Звездина А.Я.,
директор МБОУ «Средняя общеобразовательной русско-татарская школа №111»
Советского района г.Казани;
Чумакова И.Н.,
психолог,
Махмутова А.Г.,
дефектолог
МБОУ «Средняя общеобразовательной русско-татарская школа №111»
Советского района г.Казани
Далекий 2006 год. Я, директор школы №111, в составе Российской делегации знакомлюсь с образовательными учреждениями в Америке. Интерактивные доски, современное оборудование, огромные здания, мастерские, – все это поражало воображение, но уже стало появляться и в наших школах.
А вот широкие примерочные в магазинах, специальные туалеты в кафе, мобильная инвалидная коляска в багажнике своего автомобиля, – такое отношение к людям с инвалидностью было новым и ранее не виданным.
Так сложилось, что в нашей школе всегда было много детей, обучающихся на дому.
Различные заболевания, различные судьбы. Но мы всегда старались, чтобы эти дети были частью детского коллектива. Писали им письма, когда они были долго в больнице, собирали деньги на лечение, приглашали на школьные праздники.
В 2008 году мы узнали слово «инклюзия», инклюзивное образование, и наша школа еще активнее стала работать в этом направлении. Поездки в Финляндию, Москву, Нижний Новгород – смотрим и перенимаем опыт.
Удачей для нас оказалось знакомство с Чернявской В.К., координатором ряда проектов, таких как «На урок-вместе», «Кино без барьеров», «Ресурсный класс». Главная наша задача - создание такого образовательного пространства, в котором было бы комфортно всем. Благотворительные концерты и ярмарки, поездки и подарки детским домам, фестиваль инклюзивных фильмов, уроки доброты, семинары, – школа становится площадкой для городских и районных проектов.
Благодаря Гранту МЕГА – IKEA осуществляется проект по созданию «ресурсной комнаты». Педагоги получили возможность работать со специализированным оборудованием. Все учителя проходят курсовую подготовку силами центра образования для взрослых.
В 2020 году в школу приходят дети с РАС (расстройства аутистического спектра). Обучение детей с таким диагнозом – это совершенно новый опыт для школы. Опасения были у всех: и у родителей, причем как больных, так и здоровых детей, педагогов да и всех сотрудников.
Сегодня дети заканчивают 1-й класс, и, можем сказать, что социализация проходит успешно: дети играют, учатся, развиваются.
А вот что рассказывают школьный психолог Чумакова И.Н. и дефектолог Махмутова А.Г:
Коррекционно- развивающая работа с обучающимися, которые имеют расстройство аутистического спектра, является важной частью дефектологического, логопедического, психологического сопровождения образовательного процесса. По мнению специалистов, коррекционная работа для детей с РАС должно быть комплексна и индивидуализирована.
Аутизм – одно из тех тяжелых заболеваний, которое кроме утраты психического здоровья, имеет ряд социально неблагополучных последствий. Ребенок с ранним детским аутизмом действует по определенным выработанным правилам и отклонения от них негативно сказывается на их поведение и настроение. Речь развивается медленно. Встречается общее стойкое недоразвитие речи. Ребенок боится всего нового, выполняет монотонные и повторяющиеся движения. Эмоционально – волевая сфера нарушена.
На сегодняшний день мы заметили, что расстройство аутистического спектра можно назвать одним из «странных» психических расстройств в детском возрасте, потому что до сих пор неизвестно, что является причиной его возникновения. А, следовательно, нет четкой системы его коррекции, дальнейшей адаптации и реабилитации.
По заключению городской психолого-медико-педагогической комиссии для детей с РАС необходимо организовать коррекционно- развивающую работу, которая направлена на выстраивание элементарных коммуникаций, стереотипов учебной деятельности и взаимодействия со сверстниками; формирование навыков коммуникации; развитие всех компонентов речи; выработке адекватных форм поведения.
Коррекционно- развивающая работа дефектолога, логопеда и психолога направлены на развитие сенсомоторной координации и развития высших психических функций детей с расстройством аутистического спектра.
Для развития мелкой моторики мы используем прописи А.Н.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова, также применяем азбуку «Шнуровка» для составления слов, запоминания букв и развития мелкой моторики при нанизывание букв.
Для развития стратегического мышления, усвоения понятий «лево-право», «вверх-вниз», «симметрия», пространственной ориентировки применяю: доска «Гонщик». Этот инструментарий вырабатывает навык следования вербальной или графической инструкции, самоконтроль.
Для изучения счета и усидчивости мы используем программу «Нумикон». Визуальный и кинестетический подходы, используемые «Нумиконом», подходят для разнообразных форм обучения. Дети с РАС составляют из шаблонов разнообразные сооружения и конструкции, играют в игры с использованием специального мешочка, в котором фигурки можно распознать только наощупь.
На развитие и коррекцию коммуникативной функции в нашей работе мы применяем:
1.Подбор парных картинок;
2.Приклеиваем картинки в альбом, подписываем; отдельно заготавливаем карточки с надписями этих картинок. Подбираем карточки с надписями к приклеенным картинкам.
3.Учим глаголы аналогичным способом, составляем предложения.
В заключении хочется отметить, что обучение детей с расстройством аутистического спектра в общеобразовательной школе не всегда дает положительный результат, но создание специальных условий и индивидуальная коррекционно-развивающая работа способствуют формированию коммуникативного поведения, социализации и развитию когнитивных функций ребенка.