Формирование социального капитала организации как основа повышения профессионального уровня педагогов и качества образования

Шамсувалеева Г.Ш.,
заместитель директора по УР; МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 с углубленным изучением отдельных предметов»
Советского района города Казани
Легошина С.Н.,
руководитель методического совета школы;
Консбаева Р.И.,
педагог – психолог школы;
Нурисламова З.З.,
руководитель МО учителей гуманитарного цикла


Социальный заказ общества предъявляет повышенные требования к профессиональному уровню педагога, постоянной работе педагога над совершенствованием и актуализацией своих профессиональных навыков и изысканий. Личность педагога так же, как и его профессиональные знания, является социальным капиталом не только общества, но и прежде всего педагогического коллектива, где работает педагог.

Учитель способен передавать ученикам лишь те ценностные ориентации, которые присущи ему самому. В связи с этим педагог не просто персонификатор нормативной деятельности, но активный субъект, реализующий свой способ жизнедеятельности на благо общества. Профессиональное становление педагога охватывает длительный период жизни: от начала формирования профессиональных намерений до профессионального мастерства.

Одной из основополагающих систематизированных и комплексных направлений в перманентном процессе творческого саморазвития и самореализации педагога является работа педагогического коллектива над единой методической темой (ЕМТ) в течение нескольких лет. Поэтому актуальность, перспективность, значимость и практико-ориентированность ЕМТ имеет огромное значение для формирования и развития социального капитала коллектива.

Наш коллектив заканчивает работу над темой «Формирование социального капитала организации как основа повышения профессионального уровня педагогов и качества образования».

Целью реализации и работы над данной темой являются разработка и внедрение управленческих решений для повышения профессионального уровня педагогов и качества образования через развитие социального капитала школы.

В ходе работы над темой решались следующие задачи:

- выявить проблемные зоны в формировании социального капитала школы;

- разработать план мероприятий по развитию социального капитала коллектива;

- сформулировать ожидаемые результаты, возможные риски и способы их снижения;

- вывести коллектив на этап традиционализации.

Выбор педагогическим коллективом проблемы «Формирование социального капитала организации как основа повышения профессионального уровня педагогов и качества образования» был призван обозначить один из возможных ответов на вопрос руководителя о менеджменте современной школы: управление профессиональными связями - ресурс, который позволяет вывести коллектив не только на этап традиционализации, но и откликнуться на запросы современного общества, ожидания государства, и главное – потребности ребёнка.

Социальный капитал образовательной организации может стать источником её эффективности, способом избавления от профессионального выгорания работников, мотивирующим к качественному труду и достижению целей за счёт внутреннего профессионального сотрудничества и сложности модели взаимодействий.

Группа российских учёных во главе с К.М. Ушаковым с 2012-2014 гг. внедряет идею социального капитала образовательного учреждения в управленческие технологии.

В основании исследования лежала гипотеза о том, что реально эффективная организация — это та, которая обладает большой внутренней сложностью реальной структуры, т.е. та, в которой существует высокий уровень кооперации между ее членами.

Методика, предлагаемая К.М. Ушаковым, позволила определить уровень горизонтального и вертикального доверия, уровень горизонтального взаимодействия, уровень удовлетворенности работой, уровень сложности личных связей, уровень сложности профессиональных связей.

Ещё один блок методики даёт возможность определить уровень удовлетворённости работой. Высокий уровень удовлетворенности не приводит к лучшему выполнению работы и может рассматриваться как фактор, сдерживающий развитие организации.

В начале работы над темой был проведен стартовый мониторинг. В основе стартового мониторинга находится диагностика уровня развития социального капитала образовательной организации. Прежде всего был проведен опрос для фиксации степени доверия и уровня взаимодействия в коллективе (анонимный).

Социометрическая анкета была проведена для построения матрицы взаимодействия и измерения плотности социальной сети (открытая).

Результаты социометрии так же позволили сделать следующие выводы:

доступность внутренних ресурсов развития школы (рефлексия, взаимное обучение, доступ к знаниям и опыту коллег), открытость организации, возможность развития школы при существующих ценностях и базовых представлениях, при существующем отношении педагогов к процессу обучения.

При этом были выявлены проблемы и спроектированы мероприятия по их устранению:

1.формальный характер командной работы и сотрудничества. Для того, чтобы повысить уровень горизонтального доверия, необходимо задействовать следующие механизмы решения: организовать творческие группы по актуальным для педагога проблемам, активизировать проведение открытых уроков и мероприятий с последующим общим анализом

2.высокий уровень удовлетворённости работой как фактор, сдерживающий развитие организации. Было решено максимально привлечь к работе над ЕМТ через реализацию плана самообразования.

3. профессиональное одиночество и нехватка конструктивной профессиональной поддержки. Для решения этой проблемы организована работа по следующим направлениям: совершенствование формы наставничества – организация совместных мероприятий наставника и молодого специалиста, обеспечение не оценочного, а конструктивного анализа взаимопосещений уроков и мероприятий.

Данная диагностика позволила нам увидеть основы социального капитала коллектива школы и создать

• диады «молодой педагог – наставник» (для оказания методической помощи),

• диад педагогов, работающих в одном классе (для решения задач по совершенствованию содержательного и методического наполнения урока),

• диад между опытными педагогами (для решения сложных задач)

Для достижения результатов нового качества образования и создания среды профессионального взаимодействия, приоритетными зонами развития коллектива нами были определены:

- развитие командной работы через активизацию совместной деятельности,

- преодоление синдрома педагогического выгорания через расширение доступа к профессиональному капиталу друг друга,

- для педагога - открытость к продуктивному сотрудничеству,

- для администрации - перевод коллектива в режим взаимодействия и командной работы.

Исходя из полученных результатов, выявленных проблем была начата работа по развитию социального капитала коллектива через ознакомление и использование различных управленческих техник.

Развитие социального капитала в общеобразовательной организации, исходя из рассмотренных аспектов, мы начали поэтапно.

Таблица 1 Содержание этапов реализации работы над проектом

Таким образом, в школе был создан микроклимат, ориентированный на обмен опытом и сотрудничество коллег. Проведены десятки практических семинаров по книгам Гордона Драйдена и Джаннет Вос «Революция в обучении», М.Е.Бершадского «Когнитивная образовательная технология», М.М.Поташника и М.В.Левита «Как помочь учителю в освоении ФГОС».

В ходе подготовки и проведения семинаров возникали временные творческие группы учителей. Наличие задач, требующих совместной деятельности способствовало возникновению возможностей для профессионального общения, что привело к преобладанию микроклимата, ориентированного на обмен опытом и сотрудничество.

Организованный просмотр всем педагогическим коллективом видеозаписи лекции М.В.Ковальчука «Конвергенция наук и технологий – основа технологического уклада» явилась практическим доказательством важности формирования метапредметных результатов через формирование у учащихся общеучебных, межпредметных и надпредметных умений. Данный просмотр способствовал проведению занятий по самоанализу и анализу серии уроков педагогами предметов различного цикла в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов.

В школе сложилась система ознакомления с актуальными публикациями в средствах массовой информации, профессиональной периодической печати. Каждому педагогу предлагается формировать пакет «В помощь учителю», который систематически пополняется материалами.

Таким образом, проводимая работа для развития социального капитала способствовала тому, что в коллективе возникли целевые группы по работе над конкретными проблемами.

Приведем следующие примеры.

Возникла целевая группа в рамках работы совместной экспериментальной площадки с ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» и МБОУ «Школа №15» по естественно-научному направлению, которая работала по проблеме «Развитие проектов популяризации науки как способ формирования навыков эффективных коммуникаций у школьников 6-11 классов». Цель деятельности группы состояла в апробации новых механизмов, направленных на повышение качества и результативности образования, апробации инноваций в области содержания образования с целью формирования научного мышления с начального уровня образования, совершенствовании и апробации новых форм и педагогических технологий на деятельностном подходе обучения.

Следующая целевая группа по работе над проблемой «Формы взаимодействия педагогов в рамках межпредметной интеграции» сложилась в результате организации совместной деятельности учителей естественно-научного цикла и педагогов начальной школы. В ходе внеурочной деятельности учителя старших классов проводят занятия с учащимися, начиная с 3 класса в рамках перспективно–опережающего обучения. Занятия ведут учителя – предметники: химии, математики, физики, биологии. В конце года проведится итоговое интегрированное занятие курсов математики, физики, биологии и химии.

Вся работа по развитию социального капитала организации направлена на повышение качества образования обучающихся. В ходе анализа результатов обучения выявлена проблема слабого развития у учащихся аналитического мышления, поэтому методическим советом школы была спроектирована система обучающих семинаров для организации работы по устранению выявленных проблем «Формирование смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компетенций». Взаимопосещение уроков показало, что большинство педагогов работают в данном направлении, учителями разработаны интегрированные уроки с целью мотивации учащихся к успешному овладению метапредметными компетенциями. С другой стороны, работа в этом направлении выявила педагогов, затрудняющихся в представлении способов и приемов формирования смыслового чтения, что является причиной возникающей проблемы формирования метапредметных компетенций.

В рамках пятого этапа была проведена повторная диагностика, показавшая положительные изменения. Отметим тот факт, что изолированных педагогов стало меньше, структура взаимодействия коллектива несколько усложнилась, диад образовалось больше.

Помимо социометрии был проведен опрос коллектива по следующим позициям:

С.1. Кто из коллег, по Вашему мнению, являются лучшими педагогами вашей образовательной организации?

С.4. Кого из коллег Вы хотели бы видеть в составе вновь организованной группы для решения какой-либо проблемы в области воспитания и преподавания?

С.6. Если у Вас возникают профессиональные проблемы, то с кем из коллег Вы советуетесь, к кому обращаетесь за помощью?

С.7. Как Вы считаете, кого из коллег Вам было бы полезно видеть на своих уроках, занятиях и мероприятиях?

Результаты данного опросника еще раз показали, что управленческий компонент образовательной организации соответствует как реальной, так и формальной структуре.

Социальный капитал организации, безусловно, формирует основу для повышения профессионального уровня педагогов. Каждый из учителей может выбрать одну программу или другую, но всегда необходимо искать в своей работе единомышленников. Это самое главное. Единство работы педагогического коллектива способствовало повышению качества образования. Так, за последние три года произошло увеличение данного показателя более, чем на 3%.

Сегодня наш коллектив имеет сложившиеся традиции и формы работы, такие как ознакомительно-обучающие туристические поездки коллектива по городам, историческим местам, музеям РТ, регионов Поволжья и Приуралья; фестиваль инновационных педагогических идей и технологий, завершающийся изданием альманахов педагогического опыта педагогов школы; работа постоянно действующего семинара по актуальным проблемам образования и воспитания; собеседования с администрацией, руководителей ШМО с учителями по реализации их долгосрочных планов самообразования; работа научно-практического республиканского семинара в рамках стажировочной площадки для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальной школы и предметов естественно-математического цикла.

Работа над ЕМТ по проблеме «Формирование социального капитала организации как основа повышения профессионального уровня педагогов» способствовала созданию целевых творческих групп, работающих в параллелях, диад «молодой педагог - наставник», диады и триады педагогов, работающие в одном классе для решения практических задач реализации ФГОС в урочной и внеурочной деятельности, а также для создания устойчивых конфигураций социального капитала.

В педагогической деятельности нет мелочей. Все важно для обеспечения качества: и материально-техническая база, и технологии обучения, и квалификация учителей, и отношение семьи к школе, и мотивационные установки учащихся и т.д. Но главной фигурой был, есть и будет учитель!

Вот что пишет об этом доцент Московского государственного университета Шопина Жанна Петровна: «Никакие конкурсы, повышения квалификации и любые другие изменения в системе не помогут, если человек сам не понимает, с кем он имеет дело в классе. Нам надо ориентировать учителя не на методики, а на понимание того, что он работает с конкретными детьми, а мы этого не понимаем… Нам давно пора привыкнуть, что идея ежедневного зарабатывания денег и престижа определенных профессий – это в наших головах, но не в головах наших детей. У них уже другие интересы, в том числе профессиональные. Те специальности, на которые они сейчас идут учиться, для нас даже по названиям не все известны. Они живут так, как им интересно, у них это получается, и мы должны это уважать. Нам надо над собой работать, а не над детьми».

Список использованных документов и источников информации

1 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ URL: http://consultant.prime.ru/

2 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». URL: http:// nasha-novaya-shkola.ru/

3 Профессиональный стандарт «Педагог». URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/

4 Корпоративная культура. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/

5 Барков С.А., Люботурова Т.А. Воспитание корпоративного патриотизма как задача современного менеджмента // Вестник Московского университета. Серия 10. Социология и Политология. 2008. №2. С. 119-132.

6 Буева И.И. Формирование корпоративной культуры педагогических сообществ // Мир образования – образование в мире. 2007. №3. С.73-79.

7 Методический справочник «Основы сетевого анализа внутренней структуры образовательной организации». Тюмень: Департамент образования и науки Тюменской области.2014.39 с.

8 Руднев Е.А. Организационная культура и поведение как путь к развитию демократии в школе // Народное образование. 2005. №2.С. 81-86.

9 Ушаков К.М. Как сделать школу лучше, или Социальный капитал как приоритет БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА ДИРЕКТОР ШКОЛЫ управление № 4, 2017

10 Ушаков К.М. Основы сетевого анализа // Директор школы, №5, №6. - М. : 2014.

11 Ушаков К.М. Термодинамика и школа // Директор школы, №2. - М. : 2011.

12 Ушаков К.М. Сотрудничество как работа// Директор школы, №5, №6. - М. : 2013.

13 Ушаков К.М. Задачник для куратора // Директор школы, №7. - М. : 2015.

14 Ушаков К.М. Диагностика реальной структуры образовательной организации // Вопросы образования. 2013, № 4,. С. 47-49.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика