советского района
Познавательное и речевое развитие детей находится в тесной связи. Чем больше ребенок проявляет интерес к окружающему миру, тем быстрее и правильнее формируется его речь!
В век компьютерных технологий у детей, казалось бы, есть все для развития (интернет, телевидение, гаджеты), но все больше детей встречается с трудностями в речевом развитии, точнее, со связной речью, и это актуально.
Очевидные причины трудностей в речевом развитии детей: особенности нервной системы ребенка, чрезмерная опека, отсутствие мотивации к разговору, замещение общения гаджетами, а главное утеряна значимость и важность чтения детских книг.
Работа прогимназии основана на преемственности детского сада и начальной школы. С введением ФГОС ДО и НОО непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы на каждой ступени образования прогимназии для обеспечения преемственности в развитии речи ребенка.
Актуальностью проблемы связной речи занимались педагоги новаторы: О.С. Ушакова, В.Ф. Габдулхаков, И.В. Вронская, И.А. Шишкова, М. Е. Вербовская.
Проводя мониторинг развития речи детей дошкольного возраста, определив трудности в речевом развитии, мы пришли к пониманию, что необходимы новые ресурсы и технологии для поддержания интереса и качества речевого развития детей на русском, татарском и английском языках.
Целью совместной работы по преемственности детского сада и начальной школы стало создание условий для развития речевых умений, формирования навыков коммуникативной культуры на занятиях в детском саду и уроках русского языка и литературы, а также татарского и английского языков в начальной школе.
Выполняя задачи, утвержденные ФГОС ДО и НОО, мы стремимся к тому, чтобы каждый ребенок был активен, чувствовал себя в диалоге, разыгрывал речевые ситуации, овладел нормами, правилами языка и коммуникативными способностями.
В своей работе активно используем современные технологии, эффективность которых очевидна: технологии проблемного обучения, игрового обучения, информационно – коммуникативные технологии и технология проектирования.
Изучая опыт педагогов-новаторов, мы нашли интересный, на наш взгляд, инструмент развития речи - Виммельбухи. Что же такое Виммельбухи? Виммельбух - это универсальный инструмент развития речи.
Его придумали в Германии (от немецкого слова «wimmeln» — толпиться). Это книги с большим количеством детально прорисованных картинок. Они весёлые, интересные и могут занимать внимание ребёнка довольно долго. Для развития речи ребенка, ему необходимо как можно чаще рассматривать книги, в которых абсолютно нет слов, что позволяет использовать их при обучении детей татарскому и английскому языкам. Но зато есть картинки, по которым можно рассказывать увлекательные истории. Виммельбухи имеют свои отличительные особенности. Количество разворотов небольшое — 7-10, напечатанных на плотном картоне. «Классический» Виммельбух достаточно большой, формата А2, однако существуют и более компактные варианты, которые удобно использовать в индивидуальной работе. В Виммельбухе нет единого смыслового центра, сюжетные линии разворачиваются одновременно, можно находить новые взаимосвязи, жизненные ситуации, «подсматривать» за привычками любимых героев, сравнивать и предполагать развитие событий, знакомиться с новыми словами, понятиями, взаимосвязями, — и все это в виде увлекательных, сиюминутно рождающихся историй. Виммельбухи совершенно ненавязчиво тренируют память, внимание, расширяют словарный запас, развивают кругозор, умение находить причинно-следственные связи.
Изучив Виммельбух более конструктивно, нами разработаны методические рекомендации «Технология Виммельбух как метод развития речи детей старшего дошкольного возраста», которые стали основой для разработки дальнейших методических рекомендаций для детей начальной школы.
Родителям детей детского сада и начальной школы было предложено ознакомиться с фактами о пользе Виммельбуха».
1. Виммельбух – делает взгляд острее. Помогает лучше видеть и понимать окружающий мир, людей, ситуации. Каждый раз можно увидеть новое!
2. Виммельбух сохраняет физическое здоровье. Видеть образы, называть слова, находить объяснения – гимнастика для мозга. Без всякого риска получить травму!
3. Виммельбух развивает логическое мышление, память и внимание, помогает сконцентрироваться.
4. Виммельбух дарует спокойствие, не требует лишний раз дергать ребенка, видя, что он с книгой.
5. Виммельбух положительно влияет на окружающую среду. Если вы рассматриваете Виммельбух, то дерево (из которого оно было сделано) срублено не напрасно!
6. Виммельбух помогает общению с людьми, обмениваться своими впечатлениями. Даже скучные разговоры можно изменить на интересное высказывание, что произведет большое впечатление и раскроет талант рассказчика.
7. Виммельбух нужен, полезен для родителей. Наблюдая за тем, как ребенок наслаждается книгой, взрослые втягиваются с интересом, даже если они слишком заняты, будут благодарны ребенку за вновь обретенное счастье!
8. Виммельбух положительно влияет на развитие характера. Ведь разглядывая Виммельбух, фантазируя, можно путешествовать так далеко, как только пожелаешь и воплощать самые фантастические мечты.
Какие тематики содержит Виммельбух? Самые разнообразные, те, которые могут возникнуть в воображении и взрослого и ребенка. «В деревне», «Пиратская книга», «Корабли», «Колесо» История начинается в Виммельбухе с «Зимней книги» и продолжается «Весенней книгой», «Летней книгой» и «Осенней книгой». «Ночная книга», где изображено то, что происходит с героями серии, когда на улице ночь. Просто необыкновенные по своей полноте иллюстрации Виммельбуха «Сказки Пушкина», где скрыто так много интересного и познавательного, что только воображение, интерес способны раскрыть новое и неизведанное в этой книге. С помощью картин Виммельбуха дети с интересом также изучают материал на занятиях в детском саду и на уроках в начальной школе.
Картины используются при работе над самыми различными темами программы и служат подсказкой для употребления отдельных слов, построения словосочетаний и предложений, а также для составления связных текстов. Называние того, что изображено на рисунке, облегчает на уроках организацию фонетических наблюдений над звуковым строем, составом слова, позволяет привлечь внимание к звукам и к буквенной передаче их на письме.
Когда начинать читать Виммельбухи? Это книга на любой возраст. Виммельбухи подходят для людей любого возраста, и начитать их читать можно с самого раннего детства. Важно увидеть тему, которая интересует ребенка. Подобрав вопросы и игровые задания, интерес ребенка можно удерживать долгое время и соответственно решить главные задачи речевого развития: увеличение словарного запаса, развитие фантазии, логики, внимания, знакомство с окружающим миром, совместный досуг родителей и ребёнка.
Выводы. В системе работы по речевому развитию важное место занимает технология Виммельбух. Поэтому в системе воспитания и развития речи, овладения нормами литературного языка в его устной и письменной форме на занятиях и уроках, осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющая обеспечить необходимый эффект достижения поставленных коммуникативных целей.
И главное, для нас педагогов, стремящихся раскрыть детский потенциал, Виммельбухи становятся настоящими помощниками, лучшими друзьями в совместном сотрудничестве взрослого и ребенка.
Игровые задания.
«Карандашик–вертушок»
Ребенку предлагают взять в руки карандаш. Причем любого цвета на выбор. Покатать карандаш в ладонях. Обращают внимание, что на конце карандаша картинка, и если карандаш быстро покрутить - то картинка «оживет» будет двигаться. (Развитие мелкой моторики)
«Карандашик–находилка»
Рассмотрев внимательно картинку на карандашике, нужно отыскать такой же элемент на основной картине. (Развитие внимания, памяти, логики)
«Карандашик-рисовалка»
Ребенку предлагается не закрашенный на общей картине элемент, который нужно дорисовать, предварительно отыскав именно свой элемент.
«Собиралки»
Детям предлагается собрать элемент пазлов, каждый ребенок собирает свой элемент, затем элементы соединяются в общую картину. Для решения головоломки дети сортируют детали по цвету, ситуации или героям, по частям рисунка (середина или край). Правильность собранных пазлов проверяется совместно и сравнивается с общей картиной. Развитие координации глаз и рук. Дети используют метод проб и ошибок, чтобы решить головоломку, и это требует большой концентрации внимания и правильной координации глаз и рук.