Основные направления реализации ЕМТ «Развитие компетенций участников образовательного процесса в рамках введения государственных образовательных и профессиональных стандартов» в Советском районе

Сомова Лариса Владимировна,
заведующая УМС ИМО
Управления образования г.Казани
по Советскому району,
старший методист по реализации инновационных проектов


Инновационный характер осуществляемых в образовании перемен в соответствии с Государственной программой «Развитие образования» предъявляет высокие требования к педагогическому сообществу: руководителям, педагогам, методистам.

Каковы же основные направления работы с педагогическими и управленческими кадрами в Советском районе г.Казани?

Важный принцип организации работы с управленческими и педагогическими кадрами - это сочетание традиционных и инновационных подходов, форм, методов работы.

Системообразующим элементом в образовательных учреждениях Советского района традиционно является работа над единой методической темой района. С 2016 по 2021 годы в нашем районе была организована работа над темой «Развитие компетенций участников образовательного процесса в рамках введения государственных образовательных и профессиональных стандартов». Многолетняя традиция выстраивать работу с кадрами на основе единой методической темы позволяет организовать ее целостно и системно на различных уровнях: районном, школьном, индивидуальном. Районная ЕМТ является продолжением городской темы «Формирование профессиональной культуры педагога на основе эффективных управленческих технологий» и пронизывает деятельность всех структурных подразделений: от районных профессиональных объединений до руководителя и педагога. При разработке перспективного планирования на 5 лет определяются основные направления работы на каждый год.

Основные направления (темы) каждого года

2016 – 2017 уч.г. – 1 этап – «Научно-методическое изучение проблемы и выявление профессиональных дефицитов педагогов»

2017-2018 уч.г. – 2 этап разработки ЕМТ – обучающе-практический. Тема данного этапа: «Изучение современных технологий и методик работы с руководящими и педагогическими кадрами, направленных на повышение их профессионализма и результативности работы»

2018-2019 уч.г. - 3-ий этап реализации ЕМТ – практический, внедренческий

2019-2020 уч.г. – 4 этап реализации ЕМТ – практический, внедренческий. Тема данного этапа: – «Развитие и совершенствование системы работы с руководящими и педагогическими кадрами на основе современных технологий и методик, направленных на повышение профессионализма и обеспечивающих рост качества образования учащихся в соответствии с государственными стандартами»

2020-2021 уч.г. – 5 этап – обобщающий. Тема «Обобщение лучших практик внедрения современных технологий и методик работы с руководящими и педагогическими кадрами, направленных на повышение профессионализма и качества образования учащихся в соответствии с государственными стандартами»

В районе разработана технологическая карта реализации ЕМТ. Ежегодно методический год завершается общерайонными апрельскими мероприятиями различного формата. Это педагогические чтения или круглые столы руководителей и учителей-предметников, фестивали инновационных проектов или панорамы педагогического опыта и другие формы. В 2020-2021 учебном году с целью обобщения и диссеминации опыта ОУ района в феврале-марте на базе 4 площадок прошли круглые столы заместителей директоров по УР «Панорама педагогического опыта по реализации ЕМТ в школах района». В этом марафоне приняли участие руководители 35 школ. Как показывает практика, такие диалоги единомышленников в наше динамичное время востребованы и эффективны. Самый интересный опыт был представлен на творческом отчете района 21 апреля 2021 года, где выступили заместители директора по учебной работе таких ОУ, как лицеи №121, 159, гимназий №8, 90, 141, школ №72, 84, 167. Опыт этих образовательных организаций вызвал наибольший интерес у заместителей директоров района. Тематика опыта разнообразна: «Программа «Точки роста» как эффективное средство повышения профессионального мастерства педагогов» (лицей №121), «Развивающая образовательная среда как долгосрочная стратегия комплексного развития» (гимназия №8), «Формирование информационно-коммуникационных компетенций педагогов через развитие ЦОС» (гимназия №90), «Как подружить учителя и школьный проект?» (СОШ №72) и другие.

При этом мы, конечно, понимаем, что работа с кадрами должна наполняться не только новым содержанием, но и современными формами работы с использованием интерактивных, практико-ориентированных технологий, на диагностической основе и дифференцированном подходе. Для достижения большей эффективности в работе с кадрами мы стремимся выстроить проектно-ориентированную систему управления процессом повышения профессиональной компетентности управленческих и педагогических кадров.

Проектно-ориентированная система управления осуществляется через реализацию районных проектов для управленческих кадров, педагогических кадров и проектов в рамках Государственной программы РФ «Развитие образования». Как известно, в переводе с латинского «проект» означает «брошенный вперед». Этим объясняется выбор такого подхода к организации работы с кадрами. Каждый методист района разработал и реализует проект в соответствии со своим функционалом и курируемой предметной областью:

Участие в городском проекте «Вектор успеха» по обучению директоров школ-менторов, реализация районного проекта «Ступени роста: от становления к успеху», направленного на поддержку и методическое сопровождение управленческих команд новых школ, районные семинары для директоров школ на базе школ по актуальным проблемам образования, управленческой деятельности (в 2020-2021 уч.г. МБОУ «Гимназия №8», СОШ №140, в предыдущие годы – МАОУ «Лицей №121», «Лицей №159», лицей-инженерный центр, «Гимназия №93», «Лицей №149», СОШ №156, «Гимназия №20», «Гимназия №90») – вот некоторые направления-адреса профессионального сотрудничества директоров школ района.

Особое внимание уделяется организационно-методическому сопровождению деятельности заместителей директора школы, т.к. функционал именно этой категории школьных управленцев связан с работой с педагогами. Методическое сопровождение зам.директоров организуется в 3 направлениях: обучение (через проект «Аналитическая деятельность заместителя директора»), консалтинг (через деятельность консультационного пункта для молодых руководителей ОУ) и диссеминацию опыта (через методический клуб «Лайфхаки от завуча» на базе СОШ №72, тематические семинары). В зависимости от целевой установки каждого проекта используются различные формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные. Это обучающий семинар и круглый стол, тренинг и коучинг, онлайн и офлайн-консультации и другие. В рамках проекта «Аналитическая деятельность заместителя директора» на обучающих семинарах были рассмотрены такие вопросы, как «Анализ урока», «Школьный методический кабинет», «Внутришкольный контроль», «Внеурочная деятельность», «Функциональная грамотность» и другие. Площадками для встреч заместителей директоров были ОУ №125, 175, 171, 169, 141, 15, 156, 183.

Работа с педагогическими кадрами в районе осуществляется в 3 направлениях:

• Консалтинговые центры (КЦ) по методическому сопровождению подготовки к ГИА;

• Проблемно-тематические проекты методистов;

• Школа молодого учителя (ШМУ)

Важнейшим показателем успешности функционирования и развития ОУ являются результаты ГИА обучающихся. Этим обусловлено создание и деятельность КЦ по подготовке к ГИА, нацеленных на развитие и коррекцию предметных и методических компетенций учителей, предупреждение затруднений педагогов при подготовке учащихся к ВПР в 4 классах и ГИА в 9 и 11 классах.

В соответствии с Положением о районном консалтинговом центре она осуществлялась на базе 9 КЦ с целью оперативного решения вопросов информирования, консультирования, оказания методической и практической помощи педагогическим работникам по вопросам подготовки к ВПР в начальной школе и ГИА в 9, 11 классах по 10 учебным предметам.

Работу консалтинговых центров обеспечивают методисты УМС ИМО по Советскому району, руководители центров и учителя, имеющие навыки в сфере методического и консультационного сопровождения. Так, в 2019-2020 учебном году на базе КЦ было проведено 61 мероприятие: семинары, круглые столы, тренинги по разбору и решению заданий в КИМах, мастер-классы, консультации для педагогов, в том числе в режиме on-line. В этом году деятельность КЦ получила новое направление, связанное с вопросами формирования функциональной грамотности. В связи с этим, были проведены объединенные заседания КЦ.

Важным направлением в деятельности методической службы района является работа с молодыми педагогическими кадрами.

Профессиональные конкурсы молодых педагогов, которые проводятся в районе более 10 лет, а также конкурс «Педагогический дебют», районные неделя молодого учителя, квест для молодых педагогов «В поисках формулы педагогического успеха», психолого-педагогические тренинги, предметные групповые консультации по проблемам методики преподавания, общественные слушания грантополучателей, подготовка к творческим конкурсам, проводимым Домом работников образования, - подтверждают острую необходимость в профессиональной и человеческой поддержке и помощи молодым специалистам, раскрывают желание нашей молодежи быть успешными, стать профессионалами.

Масштабные проекты по реализации программ повышения квалификации руководителей и педагогов в рамках федеральных проектов «Учитель будущего», «Цифровизация образования» и других требуют организации нового формата обучения педагогов через организацию дистанционного обучения, обучение школьных и управленческих команд, создание рабочих групп тьюторов. В районе началась работа, связанная с вопросами освоения функциональной грамотности. На базе 3 школ района (86, 144, 167) созданы проектные команды, которые прошли обучения на базе КФУ совместно с муниципальным координатором-тьютором методистом района. Разработана Дорожная карта организации методической работы по развитию функциональной грамотности, запланирован и начат цикл семинаров для зам.директоров и педагогов по этой проблеме. В рамках федерального проекта «Учитель будущего» по заданию Министерства просвещения РФ 76 учителей разных предметов прошли обучение на базе Академии реализации государственной политики и профессионального развития работников образования МП РФ (г.Москва), активно идет подготовка к обучению 118 педагогов в рамках проекта «Школа современного учителя».

Воспитание – важнейшая функция, возложенная на систему образования государством. Семинары и мастер-классы для заместителей директора по воспитательной работе и педагогов-психологов, круглые столы по проблемам воспитания и социализации школьников и тренинги для классных руководителей и педагогов-организаторов, организация тестирования школьников и различных конкурсов для педагогов сферы воспитания, реализация совместно с Университетом талантов образовательной программы для наставников «Управление продюсированием талантов» и, наконец, инициация акций «Переменка с психологом» и «Нить памяти», организованных в период самоизоляции и дистанционного обучения – вот неполный перечень форм работы с педкадрами в районе по проблемам воспитания. В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся" районной рабочей группой зам.директоров по ВР проведен обучающий семинар и разработаны модули рабочей программы воспитания, что оказывает существенную помощь при разработке школьных рабочих программ воспитания.

На протяжении 5 лет в ОУ продолжалась работа по реализации инновационных проектов в соответствии с приказами МОиН РТ, ГУО, РОО и договорами между ОУ и курирующими организациями. Всего на базе учреждений образования функционируют 130 инновационных и экспериментальных площадок. Методической службой района оказывается консультационная помощь ОУ при реализации инновационных проектов посредством таких форм работы, как:

• Диагностика и определение проблемных зон функционирования ОУ с целью формулирования темы инновационного проекта

• Групповая консультация по разработке инновационного проекта

• Индивидуальные собеседования с кураторами инновационной работы в ОУ по разработке и корректировке информационной карты инновационного проекта и составлению плана реализации проекта

• Промежуточный отчет ОУ о ходе реализации проекта (1 раз в год)

• Оформление тематических папок ОУ в УМС ИМО по Советскому району.

Организуя методическое сопровождение по различным направлениям деятельности в муниципальном районе, насчитывающем около 5 тысяч руководящих и педагогических работников, понимаем, что без педагогического актива, команды тьюторов сложно охватить методическим сопровождением «армию» педагогов. На протяжении нескольких лет успешно работают заместители директора по УР школ 125,169, 171, 141 - тьюторы по инновационной работе, учителя –предметники тьюторы по введению ФГОС, тьюторы для организации работы по подготовке и реализации дистанционного (электронного) курса «Компьютерная грамотность и цифровые технологии» для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и дополнительного образования, тьюторы по функциональной грамотности. Тьюторы прошли курсовую подготовку на базе различных учреждений дополнительного профессионального образования.

Таким образом на протяжении 5 лет в районе организовывалась деятельность по развитию компетенций руководителей и педагогов в рамках реализации ЕМТ, что создает условия для развития компетенций других участников образовательного процесса: учащихся и родителей. Работа в этих и новых направлениях будет продолжена в период реализации новой ЕМТ «Развитие образовательной среды как условие формирования компетенций субъектов образовательного процесса» (2021-2026г.г.)


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика