Загидуллина Савия Хафизовна,
директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Лицей №159» Советского района г.Казани,
Заслуженный учитель школы РТ,
Почётный работник общего образования РФ.
Есть мнение, что полноценное кадетское образование возможно только в условиях особого типа учреждений, таких как Суворовское военное училище, Нахимовское военно-морское училище, или кадетский корпус, или кадетская школа-интернат.
Однако в Императорской России существовали и Царскосельский лицей, и Пажеский корпус, где воспитанников готовили к государственной службе. Но все эти учебные заведения не относились к системе кадетских корпусов. Для всех типов кадетского образования очевидно одно. Задача ставится большая - подготовка молодых людей к государственной военной или государственной гражданской службе.
Наш лицей создавался в непростое и даже трудное время - середина 90-ых годов прошлого столетия, когда рушились прежние ценности и не всем нужной оказалась профессиональная ориентация старшеклассников, когда подростковые неформальные группировки наводнили улицы Казани.
Благодаря поддержке правительства РТ и министра МВД по РТ мы сумели воплотить идею лицейского образования и пошли по пути развития специализированных классов правоохранительной направленности и подготовки к государственной военной и государственной гражданской службе.
Школа открыта в 1995 году и обрела статус милицейской школы-лицея. Деятельность лицея стала выстраиваться на официальных документах, на Соглашениях о сотрудничестве с МВД по Республике Татарстан и КЮИ МВД России.
Мы стали первым профильным лицеем с классами правоохранительной направленности в Республике Татарстан, экспериментальной площадкой МВД РТ для кадетских классов и кадетских школ различных типов. В регионе стали открываться классы под патронажем МЧС, УФСИН, наркоконтроля и другие.
Участие лицеистов в мероприятиях разного уровня, победы в Республике и России, востребованность наших выпускников, популярность милицейского лицея в городе и Республике позволили стать не только базовой площадкой Казанского Юридического института МВД РФ, но и площадкой для диссеминации накопленного опыта на уровне России. Школа, открытая велением времени, выполняла миссию - миссию противостояния казанскому феномену подростковой преступности.
Сегодня лицей является общеобразовательной школой и представляет собой модель среднего общего образования с углубленной гуманитарной, спортивной и военно-патриотической направленностью основных и дополнительных программ.
На сегодняшнее время в старшем звене профильное образование осуществляется по 2 направлениям:
• социально-правовому (профильные предметы: право, обществознание);
• естественнонаучному (профильные предметы: химия, биология);
Каждое из направлений лицея подкреплено профильными дисциплинами, спецкурсами и элективами:
• социально-правовое – элективы «Государственная символика Российской Федерации и Республики Татарстан», «Основы административного и уголовного права», Решение задач криминального содержания («Судебная баллистика»), «Автодело»;
• естественнонаучное – элективы «Химическая технология», «Экологическая культура», «История физики в России», «Основы финансовой математики», «Технология создания сайтов».
По соглашению с различными службами МВД РТ во второй половине дня в рамках воспитательной работы в лицее реализуются дополнительные программы строевой и огневой подготовки, автодело и вождение, программы оборонно-спортивного направления.
Реализация допрофессионального образования была бы невозможна без основательной учебно-материальной базы, созданной в результате партнерства со структурными подразделениями МВД РТ
На основе специализированных кабинетов по отдельным предметам при поддержке подразделений и служб МВД РТ были открыты школьные образовательные центры:
• Гражданско-патриотический центр,
• Центр допрофессиональной подготовки,
• Центр социально-правового образования,
• Социокультурный национальный центр «Казаневедение»,
• Центр профориентации,
• Центр языкового развития и образования,
• Экологический центр «Зелёный дом».
Практика Центров предполагает определенный тип культурной деятельности, где ребенок моделирует собственное настоящее и будущее, выстраивает перспективы личностного развития.
Форма самовыражения – проекты. Вот самые яркие проекты за последние три года: социальные «Сделаем школу садом», «Школа ремёсел», исследовательский «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», творческий «Лента Победы», метапредметный проект в рамках Хартии Земли «Казань – город мира».
На формирование гражданских компетентностей у обучающихся направлены программа развития лицея, особые ритуалы, традиции. Все это становится летописью жизни лицея и создаёт особый уклад, дух школы.
Вот самые яркие традиции – Гимн школы, Кодекс чести старшеклассников, строевая и огневая подготовка, уроки автодела и вождения, Парламентские уроки, Интеллектуальные турниры, прощание со знаменем, выпускной бал лицеистов. Стало традицией День принятия торжественного обещания проводить с выездом в КЮИ, где вновь принятые лицеисты знакомятся с кафедрами института, профессорско-преподавательским составом, ветеранами МВД на «Уроке Мужества».
Инициативность старшеклассников, их желание создать свой осмысленный мир, в котором возможна самостоятельность и самореализация, привела к созданию школьной детской организации. Ассоциация лицеистов «Школа самоопределения» включает разные сообщества школьников:
• юнармия;
• сообщества детей и подростков Центров развития личности по направлениям;
• социально-правовой отряд старшеклассников и отряд дорожной науки;
• школьный поисковый отряд «Возрождение»;
• отряд волонтеров, который проявил себя в таких масштабных мероприятиях, как XXVII летняя Универсиада и 16-й Чемпионат мира ФИНА по водным видам спорта.
Желание создать свой осмысленный мир можно прочитать и в откровениях лицеистов, опубликованных в школьной газете «Ракурс». Рязанов Руслан, 10 класс: «Я человек целеустремленный, поэтому в моей деятельности есть доля эгоизма. Я имею в виду общественную деятельность, в которой я стараюсь соблюдать принцип «Хочешь чего-то добиться, получить нужное тебе от других - отдай что-нибудь взамен». В моей памяти всегда звучат слова, когда вдруг опускаются руки: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать…. А спокойствие - душевная подлость». Ведь сколько в этих словах правды, выстраданного смысла!»