Все мы родом из детства…

Куликова Миньона Борисовна
учитель музыки;
Выгловская Нина Анатольевна
заведующая библиотекой;
Салихова Кадрия Гайнулловна
учитель начальных классов,
учитель татарского языка и литературы;
Юрлова Анна Жоржовна
учитель истории и обществознания.
МБОУ «Гимназия №126»
Советского района г.Казани


Когда мы слышим слово семья, на ум приходят теплые добрые ассоциации: вместе, круг, друг с другом, понимание, диалог... Каждый человек на земле получает опыт из дома, несёт его в школу и далее по жизни. Очень важно не растерять детское любопытство, восхищение от всего, что нас окружает, распахнутую душу и широко раскрытые глаза. Мир очень противоречив, но взрослые - это проводники ребёнка по жизни, и в этом школа, как социальный институт, призвана помогать каждому. И если взрослый человек остался в душе и помыслах ребёнком, можно уверенно сказать, что детям повезло!

В нашей гимназии 13 лет работает волонтерской проект - творческая студия "Дивертисмент". Подготовлено 55 авторских программ. Это выступления в школах, музеях, театрах, детских домах и интернатах, в Раифском монастыре и мечети «Ярдем», на фестивалях и конференциях, семинарах и уроках. Всё это опыт социализации, творчества, сотворчества, милосердия, толерантности, принятия других и осознания себя в этом непростом мире.

Для нас взрослых это возможность уйти от рутины, встреча с огромным количеством интересных людей, у которых мы учимся сами, потом передаём знания детям и процесс этот бесконечен. Важно не растерять самим и не подавить в детях любопытство - бессознательное стремление к новому; интерес, лишенный рационального зерна, но лежащий в основе любого познания и являющийся корнем любознательности. Важно взрослым учиться у детей, а детям у взрослых.

Мы живем в многонациональной республике, поэтому в основе наших программ и выступлений родные языки: русский и татарский, история, литература, языки народов мира, и конечно – музыка. Сохраняя традиции мы выстраиваем свое будущее. Большая часть наших программ двуязычная и для усвоения татарского языка всегда в помощь культура края, музыка, литература, театр. В работе нам помогают наши друзья и вдохновители: народный артист РТ М. Галеев, заслуженная артистка РТ Ю. Зиганшина, поэт, журналист А. Бик-Булатов, литературный театр А. Гомазкова, музей Е. Боратынского, дом-музей В. Аксенова, квартира-музей Н. Жиганова, МЦ"Идель".

В рамках внеурочной работы мы организуем творческую деятельность школьников в русле диалога культур, диалога языков, диалога возрастов. Участие в творческих проектах формирует в детях духовно-нравственное начало, чувство товарищества, коммуникативные навыки; дает возможность самовыражения и самореализации. Единым процессом охвачена вся школа, а также выпускники школы разных лет.

Сегодня информационно-технические достижения дают массу возможностей, которые мы используем в своей работе с детьми. Мир распахнул свои объятия - в один клик ты можешь переместиться в любой музей мира, открыть любую книгу, посетить театр, спектакль, послушать музыку, лекции, принять участие сам, познакомиться с людьми, их творчеством, обменяться информацией. Нашими вдохновителями за эти годы стали: М.Казиник, С.Богатырь, Т.Черниговская, В.Михальский, П.Брежестовский, Н.Абгарян, Р.Виникен, Л.Миллер, Д.Рубина. Это огромная палитра возможностей: просветитель, музыкант, художник, поэт, учёный, драматург, писатель. Многие из них не раз бывали в гостях у наших детей. Эти встречи способствуют развитию, творчеству, сотворчеству, мотивируют на познание нового. Душа с душою говорит…

А какое это счастье, когда школа становится домом, который полон родных и любимых людей, где можно найти понимание и поддержку. Все мы рождаемся в семье, а вырастая, создаём свою собственную. В этом понимании студия «Дивертисмент» - семья с разными детьми; разными по возрасту, количеству, характеру, своим возможностям, но всех объединяет желание открыться миру, показать себя, заявить о себе; умение сотрудничать в коллективе, приобретая опыт взаимоуважения, взаимопомощи, взаимовыручки, взаимодействия. Это огромный опыт социализации, коммуникации, развития для детей и взрослых.

Эта деятельность помогает дисциплинировать ребят, воспитывать культуру поведения, избавиться от мрачного настроения, получить удовлетворение от того, что «у меня все получилось!»; творческое пространство даёт возможность ученику сменить статус неуспевающего на успешного, попробовать себя в разных ролях. Жизнь детей в школе становится интереснее, ярче, красивее, обогащается духовно, заставляет задуматься об истинных жизненных ценностях. Долгожданные и непринужденные встречи на репетициях, создание спектаклей, выступление с ними перед зрителями дают веру в себя, собственные силы и возможности. Творческая деятельность дисциплинирует учащихся, воспитывает культуру поведения, избавляет от негативных эмоций, дарит удовлетворение от сделанного, помогает осмыслить себя не только на сцене, но и в жизни.

В школе учатся разные дети, но именно талантливые – одарённые заражают своими успехами, притягивают на сцену многих других. От звёзд первой величины загораются новые звёзды и звёздочки и процесс творческого созидания становится бесконечным. Успех не возникает на пустом месте, он становится итогом постоянных усилий и целенаправленной работы всех: педагогов, обучающихся, родителей.

В основу нашего проекта положены следующие принципы и подходы:

- принцип гуманного отношения к детям - отсутствие принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимость;

- принцип сотрудничества - работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия, создания условий для выбора;

- принцип успешности - оптимистический настрой жизни каждого ребенка должен опираться не только на коллективные успехи, но и на собственные достижения;

- принцип обратной связи - совместное обсуждение сделанного и перспективы участия в последующих творческих работах;

- принцип гармонизации - предполагает учет половозрастных особенностей; психических и физических свойств личности; взаимосвязь чувственного, нравственного и физического развития;

- деятельностный подход - каждый учащийся проявляет активность, инициативу, творчество, стремится к самовыражению;

- средовый подход - взаимодействие с окружающей средой учащихся (семьей, учреждениями культуры и т.д.);

- личностно-ориентированный подход - уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.

Дети и подростки, оглушенные информационным потоком, нуждаются в гармонии, осознании себя в мире и принятии других. Сценическое творчество дает им такую возможность. Дети, получившие «прививку» классического и народного искусства, способны к сочувствию, сопереживанию, толерантности. Такую прививку ученик получает из рук учителя, который руководствуется правилом: «Там, где присутствует милосердие – там воспитание, где милосердия нет – там дрессировка» (А.и Б.Стругацкие).

Благотворительные выступления в детских домах, школах-интернатах, Раифском монастыре так же, как и выступления перед ветеранами, дают детям новое понимание своего творчества как миссии добра и сострадания к людям. Одним из приоритетных направлений деятельности студии является взаимодействие с высшими и средними учебными заведениями. Многие наши выпускники выбирают творческие профессии, обучаются в музыкальном училище, институте культуры, консерватории. Студенты других вузов продолжают творческую деятельность, участвуя в конкурсах, фестивалях, различных проектах. Одним из приоритетных направлений деятельности студии является взаимодействие с высшими и средними учебными заведениями.

Ценность и значимость историко-культурного наследия юные горожане должны познавать не только на уроках, экскурсиях, лекциях, но и через поэзию, музыку, изобразительное искусство, через симбиоз искусств - это прямой путь к сердцу, в котором должна навсегда оставаться память о прошлом.

Осуществлён цикл музыкально-литературных композиций, посвящённых татарским композиторам. В их числе спектакль «Хэтер. Dolce…» - памяти композиторов С.Сайдашева и Н.Жиганова. Хочется упомянуть событие, значимое и для Казани и для нас. 2015 год, конец сентября, открытие Международной школы Михаила Казиника «Из одного источника или единое поле культуры». Студия «Дивертисмент» имела честь успешно открывать эту школу программой «Пушкин и Тукай. Слово и музыка». В 2016 году за эту программу мы получили диплом 1-й степени РШБА (российской школьной библиотечной ассоциации) в конкурсе «Погружаемся в творчество А.С.Пушкина». Программа «Бэхетле балачак», подготовленная к 130-летию Г.Тукая, получила диплом в номинации «Открытие года».

Благодаря совместным усилиям кафедры истории и связей с общественностью КНИТУ-КАИ, регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, в студии «Дивертисмент» появился проект «Наследие в юном сердце». В течение трёх лет был подготовлен ряд программ исследовательского характера: «Фотография на память», «Любимый город», «Красная линия города», «Сохраняя традиции – создаём будущее».

За плодотворную многолетнюю работу студия «Дивертисмент» была награждена Почётной грамотой ВООПИиК РФ. Наша проект был представлен во II-м Всероссийском Фестивале с международном участием и мы награждены Дипломом III степени в номинации «Исследование».

Осуществлён совместный проект с Университетом Управления ТИСБИ. Программа «Территория добра» представлена как совместная профориентационная работа. Также постоянную совместную деятельность мы осуществляем с КФУ. Каждый год принимаем активное участие в мероприятиях различного уровня в рамках РИП.

Педагоги сотрудничают с КФУ и ИРО, проводят семинары на базе гимназии как экспериментальной площадки. Выступают с лекциями на курсах повышения квалификации и курсах переподготовки учителей. Работают в качестве экспертов в республиканском экспертном Совете МОиН РТ. В 2017 и 2019 гг. участвовали в Международных форумах «Образование России». В октябре 2020 г. принимали участие во всероссийском конкурсе библиотечных проектов и программ по приобщению детей к чтению «Чтение детей в цифровой среде» с проектом «Никто не хочет войны». В ноябре 2020 года приняли участие в проекте «Взаимообучение городов», провели вебинар «Сценическое творчество как фактор гармонизации личности школьников: из опыта работы». Два педагога нашей гимназии получили в августе 2020 года Международный сертификат «Система образования Финляндии». Один педагог гимназии является руководителем Казанского отделения НРК РФ. Опыт нашей работы, как результат совместной деятельности детей и педагогов, обобщён в программе «Театральная студия как средство духовно-нравственного воспитания школьников». В 2016 году программа «Диалог культур и языков в школьном образовательном пространстве» (опыт работы) внесена в городской реестр инновационных программ, проектов и методических разработок.

В ноябре 2017 года в рамках международного культурного обмена мы были приглашены культурно-образовательным фондом «Алфавит» и татарской диаспорой Будапешта в Венгрию. Студия «Дивертисмент» представила программу «Любимый город», в которой дети рассказали о Казани, о культуре и традициях нашей республики.

О работе студии снят документальный фильм «Огненная душа»,

Неоднократные публикации о нашей деятельности проходили в местных и российских, международных журналах, газетах, интернет-изданиях.

Цели образования – культурные ценности, к которым в процессе образования приобщается человек. Но знания, не усвоенные личностно, не пережитые, не пропущенные через внутренний духовный мир ученика, часто оседают мёртвым грузом в его памяти. Что нужно сделать, чтобы полученные знания стали для ученика ценностным внутренним приобретением?

От школы накопления знаний перейти к школе комплексного подхода, где все предметы гуманитарного цикла связаны воедино. Именно внеклассная работа служит соединительным звеном между основным и дополнительным образованием, между учебным процессом и внеурочной деятельностью. При благоприятных условиях эта работа способствует созданию целостного образовательного социокультурного пространства, где свободное творчество органично сочетается с познавательной деятельностью, чего мы, собственно, и желаем для наших детей, наших учеников.

Мы живём, растём, развиваемся. Обустраиваем свою территорию добра в этом мире. Ориентиром в нашей работе служат слова Святого Августина: «В главном – единство, во второстепенном – свобода, во всём – любовь».

Проект «Наследие в юном сердце»

Это история о том, как в обычной школе можно создать необычную творческую жизнь. Все началось с программы под названием «Фотография на память», посвященной теме сохранения объектов военной истории. Идея родилась в рамках нового и необычного молодежного движения «Наследие в юном сердце».

Проект осуществился благодаря совместным усилиям преподавателя истории КНИТУ-КАИ им. А.Н.Туполева Натальи Топал, регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, творческой студии «Дивертисмент» (рук. М.Б.Куликова, Н.А.Выгловская, К.Г.Салихова, А.Ж.Юрлова) и учащихся казанской художественной школы № 4 (рук. Выборнова Л.А., Э.В.Сысоева, Е.А.Елесеева, Н.В.Тяжелова). Ребята изучают историю архитектурных памятников через синтез искусств. Своим творчеством они обращают внимание взрослых на то, как важно вовремя остановить механизм, уничтожающий дорогие сердцу места.

В этом году «Наследие в юном сердце» отмечает свой пятилетний юбилей. Было проведено огромное количество программ, художественных выставок, встреч, форумов, выступлений. Дети с большим интересом включаются в движение, творчески подходят к поисковой работе: студенты КАИ исследуют историю архитектурных памятников и знакомят с ней школьников, а те сочиняют стихи, поют, танцуют, рисуют, привлекая внимание общества к проблемам сохранения объектов историко-культурного наследия. Все музыкально-литературные программы студии "Дивертисмент" пронизаны главной темой любви к родному городу. Подобная воспитательная деятельность позволит подрастающему поколению и в будущем чутко относиться к исторической среде.

Центром притяжения для участников молодежного краеведческого движения "Наследие в юном сердце" в 2021 году стали старинные культовые объекты Старо-Татарской слободы. Учащиеся четвертой художественной школы создали прекрасные картины, а студия «Дивертисмент» готовит новые номера для юбилейной встречи участников Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, которая пройдет в апреле этого года.

Наталья Топал - автор идеи и руководитель движения «Наследие в юном сердце»,

член республиканского Совета ВООПИК

Отзывы о работе студии:

Туфан Иммамутдинов:

Я посмотрел видео, что вы мне прислали. Что я могу на это сказать? Это действительно замечательно то, что вы делаете для детей, и для Мира. Такие педагоги считанные не только по республике, но и по России, я думаю. Удачи Вам и "Дивертисменту", чтоб не останавливались и развивались. Вам нужно свое здание и своя творческая школа.

Айрат Бик-Булатов:

Школьники 126-й гимназии, студия "Дивертисмент" представили композицию о Моцарте в музее Е.Боратынского. Разные классы обычной школы. На русском и татарском языках - стихи, песни, скрипки, танцы. Прекрасные школьные учителя и библиотекарь руководят этим проектом на общественных началах. Они так часто подчёркивают - "обычные дети", в смысле - не учащиеся музыкальных школ, танцевальных и иных студий, простые школьники. Но дети уже стали необычными, вместо со своими необычными педагогами. Да и есть ли вообще - "обычные дети"?

Я смотрел программу, где, в том числе, и мои стихи были использованы. Удивительные ощущения когда кто-то, а особенно дети - учат и говорят твои стихи! Но и без этого - прекрасная получилась программа! Вот эти круги - художники, музыканты, учителя, библиотекари, дети - все делятся своим вдохновением, своею устремлённостью к прекрасному, так получается чудо, которым славим Бога, ну или того, что у каждого из нас ассоциируется со вселенской красотой, всё же ещё присутствующей в нашем мире.

Дина Рубина:

Давайте я просто пожелаю Вашим выпускникам сильных увлекательных чувств, азарта в жизненных ситуациях, стойкости и готовности выдюжить в трудные дни. И – огромного всепоглощающего творческого успеха – он так необходим в молодости! Обнимаю!

Отзывы учащихся:

Учить детей – это здорово. Научить писать, читать, считать… это реально. А учить детей тому, чему другие научить не могут; учить детей любить, понимать, уважать и ценить других, справляться с трудностями; научить не сдаваться – это почти нереально! А вы это можете.

Ирина Пудикова, выпускница 2014 года

Друзья! Чудеса случаются. Сегодня вы подарили нам не просто чудо, сегодня мы как будто заново родились! Это очень дорогого стоит – ощущать рядом людей, которые делают для тебя нереальные вещи. Сегодня каждый получил столько эмоций… Нет ничего прекраснее музыки! Она объединяет нас всех: и детей, и взрослых! Это незабываемый вечер!

Ольга Верташова, выпускница 2014 года

Ярким моментом в моей жизни стало событие, проходившее в один из зимних вечеров в родной 126-й школе. Гимнастки, пленявшие своим очарованием, дивные голоса, яркие танцы и вдохновляющее чтение стихов – в школе проходил праздник «Минута славы». Всем было хорошо и по-домашнему уютно в этот вечер.

Нельзя сказать, что выступление в школе – это такой уж огромный успех. Но это необходимая ступень лестницы, ведущей к истинному призванию. Все мы очень разные, и только поэтому каждый достоин внимания. Спешите удивлять, спешите жить в угоду своим талантам и не бойтесь заявлять о них людям! Тогда с вами будут случаться настоящие чудеса.

Лилия Мухаметшина, выпускница 2010 года

Миньона Борисовна, спасибо большое за все, что вы для нас, и в частности, для меня сделали. Спасибо за Будапешт, Вену, Аиста, Шурале, Танцы, Песни, за Дивертисмент, Минуту славы. Именно с вами связаны лучшие моменты в школе.

Фируза Камалтдинова, выпускница 2020 года

Сколько конкурсов и концертов прошли через ваши руки, и все они были прекрасны не только вашим профессионализмом, но и Вашей прекрасной душой, которая наполняла весь концертный зал радужной и тёплой атмосферой. Спасибо за учения и критику, за победы и проигрыши, удачи и неудачи. Вы всегда были за нас, за детей, а мы всегда были за Вас, потому что именно вы всегда верили и поддерживали все наши начинания.

Эльвина Галимова, выпускница 2020 года

Ссылки на программы студии «Дивертисмент»:

https://martprod.ru/proekty/detsko-yunosheskoe-otdelenie-tro-voopik-otmetilo-75-letnij-yubilej-pobedy

https://www.youtube.com/playlist?list=PLZ9vb4JwBhqhb_fISHApxAGKPAR8KkWd1


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика