Молодой учитель. Учимся учить.

Киямова Динара Ринатовна,
заместитель директора по учебной работе
МБОУ «Многопрофильный лицей №185»
Советского района г.Казани


«Если твои планы рассчитаны на год — сей просо,
если твои планы рассчитаны на десятилетия — сажай деревья,
если же твои планы рассчитаны на века — воспитывай людей».
(Восточная пословица)

Из-за отсутствия опыта молодой специалист, который только что начал свой трудовой путь, часто чувствует себя один на один с различными трудностями. Работать по профессии учителя намного сложнее, по сравнению с представителями других профессий. Если даже человек получил образование в специальном учебном заведении по специальности «учитель», он не сможет сразу стать настоящим учителем. Чтобы стать профессионалом в своей деятельности, недостаточно только тех знаний, которые получены по программам специалитета. Поэтому в коллективе учителей на первый план выходит задача активизации наставнического движения. Старший, опытный учитель учит молодого специалиста секретам профессии.

Одна из важнейших проблем в образовании в текущее время - привлечение и закрепление молодых учителей в школе. При организации работы в лицее по данной проблеме был изучен опыт работы и других регионов.

У начинающего педагога возникают серьезные проблемы, так как большая часть времени учителя уходит на подготовку к уроку, и, следовательно, возникает перенапряжение, усталость и, конечно же, угасает интерес к работе. Также у молодого специалиста вызывает большое затруднение составление рабочих программ по предметам, конспектов уроков и технологических карт, которые обеспечивают достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Для помощи молодым педагогам у нас в лицее организована «Школа молодого педагога». Данная школа работает в целях выявления сферы, вызвавшей трудности у начинающих учителей, организации деятельности, направленной на развитие их профессионального мастерства. Эта Школа является системой, создающей условия для профессионального и личностного роста молодого учителя. В рамках данной Школы проводятся мастер-классы, открытые уроки и мероприятия, круглые столы совместно с администрацией и опытными педагогами. Здесь же выявляются наиболее серьезные проблемы начинающих педагогов в учебном процессе и определяются пути их разрешения, формируются навыки самоорганизации и активности, самостоятельного управления своим профессиональным развитием.

Также большое внимание в лицее уделяется вопросу наставничества. Давайте представим молодого человека, который только что получил диплом и пришел в школу. Естественно, в каждой школе есть свои правила и порядки. Возможно, в начальном этапе работы все покажется не таким сложным, потому что продолжается душевный подъем и эйфория. Но вслед за этим пойдут и противоречия. И корнем этих противоречий будет являться то, что он – молодой учитель.

Например, непонимание может возникнуть с администрацией. В первый год своей деятельности молодой специалист мало что знает и пытается придерживаться поставленных рамок. При выполнении разных поручений он допускает много ошибок. Если администрация терпеливая и внимательная, то будут указаны пути решения возникших вопросов.

Также могут возникнуть противоречия с учениками. Естественно, учитель, который в первый раз заходит в класс, открывает свой подготовленный конспект и думает, что урок будет слаженным, так как он объяснит нужный материал и задаст интересные вопросы. Вот звенит звонок, учащиеся садятся и все идет не по задуманному плану, так как учитель пока не может полноценно мотивировать учеников, он недооценивает разницу между знаниями, полученными в институте, и практической ситуацией.

Также могут возникать и другие противоречия между всеми участниками образовательного процесса.

Чтобы не было вышеперечисленных проблем у нас в лицее организована “Школа наставничества”, целью которой является оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении. В рамках данной Школы используются различные формы обучения: лекции, обмен опытом, дискуссии, круглые столы.

Интересным опытом является ведение уроков учителем для коллег, которые играют роль учеников. Тогда польза получается двойная. Ведь когда учитель в роли ученика получает урок, он наиболее ясно начинает понимать все нюансы и доступность методов учителя. При дальнейшем обсуждении таких уроков выявляются очень интересные моменты, которые были невидны при работе с учениками.

Кроме того, за каждым молодым педагогом закреплен педагог-наставник. Школа наставничества в нашем лицее отличается тем, что наставниками могут быть не только опытные педагоги или администрация, но и молодые педагоги, которые недавно прошли такой же период становления.

Перед началом работы молодой специалист проходит анкетирование или собеседование, где рассказывает о своих трудностях. После этого составляется план работы начинающего учителя с наставником, разрабатываются и проводятся внеурочные мероприятия.

В нашем лицее молодые специалисты под руководством наставника уже достигли определенных результатов: участвовали в семинарах для молодых педагогов, в профессиональном конкурсе “Учитель года”, прошли курсы повышения квалификации, проверили себя в научных и исследовательских работах для различных конкурсов и НПК.

Разнообразные формы работы педагогов-наставников с начинающими специалистами способствуют развитию интереса к профессии, освоению различных приемов работы с учащимися и их родителями, а также оказывают положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика