Проектное управление гимназией как фактор обеспечения нового качества образования

Валеева А.С.,
директор МБОУ
«Гимназия №175» Советского района г.Казани,
Багавиева Г.М., Халикова В.З.,
заместители директора по учебной работе, Хафизова Э.З.,
заместитель директора по воспитательной работе


Рост современных технологий ведёт к стремительному развитию общества и жизни человека. Одни передовые инновации сменяются другими. В таких условиях современная школа должна уметь прогнозировать изменения, которые дают возможность всем участникам образовательного процесса извлекать из инноваций преимущества по сравнению с предшествующим этапом развития.

Проектное управление для образовательной организации необходимо для повышения ее конкурентоспособности, более точного реагирования на запросы потребителей образовательных услуг, в том числе для активного привлечения квалифицированных педагогических кадров, поскольку в процессе инновационного развития образовательной организации пристальное внимание уделяется профессиональному развитию команды педагогов. Актуальность данной темы обусловлена и тем, что проектный подход в управлении образовательной организацией - эффективный метод достижения результатов, позволяющий перевести образовательное учреждение из состояния функционирования в режим развития.

Перед любой образовательной организацией встает вопрос о путях ее стратегического развития. Для обеспечения стабильного долгосрочного развития учреждения необходимо совершенствовать его организационно-педагогическую систему, которая в свою очередь, должна ненавязчиво интегрировать и точно направлять профессиональные усилия и творческий потенциал коллектива на удовлетворение разнообразных образовательных потребностей каждого школьника, сохраняя в то же время образовательное учреждение как единый организм, максимально устойчивый, с одной стороны, и максимально мобильный с другой.

Для нашей гимназии проектное управление позволяет привлечь недостающие ресурсы, чтобы реализовать в формате проектов новые идеи и программы, осуществить профессиональное развитие педагогов и обмен опытом с другими образовательными организациями, сформировать новые партнерства, повысить свой деловой имидж. В целом, даёт уверенность в том, какой конечный результат должен быть получен к определённому моменту времени, какие действия, кто и когда должен совершить для достижения желаемого результата.

В гимназии осуществляется реализация несколько проектов, имеющих важное значение для развития всей системы образования и направленных на обеспечение качества образования:

• «Успешный учитель»

• «Одаренные дети»

• «Читающая школа»

• «Электронная образовательная среда»

• «Здоровая школа»

• «Школа жизни и успеха»

Ведущую роль в обеспечении эффективности учебно-воспитательного процесса играет педагог, его профессионализм. Повышение уровня мастерства педагогов является приоритетным направлением деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления гимназией и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как прежде всего способствует повышению профессиональной компетентности педагога, развитию его творческой инициативы.

Проект «Успешный учитель» начал выстраиваться в гимназии с 2009 года, когда мы впервые начали участвовать в конкурсах профессионального мастерства, возникла необходимость подготовки квалифицированных кадров для введения и реализации стандартов второго поколения. Данный проект направлен на разработку и реализацию инновационной модели методической службы гимназии, для повышения профессиональной компетентности педагогов и их готовности к введению профессионального стандарта.

Основные задачи проекта:

1. Создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов через их участие в профессиональных конкурсах.

2. Разработать программы повышения профессиональной компетентности педагогов в рамках новой модели методической службы, предполагающей использование стажировочных практик.

3. Обеспечить обобщение и транслирование передового педагогического опыта творчески работающих учителей через организацию и проведение единых методических дней, проблемных и методических семинаров, педагогических советов.

Результатом реализации проекта мы ожидаем

• профессиональный рост педагогов гимназии, владение ими новыми теоретическими знаниями и педагогическими технологиями;

• совершенствование педагогического мастерства педагогов гимназии через разнообразные формы методической работы, самообразование и профессиональную переподготовку;

• совершенствование системы мониторинга и диагностики успешности образования, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов;

• повышение качества процесса обучения и воспитания.

На наш взгляд, участие педагогов в грантах «Наш новый учитель», «Учитель эксперт», «Учитель-мастер», «Старший учитель», в конкурсах профессионального мастерства «Учитель года», «Мастер-класс», «Лучший учебный кабинет» не только содействуют росту профессионального мастерства учителя, но и дают мотивационный толчок для развития творческого потенциала учителя как на этапе подготовки и участия в нем, так и в постконкурсном пространстве. Подготовка к конкурсу педагогического мастерства является творческим процессом. В это время педагог анализирует свою деятельность (что удалось, чем можно поделиться, какие возникают трудности), систематизирует свой педагогический опыт, работает с документами, тем самым совершенствует своё профессиональное мастерство. При подготовке учителя к конкурсу в гимназии создаются временные творческие группы под руководством заместителя директора, которые «сопровождают» педагога на всех этапах конкурса. Творческой группой систематизируется материал о педагогическом опыте учителя, проводится поиск новых интересных идей в профессиональной деятельности педагога, разрабатывается и принимается инновационное решение: создается мастер-класс, урок, внеурочное занятие, как диссеминация передового опыта учителя. Если это подготовка к конкурсу учебных кабинетов, то это совместная творческая деятельность проблемной группы педагогов гимназии, в которую могут входить учителя разных предметов.

Конкурсы педагогического мастерства помогают выявить уровень профессионализма каждого участника, способствуют профессиональному росту педагога, способствуют выявлению творческих, инициативных педагогов. Зачастую данные педагоги являются в гимназии тьюторами новых инновационных педагогических технологий и практик. Например, с 2017 года гимназия является городской инновационной площадкой по теме «Повышение уровня ИКТ компетенций педагога как условие достижения нового качества образования». Задачи проекта - это развитие информационно-образовательного пространства школы, повышение уровня организационной информационной культуры, обеспечивающей системность во внедрении информационных технологий в образовательный процесс, создание мотивационных, психологических, материально-технических условий для активного использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. С этой целью тьюторами гимназии по ИКТ-технологиям Фазулзяновой Л.Х., учителем информатики, Гущиной Т.Н., учителем начальных классов, организованы методические семинары: «ИКТ в образовании», «Проектная методика с применением ИКТ», «Методика применения в учебном процессе цифровых ресурсов», «Сетевые сервисы Веб 2.0 в образовании». В гимназии организуются методические семинары, направленные на внедрение в практику преподавания современных технологий и методик, современным стратегиям смыслового чтения, формам и методам дистанционного обучения в форме педагогической мастерской «Конструирование урока в контексте ФГОС». Самигуллиной М.Г., учителем математики, проведены мастер-классы «Использование цифрового контента «Учи.ру», «Открытая школа», «Сдам ГИА», «GeoGebra», сервиса «Learningapps» в образовательном процессе и при организации дистанционного обучения обучающихся», Ямалутдиновой Э.Р., учителем начальных классов, в рамках республиканского проекта по формированию универсальных учебных действий школьников при обучении смысловому чтению «Книги - дети разума» даны мастер-классы «Стратегии смыслового чтения в начальной школе», «Формирование читательской компетенции младших школьников в аспекте ФГОС», «Лаборатория учителя по смысловому чтению как ресурс повышения качества образования». Рузиевой Г.М., учителем английского языка, проведены тренинги по развитию когнитивной, управленческой компетентности личности педагога, форм и приемов организации проектной деятельности в условиях реализации ФГОС.

В целях популяризации собственного педагогического опыта и повышения уровня профессиональных компетенций учителей в гимназии ежегодно проводится Единый методический день. Традиционно он проводится в апреле в течение недели отдельно по циклам. Это методическая неделя, в рамках которой учителя демонстрируют свои лучшие педагогические находки, проводят открытые уроки, занятия внеурочной деятельности, мастер-классы, тренинги, круглые столы. Цели и задачи Единого методического дня определяются методической темой гимназии и педагогическим советом. В гимназии издается приказ о проведении ЕМД, составляется план-график данных мероприятий, администрация гимназии согласно расписанию уроков распределяет и организует посещение открытых мероприятий учителями. Традиционно этот день завершается заседанием методического объединения учителей, где проводится обсуждение проведенных мероприятий в присутствии администрации гимназии, учителей, которые посетили открытые мероприятия. Необходимо отметить, что в данном мероприятии участвуют все педагоги гимназии.

Гимназия осуществляет сетевое взаимодействие с ИРО РТ и К(П)ФУ, в течение последних лет является базовой стажировочной площадкой педагогов. Ежегодно на базе гимназии проходят семинары разного уровня, что позволяет нам обобщить передовой, инновационный и новаторский педагогический опыт работы как гимназии, так и педагогов гимназии.

В рамках проекта формируется индивидуальный образовательный маршрут педагога: «Дорожная карта профессионального развития учителя», которая основана на образовательных потребностях и мотивационной сфере педагога, а также на обучении по тем затруднениям, которые выявлены по ходе диагностики. Основные задачи формирования дорожной карты профессионального развития учителя:

• повысить теоретический, методический уровень педагога, профессиональное мастерство и компетентность;

• планировать собственную профессиональную деятельность с учетом ЕМТ гимназии и личных профессиональных интересов на достаточно продолжительный период времени, наполнив конкретным содержанием;

• корректировать профессиональное развитие;

• повысить качество преподавания;

• достичь стабильных результатов освоения обучающимися образовательных программ;

• развить такие значимые умения, как рефлексия, самоанализ, проектирование, организованность.

«Дорожная карта профессионального развития учителя» предусматривает поэтапный план мероприятий по развитию профессиональной компетентности педагога, она составляется совместно с администрацией гимназии, определяются направления деятельности учителя в учебном году.

Следующий аспект - это создание собственного индивидуального файла - портфолио педагога, которое способствует не только рефлексии собственной педагогической деятельности, но также выступает в качестве одного из возможных механизмов повышения квалификации и являются своеобразным стимулом к дальнейшему саморазвитию. Использование портфолио как отчетного документа педагога существенно облегчает деятельность администрации гимназии при подготовке анализа работы образовательной организации, помогает оценивать полученные результаты в динамике, создавать условия для повышения профессионализма педагогов, готовить их к процедуре аттестации и т.д.

Проект «Электронная образовательная среда» в гимназии способствует реализации образовательных возможностей, позволяет более эффективно выстраивать образовательный процесс, помещая обучающихся и педагогов в центр сетевого взаимодействия. Цифровые технологии обеспечивают повышение качества образования в гимназии, способствуют успешности функционирования внутренней структуры образовательной организации, что подразумевает использование цифровых систем планирования ресурсов, электронных систем документооборота, систем поддержки разработки и принятия управленческого решения.

Все вышеизложенное определяют задачи:

1. Повысить эффективность процесса обучения через внедрение в образовательный процесс новейших информационных технологий обучения

2. Обновить информационно-коммуникационную инфраструктуру гимназии

3. Обеспечить комплексный электронный мониторинг качества образования в условиях гимназии

4. Стандартизировать и актуализировать информационное наполнение сайта и инстаграм гимназии

5. Обеспечить подготовку высококвалифицированных административно-управленческих и педагогических кадров, обладающих метапредметными компетенциями, в том числе в области цифровизации образования

6. Создать и обеспечить функционирование единой информационной системы «Электронная образовательная среда» с использованием технологий «облачного» хранения данных для обеспечения электронного документооборота деятельности гимназии («Электронные дневники», «Электронный журнал», «Электронный кабинет учителя», «Электронное портфолио обучающегося», «Онлайн образование» и т.д.);

Цифровая среда гимназии динамично развивается с 2006 года в соответствии с современными тенденциями модернизации образования. Гимназия оснащена современной техникой и программным обеспечением, но простой рост количества мультимедийной техники не гарантирует высоких результатов. Соответственно перед администрацией гимназии стоит задача повышения уровня информационной культуры участников образовательного процесса, создание единой электронной образовательной среды, комфортной для сотрудничества и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Современные электронные образовательные инструменты являются неотъемлемой частью работы как для администраторов в сфере управления, так и для учителей в области эффективного процесса обучения.

Проект включает организацию деятельности, направленную на теоретическую и практическую подготовку учителей на всех этапах освоения и внедрения информационных технологий и предусматривает на всех этапах работы компьютерный мониторинг качества образования, создание информационного банка данных, компьютерное тестирование и использование мультимедийной техники на мероприятиях разного уровня.

В рамках проекта организована следующая деятельность:

• организация курсовой подготовки педагогов по внедрению информационных технологий;

• проведение методических семинаров;

• вовлечение обучающихся в дистанционное обучение;

• создание электронных учебных и методических кабинетов;

• создание и обновление электронной библиотеки, медиатеки;

• обобщение опыта педагогов, эффективно внедряющих информационно-коммуникационные технологии.

В настоящее время в управлении гимназией активно используются интерактивные сервисы, которая представляет компания Google. Создан аккаунт гимназии. Администрация гимназии имеет доступ ко всем сетевым документам, при этом каждый заместитель директора работает со своего аккаунта. Это позволяет администрации получать информацию мобильно, дает возможность быстрого сбора документации, отчетов, становится легче организовать конструктивное обсуждение любой проблемы, легче принимаются важные решения. Привлекая участников любого мероприятия к участию в опросах, предполагающих оценку чего-либо, выражение личного мнения, например, подведение итогов урока, педсовета или родительского собрания, мы способствуем формированию новой культуры общения гимназии. Использование интерактивных анкет, опросов также позволяет обеспечить оперативное взаимодействие администрации и учителей по различным школьным вопросам. Очевидное преимущество использования опросных форм в том, что можно узнать не только числовые данные, но и живое мнение, которое важно учитывать при планировании любой деятельности.

Современная гимназия – это развивающееся учебное заведение, в котором апробируются и реализуются многие воспитательные программы и проекты. Воспитательная система гимназии, в которой особое внимание уделено детям для приобретения ими жизненного опыта, стала определенной точкой роста для гимназии, ресурсом, где могут раскрываться необходимые для творчества возможности. Уже в школьные годы он должен готовиться ко взрослой жизни, к необходимости занять своё место в обществе. Очевидно, что немалую роль в этом играет школьное самоуправление. Оно представляет собой мини-модель взрослой, реальной ситуации в сфере управления и деловых взаимоотношений. С 2012 года гимназия всерьез занимается вопросами самоуправления как системообразующим элементом школьной воспитательной системы, с одной стороны, с другой – как первичного результата деятельности. В нашей гимназии на протяжении нескольких лет реализуется проект «Школа жизни и успеха», в рамках которого складывалась целостная система ученического самоуправления, в которую мы вносим изменения и коррективы. Самоуправление, включающее богатство оригинальных воспитательных приемов, способствует самовоспитанию ребенка, развивает детскую инициативу и лидерские качества, выражается в возможности самостоятельно принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива.

Актуальность проекта заключается в его соответствии требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально активной личности. Благодаря проекту обучающиеся приобретают социальный опыт, умение самостоятельно планировать и реализовать задуманное, нести ответственность за свою деятельность. Дети учатся сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, получают возможность выражать свои интересы. В содержании проекта особое место занимает обучение актива методике организации и проведения различных коллективно-творческих дел, созданию органов самоуправления.

Особенностью проекта является то, что каждый участник проекта является ответственным за выполнение и проведение определенного порученного дела, а также участвует в разработке нормативных документов гимназии, положений к праздникам, мероприятиям и т.д.

В основе проекта лежат следующие принципы:

• Выборность – полномочия приобретаются в результате выборов.

• Законность – неукоснительное соблюдение правовых нормативных актов.

• Равноправие – все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения.

• Целесообразность – деятельность направлена на реализацию интересов и потребностей обучающихся, а также на развитие гимназии.

• Ответственность – за работу и поступки, а также результаты проделанной работы.

Идея проекта: создание среды, предоставляющей гимназисту возможность занять активную жизненную позицию, проявить инициативу.

Цель проекта – формирование школьного актива старшеклассников, как ответственной команды лидеров, способных объединить обучающихся гимназии позитивной, перспективной деятельностью на приоритете общечеловеческих ценностей.

Задачи проекта:

• развитие самоуправленческих начал у обучающихся;

• оказание помощи администрации учреждения в управлении гимназией;

• развитие организаторских способностей;

• привлечение обучающихся к сотворчеству и сотрудничеству с учителями в проведении мероприятий.

Основные направления реализации проекта:

• «Я - Лидер» направлено на выявление лидерских способностей обучающихся, умение ставить цели и достигать их, самостоятельно решать личные и общественные проблемы, нести ответственность за себя и за других, развивать творческую инициативу.

• «Я - Гражданин» направлено на формирование правосознания и воспитание гражданской ответственности, понимания сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в гимназии, дома, в общественных местах, любви к своему краю, к своей стране.

Обучающиеся 2-4 классов вступают в детские объединения гимназии: «Юные инспектора движения», «Юные экологи», «Юные пожарники». Обучающиеся 5-11 классов являются представителями ученического Совета гимназии. В начале года проводятся выборы президента гимназии, который избирается на один год. Далее президент назначает премьер-министра и формирует состав министерства:

• Министерство спорта: организация и проведение спортивных турниров, акции «Здоровая школа», мероприятий «Папа, мама, я - спортивная семья», «Лыжня России», «Кросс Нации», «Смотр строя и песни», «Веселые старты», «Утренняя зарядка».

• Министерство образования: содействие в организации и проведении предметных олимпиад, интерактивных игр, конференций, предметных недель, викторин, квестов.

• Министерство СМИ: ведение школьного инстаграма (актуальные новости гимназии), фан-чата (радио гимназии), социальные видеоролики (Челенджи, ЗОЖ, правильное питание), выставки, фоторепортажи.

• Министерство культуры: содействие в организации праздничных концертов, фестиваля «Дружба народов», «Большая перемена», «Созвездие талантов», «Осенний бал», творческих конкурсов, встреч с интересными людьми.

• Министерство труда и экологии: проведение акций «Бумаге - вторая жизнь», «Подари школе дерево», «Растим вместе», «Эколята», «Сделаем Землю чище и краше», дежурство в классе и гимназии.

Условия реализации проекта: творческие работы, презентации, поисково-исследовательские работы, сочинения и стихи, составление буклетов, традиции, экскурсии, организация спортивных, трудовых, учебных, культурно-развлекательных мероприятий, организация и проведение дней самоуправления, проявление инициативы и воплощение её во всех делах.

В результате реализации проекта «Школа жизни и успеха» дети участвуют в разнообразной деятельности, получают опыт общения в социуме и опыт организаторской, творческой, интеллектуальной деятельности, что необходимо для дальнейшего развитии полноценной личности; учатся преодолевать межличностные проблемы, учатся правилам поведения в ситуациях выбора и принятия решений.

Анализируя практику своей деятельности, мы можем увидеть, что внедрение проектного управления позволило в значительной степени оптимизировать деятельность гимназии. За весь период реализации проектного подхода к управлению гимназия показывает стабильно высокие результаты работы.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика