Опыт реализации МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 84 с углубленным изучением иностранных языков» Советского района г.Казани инновационного проекта «Социальное партнерство «Школа – Вуз - Производство» как условие повышения качества профильного образования и профессионального самоопределения школьников»

А.А.Жадько,
директор
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 84
с углубленным изучением иностранных языков»
Советского района г.Казани
Е.В. Амосова,
заместитель директора по УР
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 84
с углубленным изучением иностранных языков»
Советского района г.Казани


Анализ опыта сотрудничества Школа-ВУЗ-Производство по профориентации старших школьников показывает, что зачастую взаимодействие направлено в основном на информирование о правилах приема, вступительных экзаменах, условиях обучения в профильных вузах, о работе подготовительных курсов, проведении дней открытых дверей, предоставлении услуг профдиагностики, а также на организацию производственной практики и экскурсий. Указанные направления сотрудничества свидетельствуют о большей заинтересованности в нем вузов, а именно заинтересованности в наборе абитуриентов. Школа, принимая такое сотрудничество, недооценивает при этом, что приоритетным в решении данного вопроса является учет интересов личности старшеклассника. В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №84 с углубленным изучением иностранных языков» реализуется статус углубленного изучения иностранных языков. Однако выпускники школы при определении дальнейшего образовательного маршрута наряду со специальностями гуманитарной (филологической) направленности выбирают техническое и естественно-научное направление. Поэтому организация предпрофильного обучения и профильного образования в школе должна, по нашему мнению, обеспечивать информационную поддержку профильного самоопределения школьников для формирования адекватной самооценки и повышения их ответственности за свой профессиональный выбор. В соответствии с этим школа и вуз призваны стать организатором и координатором социального партнерства в реализации профильного обучения, педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников.

Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость обусловили тему инновационного проекта на 2014-2019г.г.:

«Социальное партнерство «Школа – Вуз - Производство» как условие повышения качества профильного образования и профессионального самоопределения школьников».

Цель: создание условий для социализации и ранней профориентации школьников.

Задачи:

? Обучающая: познакомить с профессиями технической и естественно-научной, экологической направленности;

? Личностно-развивающая: научить работать в команде;

? Воспитательная: формировать деловую активность, интерес к профессиям технической и естественно-научной направленности.

Диагностика мониторинговых исследований старшеклассников и их родителей, проведенная в школе в целях организации профильного образования, показала:

- 62% опрошенных планировали после окончания школы обучение в вузе;

-30% опрошенных планировали продолжить обучение в ссузе;

-8% опрошенных не определились с выбором.

При выборе направления обучения после школы:

-15% опрошенных выбрали физико-математическое направление;

-17% опрошенных выбрали естественно-научное направление;

- 42% опрошенных выбрали гуманитарное (в том числе филологическое) направление;

-9% опрошенных выбрали социально-экономическое направление;

- 13% опрошенных выбрали информационно-технологическое направление;

4% опрошенных выбрали «другое».

При выборе элективных курсов и предметов, необходимых для поступления в вуз, мнения опрошенных распределились следующим образом: второй иностранный язык – 12%, математика – 9%, русский язык – 6%, иностранный язык – 7%, химия – 10%, биология – 11%, физика – 34%, обществознание -9%, другое -3%.

Социальное партнерство – особый тип взаимодействия школы с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов участников этого процесса. В контексте данного проекта социальное партнерство рассматривалось нами как продуктивное взаимодействие всех сторон, заинтересованных в повышении качества образовательного процесса и успешном профессиональном самоопределении старшеклассников в соответствии с их потребностями и запросами рынка труда.

Исходя из такой трактовки понятия, социальными партнерами школы в рамках проекта являлись ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский университет им. А.Н. Туполева», ОАО «КОМЗ», ГКУ «Пригородное лесничество» Министерства лесного хозяйства РТ, ФГБОУ ВО «Казанский аграрный университет».

Реализация проекта в школе была организована в рамках создания детских движений по направлениям:

- Экологическое движение;

- Школьное лесничество;

- Научное общество;

- Дружина юных пожарных

1. Ресурсы проекта:

? Педагоги школы, курирующие детские движения

? Профессорско-преподавательский состав вузов, работники организаций

? Группы обучающихся 5-9 классов

? Изучение расширенного материала по предметам «физика», «биология», «география», «экология».

? Профориентационная работа, популяризация научного знания.

На базе кафедры оптико-электронных систем КНИТУ-КАИ преподавателями вуза велись занятия кружка «Занимательная физика» для учащихся 7-8 классов. Школьное научное общество объединило учащихся разного возраста. В школе регулярно проходят турниры по интеллектуальным играм «Что? Где? Когда?», «Мудрый совенок». Школьная команда неоднократно становилась призером городских игр.

В начальных классах были созданы и действуют «Научные лаборатории», в которых дети работают над своими проектами. Также научным обществом организованы «Научные субботы» и «Старт в науку». В рамках сетевого взаимодействия преподаватели казанских вузов читают лекции ученикам старших классов школы.

Многолетнее сотрудничество связывает нашу школу с ГКУ «Пригородное лесничество». Учащиеся школы являются экологическими волонтерами и, начиная со среднего звена, могут узнать азы этой профессии. Участники школьного лесничества «Друзья леса» занимаются природоохранной деятельностью, неоднократно становились участниками коллегии Министерства лесного хозяйства РТ (2014, 2015,2016, 2017,2018г.г.). За активное участие в пропаганде охраны природы, сохранении и приумножении лесных богатств МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 84 с углубленным изучением иностранных языков» Советского района г.Казани в 2018 году была награждена Почетной грамотой Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан.

Создавая данный проект, мы предполагали, что эффективность социального партнерства как условия повышения качества профильного образования и профессионального самоопределения школьников обеспечивается:

если социальное партнерство осуществляется на основе заинтересованности, паритетности и взаимодополняемости для повышения готовности школьников к профессиональному самоопределению с учетом их потребностей и запросов регионального рынка труда, а также для создания индивидуальной траектории развития личности школьника;

если педагогическая и информационная поддержка профессионального самоопределения школьников рассматривается как процесс поэтапный, с использованием интерактивных форм и методов, обеспечивающих подросткам возможность принимать решение о выборе будущей профессии;

если расширение системы профильного обучения в школе происходит за счет объединения кадровых, материальных и информационных ресурсов социальных партнеров.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика