«Интеграция традиционной методики и инновационных технологий с целью развития устной иноязычной речи учащихся»

Байрамова Ю.И.,
Кузнецова Э.А.,
учителя английского языка высшей кв. категории
МБОУ "СОШ № 169" Советского района г.Казани


Изменения, происходящие в обществе, стремительное развитие цифровых телекоммуникаций, развитие мобильного Интернета как нового вида коммуникации и смартфонов предопределили необходимость качественно изменить организацию учебно-воспитательного процесса и по иностранному языку, в основу которого положено активное внедрение инновационных образовательных технологий, в том числе с использованием ИКТ и дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Появление новых подходов к преподаванию иностранных языков (ИЯ) предполагает использование языка в реальном контексте, тренировку всех аспектов иноязычной речи и всех видов речевой деятельности и гармоничную интеграцию ИКТ в процесс обучения, что является свидетельством «интеграционного этапа преподавания ИЯ на основе соблюдения баланса между лучшими методами традиционного обучения и информационными технологиями с целью создания дидактически целесообразной информационной образовательной среды».

Целью данного проекта являлось оказание помощи учащимся 8-11 классов в подготовке к государственной итоговой аттестации по английскому языку в форме основного государственной аттестации и единого государственного экзамена в разделе «Говорение».

Представленный проект полезен в работе по совершенствованию коммуникативных умений в говорении на уроках английского языка и при подготовке учащихся к устной части экзаменов.

Помимо заданий на проверку навыков монологического высказывания и ведение диалога учащимся предлагались разнообразные задания, которые помогли подготовиться к устному высказыванию, логично и аргументированно построить свое высказывание, а также ответить на вопросы экзаменатора.

Проект основан на принципах осмысления и систематизации полученных знаний. Теоретические знания закрепились разбором конкретных ситуаций в области говорения.

Значительную часть отводимого на курс времени занимали практические занятия. Практическая направленность занятий позволила обеспечить коммуникативную подготовку учащихся к грамотному и эффективному владению английским языком.

Реализация данного проекта осуществлялась в 3 этапа:

1 этап- Рассмотрение и изучение положительных традиционных и инновационных технологий и методов обучения иностранному языку, введение наиболее результативных методик в практическую работу.

2 этап- Внедрение совершенствованных методик и приемов обучения иностранному языку в учебный процесс, диагностика промежуточных результатов

3 этап- Анализирование работы программы проекта, диагностика итоговых результатов.

В ходе первого – констатирующего этапа изучался исходный уровень обученности устной разговорной английской речи учащихся, выявлялись причины возникновения трудностей говорения на английском языке.

На втором, формирующем этапе – осуществлялось экспериментальное обучение учащихся с применением проекта.

На третьем – контрольном этапе, обрабатывались полученные в ходе

обучения данные, описывались результаты.

При планировании анализа мы исходили из проблемных ситуаций в организации проведения занятий и его методического обеспечения при обучении учащихся устной разговорной английской речи с использованием проекта. Для обоснования эффективности использования данного проекта было установлено, что данная программа, дает более высокие результаты, чем применение традиционных педагогических методик.

Эффективность применения интегрированных методик будет обоснована, если учащиеся, изначально совпадающие по своим знаниям в начале года, будут отличаться по уровню владения устной разговорной английской речью в конце учебного года.

В результате проведенного исследования проанализированы уровни обученности устной разговорной английской речи в процессе педагогического анализа. Проверено и доказано, что использование интегрированных методик и технологий при обучении устной разговорной английской речи учащихся старших классов является эффективным при подготовке к экзаменам.

Для обеспечения объективности наблюдения в рамках проводимого анализа мы придерживались заранее определенных требований: анализ проводился в условиях реального учебного заведения; нами были учтены структура и календарные сроки учебного года; заранее была установлена предполагаемая длительность педагогического анализа; в анализе было задействовано 87 учащихся 9-11 классов.

Таким образом, общий уровень обученности устной разговорной английской речи с использованием интегрированных методик значительно возрастает, что говорит об эффективности использования курса при обучении устной разговорной английской речи и подготовки к экзаменам.

Самым ярким и наглядным примером эффективности данного проекта считаем результаты устной части ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку раздел «Говорение»

В 2018 году 8 учащихся 9 класса нашей школы сдавали ОГЭ по английскому языку. Трое учащихся сдали экзамен на «5», 5 учащихся – на «4». Таким образом, качество составило 100%. Из 15 максимальных баллов за устную часть 3 учащихся получили 14, 2 учащихся – 12, еще 2 – 11 и один учащийся получил 10 баллов. Таким образом, средний балл за устную часть составил 12 баллов из 15 возможных, то есть 81,6%.

Результаты устной части ЕГЭ (11 класс) учителя Байрамова Ю.И., Кузнецова Э.А.

Одним из значимых результатов нашей работы является участие наших ребят в НПК на иностранном языке. Дети, начиная с начальной школы, с удовольствием принимают участие в конференциях и представляют свою работу на иностранном языке.

Наша школа ежегодно занимает много призовых мест. Дети, которые ежегодно участвуют в НПК, растут на наших глазах как личности, исследователи. Выпускники говорили о том, что им дала и чему научила школа. Среди прочего они выражают благодарность школе за то, что научились выполнять разные виды и формы работ.

Подготовка докладов и участие в конференциях различного уровня способствует развитию интеллектуально-познавательных способностей учащихся, путём овладения языком на различных уровнях (коммуникативном, аргументативном, проективном), повышению культурного уровня, усилению мотивации к получению знаний, расширению кругозора.

Участие в конференциях повышает статус учащегося, как субъекта образовательного процесса, помогает определить направление образовательного маршрута, вселяет веру в свои силы, способствует формированию активной жизненной позиции. Наши учащиеся приобретают опыт научно-реферативной работы, учатся связно выражать свои мысли (устно и письменно) научным языком, приобретают навык ведения дискуссий и публикации научных работ, знакомятся с современным состоянием науки и интеллектуальным уровнем сверстников.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта Учитель-предметник должен не просто вкладывать знания в головы своих учеников, а должен научить их самостоятельно добывать знания на основе имеющихся умений и навыков, научить выстраивать ассоциативный ряд, который будет помогать получать новые знания, необходимые для решения жизненных ситуаций. Этого можно достичь, используя определенные приемы обучения на уроках и во внеурочной деятельности.

Ключевым звеном описываемого проекта является наше участие в уникальном международном проекте Пирсон и BBC Live Classes.

Благодаря захватывающему партнерству между Пирсон и BBC Live Classes дает ученикам ценную возможность войти в динамичный глобальный класс. Учителя также получают ценный опыт преподавания, идеи и навыки, которые помогают мотивировать своих учеников в классе.

Каждый «Живой класс» возглавляет превосходный учитель-носитель английского языка и собирает 10 классов студентов со всего мира для уникального и интересного учебного мероприятия.

Мы зарегистрировали свои классы, и присоединились к общему классу, встречаясь с другими группами из разных уголков мира, участвуя в одном и том же живом мероприятии.

Как учителя английского языка мы получили возможность:

• предоставить уникальный опыт обучения для ваших студентов

• мотивировать своих студентов изучать английский язык

• обновить свои методы обучения через этот глобальный проект

• получить поддержку от отличного преподавателя английского языка, который предоставил нашим ученикам динамичный и высокоэффективный урок английского языка.

Логичным продолжением нашего проекта стало прикрепление к Республиканской инновационной площадке.

Коллектив учителей английского языка разработал программу независимой внутришкольной оценки качества знаний в виде КИМов по паралеллям.

Данная разработка является независимым инструментом, соответствующим по уровню сложности и содержанию возрасту детей и программам изучения английского языка в школах для регулярной дополнительной проверки:

-уровня владения учащимися речевой и языковой компетенциями;

-степени сформированности УУД;

- умения работать во времени, точно выполнять инструкции, концентрироваться в стрессовой ситуации, владеть технологиями тестовых заданий.

Цели и задачи:

Разработка контрольно-диагностических и аналитических материалов оценки качества иноязычного образования в образовательной организации

Конечный продуктом стало создание базы КИМов, оценивающих качество владения английским языком учащимися в ходе обучения в общеобразовательных учреждениях, представляющей собой неоднородность заданий, последовательное и постепенное повышение требований, учет возрастных особенностей.

Данная система позволяет учителям сделать контроль обоснованным, объективным, надежным, дающим реальные сведения о состоянии владения языком, понятным как для учащихся, так и родителей, предоставляет возможность дополнительной подготовки к ОГЭ, возможность корректировать дальнейший ход обучения. Стоит особо подчеркнуть, что существует острая необходимость в базе контрольно-диагностических и аналитических материалов с 5 по 8 класс.

Для мониторинга обучающихся 9 классов рекомендовано использовать открытый банк заданий ОГЭ.

Ожидаемые результаты и эффекты реализации:

-повышение качества образования по результатам внешнего и внутреннего контроля, в том числе государственной итоговой аттестации выпускников; - определение уровня подготовки каждого ученика на любом этапе обучения;

- получение объективной динамики базового уровня знаний по английскому языку не только в течение года, но и за более длительный промежуток времени;

-корректировка своей работы, анализ динамики, не только учителя, но и ученика с позиции субъекта обучения;

-планирование и прогнозирование диапазона уровня знаний, сопоставление возможностей каждого ученика с образовательными стандартами.

-обеспечение ученика правом выбора и ответственности за свой выбор, а также возможностью работать с учетом способностей и стремлений.

Полагаем, что всем этим условиям отвечает реализуемая нами модель интегрированного обучения в рамках направления подготовки. Главное достоинство интегрированного обучения заключается в том, что в основе данной концепции лежат идеи конструктивизма, которые отражают идеи личностно ориентированного подхода и, оптимальное сочетание форм интерактивного взаимодействия участников учебного процесса: студент -учебный материал - преподаватель с использованием дидактического потенциала современных ИКТ и ДОТ.

Реализация на практике такой модели обучения позволяет вовлечь каждого обучающегося в активную коммуникативно-познавательную, исследовательскую, творческую деятельность на изучаемом языке, создать условия для осознанного активного применения каждым студентом на практике приобретенных иноязычных знаний, навыков и умений. Особое внимание уделяется активному взаимодействию студентов друг с другом, педагога и обучаемого, организации обучения как коллективной, совместной деятельности, так и самостоятельной работы при решении разнообразных проблем (технология критического мышления, ментальная карта; обучающая игровая онлайн-платформа, технология веб-квест и др.). Решающий критерий при организации такой модели обучения - тесное «сплетение» с основной ситуацией и условиями обучения.

Таким образом, представленные формы и приемы работы отражают важнейшие характеристики современных технологий обучения:

а) результативные - демонстрируют высокий уровень достижения поставленной учебной цели каждым обучающимся),

б) экономичные (за единицу времени усваивается большой объем учебного материала при наименьшей затрате усилий на овладение материалом),

в) эргономичные (обучение происходит в обстановке сотрудничества, положительного эмоционального климата, при отсутствии перегрузки и переутомления),

г) способствуют повышению мотивации к изучению предмета, повышению интереса к занятиям и позволяют совершенствовать лучшие личностные качества обучаемого, раскрыть его резервные возможности

В заключение отметим, что, благодаря креативности и инновационности описанных нами форм и приемов работы с использованием современных образовательных технологий с применением ИКТ и ДТ, нам удается успешно обучать ребят творчески подходить к выполнению заданий, предоставляя им свободу в выборе содержания, в поиске путей решения задачи, открытии для себя нового.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика