Преемственность в работе дошкольного отделения и начальной школы на основе единого социального заказа. Из опыта работы МБОУ «СОШ №140»

Красильников В.Е.,
директор МБОУ «СОШ№140»
Советского района г.Казани


Как утверждают многие ученые, публицисты, писатели, человечество перешло в стадию ускоренного исторического развития. Многие исследователи уже замечали, что если на оси времени от¬ложить крупные технологические или социальные инновации — революции, которые преобразовывали реальность, — то по мере приближения к нашей эпохе интервалы между ними начинают существенно сокращаться. Простые расчеты показывают, что в на¬стоящий момент они стремятся к нулю. А это в свою очередь оз¬начает, что сейчас в единицу времени происходит хотя бы одна со¬циальная или технологическая революция, вносящая в мир новую суть. Онтологические (бытийные) разрывы следуют один за другим и потому консолидация бытия в принципе невозможна. (3)

В физике такое состояние называется сингулярностью. Считается, что именно взрыв сингулярности породил когда-то нашу Вселенную, стал точкой отсчета для мира, в кото¬ром мы ныне живем. Сегодня мир находится на пороге социальной сингулярности, социального взрыва, который приведет к рождению новой цивилизации, которая далека от таких привычных нам понятий, как, например, социализм и капитализм.

Стремительно меняется окружающий нас мир, стремительно меняется и система образования. Она, как и наука, становится более прагматичной, направленной на формирование личности, способной к оптимальной социализации и созиданию на благо этого общества. Именно в последнее время создаются кластеры, интегрирующие в единую структуру образовательные и производственные элементы: детский сад, школу, вуз и предприятия. И все эти элементы объединены региональными промышленными интересами. В последние годы на базе школ стали открываться дошкольные отделения. Никогда в прошлые годы в этих учреждениях не уделялось столько внимания формированию у обучающихся способам умственной деятельности, инструментарию познания окружающего мира, рефлексии и самообразованию. И эти образовательные ориентиры непосредственно связаны с такими понятиями, которые в последнее время вошли в нашу жизнь, как: универсальные учебные действия, функциональная грамотность, жесткие и мягкие компетенции и многими другими. Все это (и не только) объединяет все ступени образования, в том числе начальную школу и детей дошкольных групп. 19 октября 2015 года на базе нашего учебного заведения было открыто дошкольное отделение. За 5 лет сформировались направления совместной деятельности, цель которой – выполнение современного заказа общества и государства в сфере образования в плане формирования конкурентоспособной личности на мировой арене.

Представлю направления совместной, скоординированной работы, сложившиеся за 5 лет между школой и дошкольным отделением.

1. Единая методическая тема, общие педсовет, методический совет, совместная работа МО, ШПМ, творческих проблемных групп.

2. Единые подходы в организации образовательного процесса на всех ступенях образования (использование единого методического инструментария системно-деятельностного обучения).

3. Совместное формирование у детей целостного представления об окружающем мире на основе межпредметной интеграции.

4. Преемственность дошкольного отделения, начальной школы и основной школы в привлечении обучающихся к техническому творчеству.

4. Работа воспитателей и учителей с учетом особенностей поколения Z.

5. Формирование метапредметных и личностных УУД.

6. Формирование мягких компетенций.

7. Совместная деятельность по адаптации педагогических инноваций к национальным архетипам российского менталитета.

8. Работа по совершенствованию и развитию функциональной грамотности.

9. Сотрудничество в вопросах воспитания детей дошкольного отделения и школы.

10. Преемственность в дополнительном образовании.

11. Подготовка детей дошкольного отделения к школе на базе Детской школьной академии «Умка».

12. Скоординированная работа психологической службы.

13. Школьный музей как совместный проект.

14. Совместные родительские собрания.

Прокомментирую ряд направлений совместной деятельности.

Совместное формирование у детей целостного представления об окружающем мире на основе межпредметной интеграции.

В нашей системе образования отдельные науки и учебные предметы расчленяют окружающий нас мир на составные части, изучают отдельные стороны этого мира. Это мешает формированию целостного представления о явлениях природы, человеке, обществе. Если до 19 века науки дистанцировались друг от друга, то с 19 века по сей день они сближаются и создают пограничные науки, такие как бионика, компаративистика, сравнительно-сопоставительное языкознание, психолингвистика.

Президент научного курчатовского центра Михаил Васильевич Ковальчук в своих выступлениях в СМИ, в научных статьях утверждает, что сегодня все научные открытия делаются на стыке, на границе нескольких научных сфер, что все нанотехнологии – это результат конвергенции, то есть интеграции. (1) Поэтому в учебно-воспитательном процессе необходимо сочетать предметоцентристское образование с интегрированным. В своем учреждении мы с 1992 года занимаемся этой проблемой. И сегодня мы не только проводим интегрированные уроки, но и организуем интегрированные внеклассные мероприятия. Особо хотелось бы отметить те мероприятия, которые проводятся традиционно каждый год. Это общешкольная межпредметная неделя и интегрированная секция «Национальные литературы и языки в мировом контексте» Республиканской НПК «Нобелевские надежды», учредителем которой является КНИТУ-КХТИ. Эта секция проводится на нашей базе. В последние годы у нас появилась секция для учеников начальной школы, а с 2019 года ¬- и секция для детей подготовительных групп детских садов. Свои маленькие проекты они готовят под руководством воспитателей и родителей и сначала защищают их перед детьми своих групп, а уже затем на самой конференции.

Что касается общешкольной межпредметной недели, то каждый год мы выбираем какую-нибудь глобальную интегрированную проблему и рассматриваем ее с разных сторон, используя как анализ, так и синтез. Так, в 2018 -2019 учебном году мы выбрали «Безопасность жизни планеты», в 2019 – 2020 году – «Олимпийские игры». Так, на мероприятиях по химии, например, рассматривались витамины, анаболики, спортивная косметика, на мероприятиях по биологии – рацион питания спортсменов, на диспутах по литературе - произведения о спортсменах (рассказы и повести Геомара Куликова и других отечественных и зарубежных писателей). На мероприятиях по истории - спортивные игры в Древней Греции как Олимпийские, так и Дельфийские. Мы привлекали в прошлом году китайских вузовских преподавателей ассоциации «Восточный ветер» к подготовке к мероприятию «Пекин глазами спортсменов и гостей олимпиады». Однако в связи с пандемией мероприятие не состоялось. И в дошкольных группах проводились спортивные игры, воспитатели рассказывали в доступной форме о состязаниях атлетов в Древней Греции, о том, как награждали и чествовали спортсменов-победителей, какую роль играли игры в восстановлении мира между враждующими греческими землями. В организационном и содержательном плане для моделирования межпредметных недель для нас оказалась полезной книга Т. В. Раенко «Межпредметная неделя. Организация проекта в условиях реализации ФГОС основного общего образования»(2)

Преемственность дошкольного отделения, начальной и основной школы в привлечении обучающихся к техническому творчеству. В рамках социального партнерства между Государственным институтом прикладной оптики и МБОУ «СОШ №140» в нашеучреждении создана материально база для технического творчества учащихся. Инженер этого научно-производственного объединения Ибрагимов Марат Салаватович проводит с учениками основной общеобразовательной школы 2 технических кружка: «Радиоэлектроника» и «Робототехника». Второй кружок робототехники с детьми этой же образовательной ступени возглавляет учитель информатики и математики Файзерахманова Диляра Миннахматовна. Они направляют, координируют и корректируют работу по техническому творчеству и в начальных классах, и в дошкольном отделении, оказывая консультативную помощь учителям и воспитателям дошкольных групп. И работа в каждом образовательном звене проводится с использованием технического оборудования, соответствующего возрастным категориям воспитанников. В 2021 году корпорация «Швабе», в состав которого входит ГИПО, в рамках благотворительной акции подарила школе современный электронный телескоп, который на сегодняшний день осваивается Файзерахмановой Д.М. и будет использоваться с 2021 – 2022 учебного года во внеклассной работе. Также под руководством научно-технического персонала ГИПО вот уже 3 года наиболее одаренные ученики школы разрабатывают инновационные проекты в области электронной оптики для отраслевого Всероссийского конкурса «Сила света».

Работа воспитателей и учителей с учетом особенностей поколения Z.

Поколение Z, как и любое другое поколение, требует к себе особого подхода. В 2018 -2020 годах на совместных круглых столах педагогов и воспитателей в рамках Школы педагогического мастерства обсуждались сильные и слабые типичные качества этого поколения для выработки общей образовательной стратегии.

Нет необходимости перечислять личностные качества поколения Z. Они всем известны. Но среди этих качеств есть отрицательные, которые создают проблемы в образовании. На заседаниях ШПМ на основе анализа этих качеств были рассмотрены следующие проблемы в форме вопросов:

– Как интеллектуальный потенциал поколения Z направить на усвоение учебной программы?

– Как у нового поколения сформировать положительное отношение к семье и семейным ценностям?

– Как мотивировать детей читать большие по объему тексты (параграфы учебников, программные художественные произведения и т.д.)?

– Как их, индивидуалистов, приобщить к коллективизму, сформировать желание жить и трудиться в коллективе?

– Как научить дошколят и учеников пользоваться новейшими средствами коммуникации во имя собственного духовного развития, а не для пустого времяпрепровождения?

– Как полученные детьми и подростками знания в условиях образовательного учреждения применить на практике?

К сожалению, научных обобщений по этим проблемам мало, поэтому в самой педагогической практике на основе рефлексии вырабатывается осмысленная стратегия в отношении этого поколения. В этом учебном году и воспитатели, и учителя продолжают изучать эту проблему на заседаниях МО и ШПМ, вырабатывать и предлагать родителям конкретные практические рекомендации.

Формирование мягких компетенций.

Молодежь может успешно овладевать современными профессиями и социализироваться в обществе только при наличии у нее сформированных хард и софт компетенций. Со времен появления книги Спенсера «Компетенции на работе» (4) появилось множество классификаций этих компетенций. Школы делают достаточно обоснованно акцент на формирование мягких компетенций. И это понятно, потому что Soft skills — универсальные компетенции, некоторые ученые их называют навыками, проявление которых достаточно сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать, но они позволяют быть успешным независимо от специфики деятельности и направления, в котором работает человек. Мы ориентированы на формирование совместными усилиями воспитателей и учителей следующего набора софт-компетенций по классификации Марка Нелюбина:

Установление и развитие отношений, работа в команде; межличностное общение, слушание и понимание собеседника; проведение переговоров; навыки убеждения; ораторское искусство; проведение презентаций; ведение дискуссий; лидерство; обучение других; мотивирование; создание эффективных команд с учетом культурных различий; личностное развитие; управление временем; креативное мышление; познавательные навыки;

критическое мышление; решение проблем; принятие решений; самоорганизация; уважение к культуре других народов; общие познания; этикет и хорошие манеры; рабочая этика; разрешение конфликтных ситуаций и др.

Формируются эти компетенции у детей дошкольного отделения на доступном им дидактическом материале и развиваются в дальнейшем в школе. Большой вклад в развитие у детей мягких компетенций вносит разработка и зашита проектов, которые готовятся к нашей конференции и межпредметным неделям. Занятия по техническому творчеству также способствуют их формированию и развитию. Приведу несколько примеров. Ораторское искусство: дети с проектами, подготовленными к Республиканской конференции «Нобелевские надежды КНИТУ», сначала выступают перед детьми своей группы, тем самым совершенствуя свои речевые навыки. Обучение других: дети разбиваются на несколько групп, каждая получает свое задание – что-то собрать из имеющегося LEGO, конструктора или просто кубиков. Далее дети взаимообучают, делятся своим опытом с детьми из других групп. Решение проблем: из деталей детского конструктора дети конструируют какую-либо фигуру, остается собрать последний участок, но с этого момента ни одна деталь по отдельности в пазы прочно не вставляется, для этого необходимо собрать из деталей сначала БЛОК и вставить его на место пропуска. Перед детьми ставим проблему: как нам закончить проект, ведь ни одна деталь надежно не крепится к нашей конструкции? Дети должны догадаться, что необходимо собрать сначала блок, далее они собирают его и заканчивают проект. Принятие решений: дети накануне собрали башню. Воспитатель у основания убирает несколько блоков, но так, чтобы башня окончательно не развалилась. Дети этого не знают. На следующий день он показывает им башню и говорит, что ночью, когда они спали, в детский сад проникли отрицательные герои детских книжек, мультфильмов, фильмов (каждый воспитатель героев выбирает сам), решили нам навредить и сломали нашу поделку. Воспитатель спрашивает детей: «Что будем делать? Разберем башню и снова соберем? Но тогда на это уйдет много времени. Или ее еще можно спасти?» Воспитатель выслушивает мнение каждого ребенка, и они большинством голосов принимают самостоятельное, а затем коллективное решение. При этом воспитатель подталкивает (подводит) их к обоснованию своих решений.

Убежден, что для формирования качественно новых кадров, конкурентоспособных на мировой арене, необходимо учитывать в педагогической практике один очень важный фактор, который не так часто тиражируют в педагогической литературе и в СМИ. Это этнические архетипы.

Андрей Столяров в книге «Призрак нации. Русский этнос в постсовременности» (3) дает этому явлению следующее определение: «Под этническими архетипами понимаются константы национального подсознания, которые возникли в раннем этногенезе народа, были зафиксированы национальной культурой и воспроизводятся ею через образование и воспитание. Наследование этнических архетипов через культурные механизмы идет примерно так же, как наследование инстинктов через геном».

Приведу три отчетливых архетипа сформировавшихся в течение российской истории.

1. Героический архетип. Он был порожден в основном коротким вегетационным циклом, ограничивающим период сельскохозяйственных работ, и продуцирует такое национальное качество, как бытийный максимализм (Бердяев назвал его антиномичностью), то есть склонность русского этноса к крайним формам социального бытия. В частности, это проявляется в готовности русских к героическому сверхусилию и в отрицании ими «срединной» социальной культуры, то есть, выражаясь современным языком, культуры среднего класса. При отсутствии общенациональной идеи, во времена спокойные, не требующие человеческих сверхусилий, уровень социальной активности у российского человека достаточно низкий. И это делает его неконкурентоспособным в мировом масштабе. И с этим что-то надо делать, в том числе нам, педагогам.

2. Архетип власти и государства. Он был порожден «степным» характером войн, которые долгое время вела Русь/Россия, и сформировала сакральное, мистическое отношение к власти, которую рассматривала как защитницу от иноземного порабощения. Это качество можно определить как государственный патриотизм: в русском сознании государственные интересы всегда стоят выше личных. Ради общего дела русский человек может принести множество жертв. Этим объясняется, почему в большинстве случаев российский человек выбирает не революционный, а эволюционный путь развития.

3. Архетип всеединства. Он был порожден малочисленностью русского населения, тем не менее освоившего громадные территории. Он сформировал такую национальную черту, как универсализм, то есть способность нации включать в свой состав представителей различных этнических групп. Русскость при этом определялась как культурно-гражданская, а не этническая идентичность.

Мы уже не один раз были свидетелями того, что тот или иной зарубежный опыт не приживается на родной почве. Особенно в тех случаях, когда им пытаются вытеснить нечто свое эффективное, самобытно российское. Мы в своем коллективе в этом году на различных мероприятиях, начиная с первого педагогического совета, рассматриваем эту проблему, соотносим этнические архетипы с метапредметными и личностными универсальными учебными действиями, выявляем между ними причинно-следственные связи. В процессе обсуждения этих связей пришли к выводу, что этнические архетипы способствуют формированию одних универсальных учебных действий и препятствуют развитию других. На круглых столах совместных заседаний методических объединений воспитателей дошкольного отделения и учителей начальных классов вырабатывались общие подходы к преодолению негативного влияния этнических архетипов на формирование и развитие универсальных учебных действий. 23 декабря 2020 года в рамках семинара директоров Советского района г. Казани «Преемственность в работе дошкольного отделения и начальной школы на основе единого социального заказа. Из опыта работы МБОУ «СОШ №140» мной был проведен мастер-класс «Метапредметные и личностные УУД через призму этнических архетипов», в процессе которого участники этого мероприятия моделировали учебно-воспитательный процесс на основе учета этнических архетипов.

В заключении отмечу, что только скоординированная работа всех звеньев образовательной системы, направленная на выполнение социального заказа, сделает образование настоящим локомотивом реформирования нашего государства.

Список литературы.

1. Ковальчук М.В. «Конвергенция наук и технологий ¬– прорыв в будущее» в ж. «Российские нанотехнологии». 2011. №1-2.

2. Раенко Т.В. «Межпредметная неделя. Организация проекта в условиях реализации ФГОС основного общего образования». Волгоград. Издательство: «Учитель». 2015. 62 с. ISBN: 978-5-7057-3936-3.

3. Столяров А. «Призрак нации. Русский этнос в постсовременности». Издательство: ЛитРес. 2020. 420стр. ISBN: 978-5-907127-12-8.

4. Спенсер Лайм М., Спенсер М. «Компетенции на работе». Издательство: Гиппо. 2010. 384 стр. ISBN: 978 -5 -91606-012-6.

5. Татьянченко Д.В., Воровщикова С.Г. «Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом» в ж. «Завуч». 2000.№7.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика