Проектно-исследовательская деятельность как инструмент развития познавательной активности учащихся: интеграция общего и дополнительного образования при организации проектной деятельности

Степанищева О.В.,
заместитель директора по УР
МБОУ «Многопрофильная полилингвальная гимназия №180»
Советского района г.Казани


Современные тенденции развития общества, изменения, происходя-щие в социальной сфере и в первую очередь в образовании, обусловлены желанием потребителей образовательных услуг получить не только теоре-тические знания, но и практические навыки их применения. Современная государственная образовательная политика ориентирована на удовлетво-рение потребностей обучающихся на всех уровнях. В этой связи всё боль-шую актуальность и популярность в педагогической среде приобретает метод проектной деятельности, который способствует развитию познава-тельной активности обучающегося, формированию мотивационной готов-ности к учебной деятельности, продуктивному взаимодействию со сверст-никами и взрослыми.

Проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные спо-собности – необходимые качества развитого интеллекта. Если выпускник приобретает эти качества, он оказывается более приспособленным к жиз-ни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллекти-вах. Научить ученика думать – это значит сделать для него значительно больше, чем только снабдить определенным объемом знаний.

В рамках ведомственной целевой программы «Развитие современ-ных механизмов и технологий дошкольного и общего образования» Госу-дарственной программы Российской Федерации «Развитие образования» с августа 2020 г. в МБОУ «Многопрофильная полилингвальная гимназия №180» Советского района г. Казани реализуется инновационный проект «Академия проектов» - интегрированная программа развития социального и технологического предпринимательства обучающихся.

Реализация проекта «Академия проектов» нацелена на достижение двух ключевых ориентиров:

1) Создание инновационной образовательной среды для ведения про-ектной деятельности в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности, а именно:

• улучшение материального оснащения – оборудование кабинетов робототехники, инженерного творчества, конструирования, 3D-моделирования; кабинетов естественнонаучного цикла;

• кадровое обеспечение – повышение компетентности учителей и пе-дагогов гимназии через проведение курсов повышения квалифика-ции, тренингов, семинаров и вебинаров, круглых столов и других форм обмена опытом;

• методическое сопровождение проектной деятельности – отбор и анализ наработок учителей по реализации проектной деятельности и систематизация информации в форме методических рекомендаций, разработок уроков и внеурочных мероприятий, рабочих программ и т.д.

2) Популяризация проектного творчества и вовлечение участников об-разовательного процесса в проектную деятельность.

Для достижения этих целей была проведена работа по следующим направлениям:

1) Организационные мероприятия

Для эффективного внедрения технологии проектной деятельности во все этапы и уровни учебного процесса необходимо для начала определить, насколько актуально это направление для потребителей образовательных услуг, и с какими проблемами может столкнуться образовательная орга-низация в рамках реализации данной технологии. Для этого был проведен опрос среди учащихся гимназии и их родителей с помощью сервиса Google-forms, что позволило выявить потребность в организации проект-ной деятельности учащихся как на уроках, так и в рамках внеурочной дея-тельности.

Также психологом гимназии была проведена диагностика профес-сиональной компетентности учителей, на основе чего были выявлены следующие профессиональные затруднения:

• Учителя знакомы с алгоритмом организации проектной деятельности во внеурочном процессе, но часть коллектива испытывает недостаток знаний в рамках организации проектной деятельности на уроках.

• Некоторые учителя не готовы к переориентации своей роли, пре-вращению практически в тьюторов учебного процесса; превращению школы из традиционного места получения знаний по конкретным предметам, в образовательную среду, в которой дети получат не га-рантированные знания, а возможность получения таких знаний в за-висимости от своих «способностей» и «талантов».

• Хотя разнообразие форм оценивания образовательной успешности является необходимым условием полноценной реализации ФГОС, многие педагоги по-прежнему предпочитают учительский контроль в форме самостоятельных, контрольных и тестовых работ прочим формам, не придавая должного значения воспитанию оценочной са-мостоятельности, формирующему оцениванию школьников.

• Некоторым учителям трудно найти баланс разного рода деятельно-стей - учебной, проектной, исследовательской, игровой, спортивной, художественной и др., а также социальной практики в решении вос-питательных и образовательных задач.

Необходимым условием активного внедрения проектной деятельно-сти в образовательную среду гимназии стало формирование организаци-онной структуры, позволяющей грамотно организовать и распределить управленческие и организационные задачи. Был создан Проектный Совет гимназии с целью координации работы, а также сформированы проектные лаборатории по смежным предметным областям и возрастным категориям участников.

2) Формирование нормативно-правовой базы

В гимназии был сформирован ряд локальных актов, регламенти-рующих активное внедрение проектной деятельности в учебный процесс: «Положение о проектном совете», «Положение о проектных лаборатори-ях», «Положение об индивидуальном годовом проекте обучающихся». Внесены изменения в "Положение о стимулирующих выплатах", где опре-делены стимулирующие выплаты учителям, активно занимающимся про-ектной деятельностью.

Внесены изменения в основную образовательную программу МБОУ «Многопрофильная полилингвальная гимназия №180» касательно рабо-чих программ учебных предметов: во всех предметах естественнонаучного цикла в календарно-тематическом планировании определены часы на про-ектную деятельность (преимущественно последние уроки каждой четвер-ти). В рабочих программах начальной школы и предметов гуманитарного цикла проектные уроки привязаны к разделам, в темах которых имеется возможность реализовать предпринимательскую, социальную и научно-исследовательскую деятельность учащихся.

В план методической работы гимназии внесены следующие направления: заседания методического совета по темам: «Проектная дея-тельность как средство развития познавательных интересов учащихся», «Сущность и значение проектной деятельности для современной образова-тельной организации», «Социальное проектирование как обучающая тех-нология». В повестку заседаний школьных методических объединений включены такие вопросы, как: «Выявление и преодоление профессиональ-ных затруднений учителя в рамках реализации инновационного проекта», «Этапы работы над проектами», «Проектная задача как способ формиро-вания и оценки универсальных учебных действий».

Также внесены соответствующие пункты в план воспитательной ра-боты (классные часы с приглашением предпринимателей, инженеров, представителей общественности; тематические экскурсии, мастер-классы, выступления в рамках родительских собраний и профориентационной ра-боты) и рабочих программ дополнительного образования.

3) Работа с кадрами

Анализ педагогических затруднений, выявленных через анкетирова-ние учителей гимназии, позволил сформировать запрос на повышение квалификации работников по программам, связанным с проектной дея-тельностью учащихся. В гимназии сформирована группа творческих, ак-тивных учителей, наиболее заинтересованных в работе над проектами, имеющие определенный опыт в этой области, объективно оценивающие зоны своего развития и нацеленные на свое совершенствование в данном направлении.

Методической службой гимназии были проанализированы програм-мы повышения квалификации по заданной тематике, представленные ве-дущими образовательными центрами РТ: Институтом развития образова-ния Республики Татарстан, Казанским Федеральным университетом и Ка-занским инновационным университетом им. В.Г. Тимирясова. На основе этого была выбрана программа по теме «Организация проектной деятель-ности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС» (в объеме 36 часов) в Приволжском центре повышения квалификации и профессиональной пе-реподготовки работников образования института психологии и образова-ния Казанского федерального университета, на которую были направлены 20 учителей гимназии.

Проектным советом гимназии был организован цикл тренингов для учителей с привлечением в том числе внешних специалистов. В течение пя-ти месяцев данными тренингами было охвачено практически 100% педаго-гических работников гимназии.

4) Работа с учащимися

Непосредственное внедрение проектной технологии в образователь-ную деятельность гимназии активно осуществлялось в рамках урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования детей. В начальной школе был сделан акцент на решение проектных задач. В том числе решение проектной задачи как форма оценивания. Участвуя в реше-нии проектных задач, учащиеся получили возможность осуществлять про-бы, поиски, испытания способов и средств действия, конструируемых в ходе решения системы проектных задач, в разных, специально созданных ситуациях. И, с другой стороны, - учащиеся фактически осваивают спосо-бы проектирования как базу для будущей проектной деятельности в ос-новной и старшей школе.

В 5-7 классах проектные уроки по предметам естественно-научного цикла позволили продолжить формирование навыков проекти-рования и предпринимательства, научного мировоззрения, умения мыс-лить критически.

В старших классах проектные уроки позволили вывести деятель-ность учащихся на новый уровень – приступив непосредственно к реали-зации проектов (например, создание сайтов на уроках информатики, разработка бизнес-планов на уроках обществознания). Также в старших классах был сделан акцент на проведение интегрированных уроков, направленных на развитие предпринимательских навыков учащихся: урок информатики и экономики в 8 классе «Оптимальное моделирование в эко-номике»; урок физики, информатики и экономики в 8 классе по теме «Ви-ды теплопередачи. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике. Экономия тепла в жилых помещени-ях»; урок физики, информатики и экономики в 9 классе по теме «Электро-магнитная индукция. Генератор. Трансформатор. Передача электрической энергии. Экономия электроэнергии»; урок информатики и экономики «Ис-пользование языка программирования Паскаль при решении экономиче-ских задач» в 9 классе.

В рамках внеурочной деятельности была открыта студия «Инже-нерное творчество» для учащихся 5-10 классов. На занятиях студии уча-щиеся изучают способы соединения подвижных деталей и их виды, виды аккумуляторов конструктора и способы их подсоединения, алгоритмы конструирования подвижных механизмов, соединения деталей различны-ми способами. Ведется работа с лего-конструкторами, изучаются основы моделирования.

В рамках внеклассной работы активно продолжает свою деятель-ность интеллектуально-творческое общество учащихся «Мирас», где ребя-та, объединившись в секции по интересам, могут получить экспертную оценку своей исследовательской работы со стороны экспертов-наставников из числа учителей, учеников старших классов, привлеченных внешних специалистов.

Дополнительное образование, реализуемое в гимназии в форме научных сообществ, клубов, лабораторий и кружков научно-технической направленности, также направлено на развитие предпринимательских и проектных навыков обучающихся. Наиболее активно проектная направ-ленность дополнительного образования отражается в работе кружков "Ро-бототехника", "Программирование", "Юный блогер", "Основы социально-го предпринимательства", "Бизнес Школа".

Хочется отметить, что активное включение метода проектов в уроч-ную, внеурочную деятельность и систему дополнительного образования активно воздействует на мотивационную сферу учащегося, что на сего-дняшний момент достаточно актуально. К важным положительным факто-рам проектной деятельности можно отнести: повышение мотивации и раз-витие творческих способностей из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака — самостоятельного выбора; смещение акцента от инструментального подхода к технологическому благодаря необходимо-сти осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата; формирование чувства ответственно-сти – учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор.

На всех этапах работы над проектами – от выбора темы до получе-ния готового продукта – учащиеся гимназии имеют возможность получить консультационную, техническую, информационную и иную поддержку от экспертов-специалистов организаций – социальных партнеров гимназии: ИРО РТ, КФУ, Академии правосудия, Центра молодежного творчества г. Казани, АНО ДО «Академия навыков». Тьюторское сопровождение про-ектных работ обучающихся осуществляется и в форме рецензирования со стороны специалистов указанных организаций, что позволило получить объективную экспертную оценку со стороны.

Таким образом, через реализацию описанных выше мероприятий в гимназии была создана инновационная образовательная среда для введе-ния проектной технологии в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности, что позволило вывести проектную деятельность учащихся на новый уровень. Проектные уроки, работа в проектных лабораториях, работа студий и секций дополнительного образования позволили в течение первого полугодия 2020-2021 учебного года создать базу проектных ра-бот учащихся гимназии, в которую вошло более 80 проектов как социаль-ной, так и технической направленности.

Метод проектов – это ещё и эффективный путь самореализации уча-щихся и учителя, возможность сотрудничества на равных, когда вместо традиционной цепочки «учитель — ученик» рождается новая «исследова-тель — исследователь» — а это, на наш взгляд, важный показатель разви-тия, возможного лишь в условиях такой деятельности, которая реализует-ся в форме сознательно организованного сотрудничества.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика