Управленческий проект как ответ на внешние вызовы

М.В.Пичугина,
директор
МБОУ «Гимназия №8–Центр образования»
Советского района
Н.М.Гирфанутдинова,
заместитель директора по учебной работе
МБОУ «Гимназия №8–Центр образования»
Советского района


В 2017 году педагогический коллектив гимназии и административная команда были поставлены перед фактом, что новый учебный год образовательное учреждение начнет в новом статусе – Центр образования, возникший на основе слияния двух школ (гимназии и средней общеобразовательной школы).

Это стало серьезным внешним вызовом, на который необходимо было найти ответы в короткий временной период. В том числе потребовалось внести коррективы в работу над единой методической темой «Развивающая образовательная среда как долгосрочная стратегия комплексного развития школы» (Школа для всех и для каждого).

Реализация ЕМТ осуществлялась через проекты: «Обновление содержания образования», «Надежды нашей школы», «Информатизация», «Педагогика успеха», «Педагог – профессионал».

Изменение статуса образовательного учреждения, слияние двух педагогических и ученических коллективов привело к появлению еще одного управленческого проекта, направленного на работу с педагогическими кадрами - «Одна школа – один коллектив».

Первым шагом к созданию проекта стал анализ сильных и слабых сторон, а также стратегических опций, которые школа может использовать для освоения возможностей.

Данные этого анализа позволили увидеть противоречие и возникшую проблему:

Противоречие

Между необходимостью достижения высоких результатов образовательной деятельност и уровнем мотивации педагогов к работе в новых условиях .

Проблема

Определить уровень готовности педагогов к профессиональному саморазвитию в новых условиях.

В педагогической литературе имеются разработанные методики оценки уровня готовности педагога к развитию, а также методики, позволяющие выявить факторы, стимулирующие и препятствующие профессиональному саморазвитию педагогов (методика В.И.Зверевой, Н.В.Немовой). К сожалению, часть педагогов, отвечая на вопросы предложенных анкет, дает ожидаемый от них ответ. Это не позволяет сформировать объективное представление о реальном состоянии процесса саморазвития.

Аудит со стороны администрации может исправить этот недостаток, но в современных условиях развития системы образования особое значение имеет умение самих педагогов осуществлять самоанализ (самоаудит) профессиональной деятельности,

выявлять и анализировать причины отклонений полученных результатов, что позволяет построить индивидуальную траекторию развития профессиональной компетентности.

Таким образом, педагогический аудит:

- форма соорганизации деятельности школьной администрации и учителя;

- решает задачи создания условий для саморазвития и совершенствования менеджмента в учебном заведении.

Исходя из такого понимания педагогического аудита, нами были определены следующие цель, задачи и критерии эффективности проекта «Одна школа – один коллектив»:

Цель

Транзит аудита профессионального саморазвития педагога в самоаудит.

Задачи:

- создание условий для саморазвития учителя и совершенствование менеджмента в учебном заведении;

- изучение нормативных документов и методологических основ образовательного и воспитательного процесса;

- соответствие методических тем педагогов актуальным педагогическим проблемам современной системы образования.

Критерии эффективности:

- четкость и конкретность планирования процессов профессионального саморазвития;

- актуальность методических тем;

- целенаправленность и систематичность в процессе самообразования;

- открытость для профессионального взаимодействия с другими структурами системы образования;

- развитие творческой активности педагогических кадров;

- последовательный переход к непрерывному самообразованию.

Была разработана дорожная карта реализации проекта:

Прокомментируем некоторые из мероприятий дорожной карты.

Педагогический совет «Профессионально-личностный рост педагога как ресурс совершенствования образовательной среды» стал практическим стартом работы всего педагогического коллектива. В процессе подготовки педагогического совета администрацией были проанализированы типовые пробелы педагогов и определены настроечные механизмы управления.

дефект Делается запланированное и вовремя, но результаты не соответствуют целям В зависимости от причины дефекта: создание условий, повышение квалификации и т.д.

Таким образом, причина дефекта определяет настроечный механизм:

• если не могут – создать условия, чтобы могли

• если не умеют – научить, чтобы умели

• если не хотят – стимулировать, мотивировать, чтобы хотели.

Нам хотелось, чтобы педагогический совет стал мотиватором для педагогов в процессе профессионального роста и выстраивания ими индивидуальной траектории саморазвития.

Методический семинар «Алгоритм самоаудита».

Коллективу был представлен стандартный алгоритм самоанализа:

1.Какие образовательные результаты я хочу получить?

2.Какие результаты я получаю реально?

3.Являются ли объективными данные оценки (действительно ли они реально отражают уровень усвоения обучающимися знаний и умений, указанных в образовательной программе)?

4.Уровень достигнутых результатов.

5.Каковы причины получения результатов ниже запланированных (правильно ли я организую образовательный| процесс)

6.Мои «поля успешности» - какие элементы моей профессиональной деятельности приводят к положительным запрограммированным результатам (и я могу ими поделиться с коллегами)?

7.Мои «проблемные поля»:

8.Составить план выявленных проблем профессиональной деятельности

Для самоанализа первостепенно важно не то, что сделано педагогом за определенный период времени, а то, какая задача им решается, почему именно эта задача является для него актуальной, что делается педагогом для решения этой задачи, и каков результат его деятельности. То есть, сначала формулируется проблема, а только потом говорится о шагах, способствующих ее решению. И именно проблема определяет методическую тему учителя.

Так как часть педагогов испытывала затруднения в формулировке методической темы, нами был предложен следующий шаблон:

Защищать свою методическую тему каждый учитель должен был по плану:

- Тема

- Цель

- Задачи

- Методологическая основа

- Мониторинг

- Результативность.

Индивидуальные консультации показали, что некоторые педагоги пишут только о том, что ими сделано за отчетный период, присутствует избыток фактов и цифр, не упоминаются трудности, с которыми столкнулись в процессе профессиональной деятельности.

Защита методических тем была открытой. На заседании методического объединения мог присутствовать любой желающий. Первыми с защитой выступили представители административной команды. Данный этап позволил охватить максимальное количество участников. Были выявлены типичные проблемы: излишняя теоретизированность выступлений, отсутствие мониторинга реализации работы по методической теме, необходимость корректировки ее формулировки. Но самым важным итогом данного этапа была систематизация каждым педагогом своего профессионального опыта. Были сформулированы три простых критерия эффективности профессионального саморазвития:

- эффективность профессиональной педагогической деятельности

- творческий рост педагога

- внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.

Таким образом, проектирование (управленческое, педагогическое) является оптимальным ответом на внешние и внутренние вызовы.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика