Результаты апробации инструментария мониторинга качества дошкольного образования детей от 0 до 3 лет в муниципалитете

Романова Наталья Геннадьевна,
методист по дошкольному образованию
УМС ИМО УО ИКМО г.Казани по Советскому району


С 2014 года во всех субъектах Российской Федерации в полном соответствии с действующими требованиями нормативных правовых актов реализуются мониторинговые мероприятия в сфере дошкольного образования с использованием различных собственных и независимых разработок. Разнообразие реализуемых подходов и моделей оценки качества не позволяет интегрировать на федеральном уровне данные региональных мониторингов без потери ключевой информации.

В АНО ДПО «Национальный институт качества образования» по заказу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки создана целостная, научно обоснованная Концепция мониторинга качества дошкольного образования (МКДО) Российской Федерации, учитывающая социокультурные особенности российской системы образования и задающая единую методологическую основу федеральных, региональных, муниципальных, внутриорганизационных систем оценки и мониторинга качества образования. Концепция соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и обеспечивает необходимые условия для формирования единого образовательного пространства Российской Федерации.

Концепция построена на основе результатов национальных исследований качества дошкольного образования и представляет единые принципы и подходы к мониторингу качества дошкольного образования, формулирует требования к механизмам, процедурам и инструментарию мониторинга, описывает систему показателей качества дошкольного образования и предлагает методы их оценивания.

Основные задачи Концепции МКДО – создать единую модель мониторинга качества образования РФ

С сентября по декабрь 2020 года в г.Казани прошла апробация нового инструментария «МКДО 0-3». В апробации приняло участие 3 дошкольных учреждения, имеющие группы раннего возраста, 2 из них новостройки 2019 года и 1 – после капитального ремонта.

Раннее детство – это время установления базовых отношений ребенка с миром. Шкалы МКДО 0-3 основываются на:

- понимании нормативно-правовой основы дошкольного образования в РФ;

- на представлениях детской, возрастной и специальной психологии о современном детстве, закономерностях развития и обучения детей младенческого, раннего и дошкольного возраста;

- на результатах анализа отечественных и международных государственных систем оценки качества системы дошкольного образования;

- на современном опыте лучших педагогических практик дошкольного образования;

- на научных представлениях об образовании детей с нормативным и нарушенным развитием;

- на анализе ФГОС ДО;

- на представлениях о преемственности всех уровней образовательной системы.

Мониторинг качества дошкольного образования состоит из 9 областей, в которые включены 77 показателей и модель уровневой оценки. Области качества - это не только образовательная деятельность, но и образовательные условия, взаимодействие с родителями, здоровье, безопасность, присмотр и уход и т.д.

Апробация мониторинга включала в себя самооценку педагога, внутреннюю оценку качества образовательной среды группы ДОО, внутреннюю оценку ДОО, независимую оценку качества образования и внешнюю экспертную оценку качества образования. Шкалы МКДО предусматривают базовую 5-уровневую систему оценивания.

Если в ДОО по объективным причинам вообще не ведется деятельность, предусмотренная каким-либо показателем, например, при отсутствии детей с ОВЗ в группе и в детском саду в целом, может быть зафиксирована отметка «НП».

Нулевой уровень. Если работа по оцениваемому показателю не ведется или хотя бы один из индикаторов 1-го уровня не может быть оценен положительно, то речь идет о тревожном уровне качества образования по данному показателю.

1-ый уровень качества свидетельствует о том, что деятельность в оцениваемом направлении ведется, но требуется серьезная работа по ее совершенствованию, поскольку регистрируемый уровень качества сопровождается значительными недочетами / нарушениями нормативно-правовых требований в сфере дошкольного образования.

2-й уровень свидетельствует о том, что в ДОО практически полностью выполняются требования нормативно-правовых актов в сфере дошкольного образования, но базовый уровень качества не достигается из-за 1–3 недочетов /нарушений.

На 3-м уровне качества в ДОО обеспечивается полное выполнение требований ФГОС ДО и других нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность дошкольного образования РФ.

Превышение базового уровня качества свидетельствует о создании лучших условий для образования детей в ДОО и поощряется. Концепция МКДО предусматривает два повышенных уровня.

4-й уровень. Данный уровень указывает на наличие системного подхода к работе по измеряемому направлению. ДОО 4-го уровня нацелены на постоянное совершенствование своей образовательной деятельности и характеризуются активным вовлечением сотрудников ДОО и родителей воспитанников в принятие решений, стремятся к эффективному управлению ресурсами организации, в том числе управлению знаниями как важнейшим ресурсом организации.

5-й уровень. На данном уровне качества фиксируется значительное превышение базового уровня, предусмотренного нормативно-правовыми требованиями в сфере дошкольного образования РФ, отмечается как выдающийся результат в измеряемом показателем направлении деятельности ДОО и выделяется как пример лучшей практики. Для подтверждения данного уровня качества ДОО привлекаются региональные эксперты МКДО, экспертное наблюдение сопровождается фото- и видеосъемкой, которая вносится в единую информационную платформу МКДО и в последующем помещается в коллекцию лучшей педагогической практики субъекта РФ и Российской Федерации в целом.

Внимание эксперта фокусировалось на качестве педагогической работы: это качество педагогических процессов и качество созданных для них условий.

Итоговая оценка детских садов по муниципалитету составила 3,25. Все детские сады, попавшие в апробацию мониторинга МКДО 0-3 соответствуют базовому уровню, но есть куда стремиться.

Независимая оценка качества образования проводилась по анкетированию родителей, законных представителей. Степень удовлетворенности показывает средний балл- 2.50 стремиться к базовому, коллективам есть над чем работать.

По итогам экспертного заключения дошкольные организации сделали выводы, а также это послужило основой для программы развития. В детских садах разработаны дорожные карты по повышению качества дошкольного образования.

Данные мониторинга можно использовать для профессионального самосовершенствования педагогов ДОО, есть возможность подробно изучить инструментарий МКДО, провести самооценку своей педагогической деятельности с его использованием; изучать результаты МКДО, выявлять зоны рисков и возможностей в своей профессиональной деятельности. Материалы мониторинга можно использовать для ВСОКО (внутренний) и НСОКО (внешний).


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика