Инновационная деятельность как основа развития гимназии с этнокультурным направлением

Александровская Ирина Алексеевна,
директор МБОУ «Гимназия №93»
Советского района г.Казани


Гимназия №93 Советского района г.Казани с русским этнокультурным компонентом - хорошо узнаваемая на рынке образовательных услуг инновационная образовательная организация в области управления, содержания образования, технологий обучения и воспитания.

Среди наиболее значимых направлений инновационной деятельности можно назвать:

1. Формирование оптимальной модели гимназии с этнокультурным русским направлением в условиях многонационального региона.

2. Гимназия - ресурсный центр базовых инновационных учреждений с родным языком обучения и воспитания г.Казани (приказ Управления образования ИК МО города Казани от 05.07.2010г. №358)

3. Управление качеством гимназического образования через развитие инновационных проектов (приказ Управления образования ИК МО города Казани от 10.02.2017г. №139)

4. Управление качеством образования в условиях блочно-лабораторной структуры обучения и многобалльной системы текущего оценивания учебных достижений обучающихся.

5. Гуманитарно-эстетическое развитие ребенка как ведущее направление гуманизации учебного процесса и один из важнейших факторов становления личности.

6. Гимназия – республиканская базовая площадка детско-юношеского геологического движения в Республике Татарстан.

В течение последних пяти лет методической темой гимназии было следующее направление: «Развитие компетенций участников гимназического образования в аспекте требований профессионального стандарта и Федеральных государственных образовательных стандартов».

Суть компетентностного подхода к образованию, идеологию образовательных стандартов характеризует ориентация на результаты образования, на развитие личности ученика, на целенаправленную организацию образовательно-воспитательной среды. В связи с этим меняются и требования к квалификации учителей, создающие основу для его постоянного саморазвития и непрерывного обучения. Центральное место занимают профессиональные педагогические компетенции, которые необходимы для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

В соответствии с Программой развития гимназии был разработан актуальный проект «Профессиональное развитие педагогического мастерства педагогического коллектива в области культурологии и этнокультурного направления», являющийся частью работы с педагогическими кадрами гимназии по единой методической теме. Данный проект занял призовое место по итогам Регионального этапа Всероссийского конкурса «Успешная школа», гимназия вошла в десять лучших школ республики и получила грант для реализации данного проекта. Цель проекта заключалась в создании условий для развития педагогического мастерства, профессионализма каждого учителя и его реализации в условиях гимназии с этнокультурным русским компонентом.

Внедрение проекта в работу позволило сделать процесс управления развитием педагогического мастерства учителя в области культурологии и этнокультурного направления более продуктивным, способствовало сплочению коллектива, развитию потенциальных возможностей каждого педагога. В связи с реализацией федеральных стандартов общего образования необходим новый уровень подготовки учителей, который обеспечивается за счет метапредметного направления содержания методической работы. Была создана такая образовательная среда, в которой одни учителя получали необходимый им передовой педагогический опыт, а другие – возможность самовыражения, раскрытия профессионального и творческого потенциала.

При этом использовались различные формы деятельности: взаимодействие с учеными этнологами и филологами Казанского федерального университета в рамках организованного лектория и консультаций, диагностики уровня всех педагогов гимназии в области гуманитарного развития, мастер-классов и экскурсий в музеях города и КФУ, участия во Всероссийской конференции «Этнокультурное образование и его роль в современном многонациональном государстве» совместно с НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования» г.Казани и в итоге – издание сборника работ всех членов коллектива по теме проекта.

Учитывая, что из года в год в гимназии уделяется особое внимание выявлению и развитию одарённых детей, в рамках названного проекта все педагоги гимназии прошли курсы повышения квалификации по теме «Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной траектории одаренного ребенка».

Профессионализм учителя реализуется и выявляется через успешность учеников.

Обучающиеся гимназии многие годы результативно принимают участие в олимпиадном движении. На Региональном этапе Всероссийской олимпиады, на заключительном этапе Республиканской олимпиады школьников за последние 5 лет победителями и призерами по различным предметам стали 41 обучающийся, на Заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников за это же время – 2 ученика. В 2021 году ученики гимназии принесли 4 победы в Региональном и Республиканском туре олимпиад школьников. Среди олимпиад всероссийского и республиканского уровней – победы по таким предметам, как искусство, география, физкультура, экология, геология, астрономия, математика.

Обучающиеся гимназии неоднократно являлись победителями Всероссийского конкурса достижений талантливой молодёжи «Национальное достояние России», лауреатами Всероссийского конкурса по поддержке талантливой молодежи в рамках Приоритетного Национального проекта «Образование (10 человек). Сейчас эти победители являются студентами ведущих вузов страны, республики по профилю побед в олимпиадном движении.

Команда гимназии «Селенит» трижды становилась призером республиканской олимпиады юных геологов, члены этой команды много раз имели и личные успехи в аналогичной Всероссийской олимпиаде.

Многочисленных успехов достигают гимназисты в разнообразных научно-практических конференциях, конкурсах, соревнованиях Всероссийского и республиканского уровней. За последние 3 учебных года победителями, призерами и лауреатами стали 207 человек, среди таких конференций, конкурсов и соревнований, как: Всероссийский конкурс сочинений; Международная научно-практическая конференция им. М.П.Симонова; Всероссийская открытая геологическая олимпиада «Земля и Человек»; Всероссийская образовательная олимпиада «Нобелевские лауреаты»; Всероссийская (Поволжская) научная конференция учащихся им. Н.И. Лобачевского; Молодежные Циолковские чтения; Поволжская научно-экологическая конференция школьников им. Терентьева; Национальная экологическая премия имени В.И.Вернадского; Всероссийский конкурс научно-исследовательских творческих работ «Нобелевские надежды КНИТУ»; Межрегиональная предметная олимпиада КФУ; Региональная научно- исследовательская олимпиада школьников и студентов «ФИЛИН: физкультура, личность, наука»; Турнир им.М.В.Ломоносова; Республиканская научно-исследовательская конференция школьников им. Л.Н.Толстого; Республиканская научно-исследовательская конференция школьников «Рождественские чтения»; Республиканские «Онегинские чтения»; Республиканский конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Аксаковские чтения»; Республиканские Кирилло-Мефодиевские юношеские научные чтения; Международная научно-практическая конференция «Айтматовские чтения»; Межрегиональные юношеские научно-исследовательские чтения имени Каюма Насыйри; Международный конкурс-фестиваль речевого и вокального искусства «Ил?амият»; Республиканский творческий конкурс «В созвездии А.С.Пушкина и Г.Тукая»; Республиканская олимпиада юных изобретателей «Кулибины XXI века»; Республиканская олимпиада для школьников 1-6 классов «Эрудит»; Республиканская научно-практическая конференция обучающихся «Шаги в профессию» и многие другие.

Показатели качества знаний обучающихся из года в год имеют положительную динамику и показатель этот выше городских.

Являясь участником международного проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» в номинации «Изучение всемирного культурного наследия и его сохранение», будучи ресурсным центром базовых инновационных учреждений с родным языком обучения и воспитания города Казани, гимназия имеет множество важных начинаний и проектов.

Педагогический и ученический коллектив гимназии многие годы проводит праздничные тематические мероприятия, посвященные Международным дням, провозглашенным ООН и отмечаемым ЮНЕСКО. Это Международный день распространения грамотности (8 сентября), Международный день родного языка (21 февраля), Всемирный день поэзии (21 марта), Международный день театра (27 марта) и другие важные события, способствующие развитию культурного потенциала гимназистов и их родителей.

Одной из ярких инициатив Александровской И.А., директора гимназии, поддержанной коллективом, стали республиканские Кирилло-Мефодиевские юношеские научные чтения, посвященные Международному Дню славянской письменности и культуры. Это ежегодный коллективный проект, реализуемый педагогическим и ученическим коллективом с 2004 года при поддержке Министерства образования и науки РТ, его целью является развитие обучающихся путем их привлечения к творческой и исследовательской деятельности в области гуманитарных наук, искусства, культуры. По итогам ежегодно издается сборник материалов конференции. Данный проект нашел своё отражение в Государственной программе «Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014-2023 гг.», Республиканской целевой программе «Русский язык в Татарстане». В 2021 году Кирилло-Мефодиевские юношеские научные чтения посвящаются Году родных языков и народного единства.

Коллектив гимназии принимает участие во многих культурных значимых мероприятиях города и республики. Прежде всего, это праздничные мероприятия 6 июня – День русского языка, Пушкинский день России, 26 апреля - День родного языка.

В 2020 году творческая группа гимназистов приняла участие в создании документального фильма в рамках проекта «Толстой-лаб» по гранту Президента РФ.

В гимназии ежегодно проходит благотворительная акция «Подари библиотеке книгу» в рамках Международного дня дарения книг, который отмечается 14 февраля. Данное мероприятие способствует не только пополнению фонда библиотеки, но и повышению интереса юных читателей к книге.

В качестве организаторов, активных участников и зрителей педагоги, обучающиеся и родители выступают в городских и республиканских фольклорных и народных праздниках, посвящённых русской культуре, традициям и быту русского народа: «Каравон», «Кузьминки», «Святочные забавы», «Широкая Масленица».

Положительный опыт по изучению курсов «Семьеведение», «Многонациональная Россия – многонациональный Татарстан» был обобщен Министерством образования и науки Республики Татарстан и рекомендован для изучения в других школах.

Результатом активной работы гимназии по патриотическому направлению стало участие во Всероссийском конкурсе «Растим патриотов России. Живем и помним» на 2016-2020 годы, посвященном 75-ой годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. За большой вклад в организацию работы по военно-патриотическому воспитанию молодежи, пропаганде героизма наших соотечественников, подготовке юношей к службе в рядах Вооруженных сил Российской Федерации и активное участие в конкурсе гимназия дважды стала призёром данного конкурса в номинациях «Возвращенные имена», «В авангарде патриотических дел».

В 2019 году гимназия стала победителем в республиканском этапе Всероссийского смотра-конкурса на лучшую постановку физкультурной работы и развитие массового спорта среди школьных спортивных клубов в 2019 году в номинации «Лучший школьный спортивный клуб по информационно-просветительскому обеспечению олимпийского движения». За последние 5 лет гимназия неоднократно становилась победителем и призером в конкурсе «Лучшее образовательное учреждение Советского района г.Казани».

В гимназии многие годы реализуется программа «Образование и здоровье». Гимназия имеет квалификационную характеристику «Школа, содействующая здоровью золотого уровня». Спортивный клуб гимназии «Притяжение» стал призёром республиканского этапа Всероссийского смотра-конкурса на лучшую постановку физкультурной работы и развития массового спорта среди школьных спортивных клубов в 2018-2019 учебном году. Активно реализуется программа «Здоровое питание-здоровье нации», формируются новые формы работы: «Деловой завтрак», праздники здорового питания. Педагогический коллектив включен в работу по программе взаимодействия с родителями «Путь к успеху». В гимназии под руководством педагога-психолога осуществляется проект «Сопровождение процесса психологического развития обучающихся в условиях ФГОС посредством создания определенных условий в образовательной среде», с родителями обучающихся – «Повышение компетенции родителей в сфере детско-родительских отношений и решения проблем и задач развития детей».

Большую роль в реализации перечисленных программ играет созданная разнообразная система дополнительного образования. Вошел в практику фестиваль объединений дополнительного образования.

Сегодня гимназия с русским этнокультурным компонентом является центром по духовно-нравственному воспитанию личности школьника. По инициативе директора гимназии И.А.Александровской существенно улучшена материальная база гимназии, ресурсное обеспечение инновационной деятельности учреждения, открыт новый корпус «Лукоморье», где созданы условия для этнокультурного развития молодого поколения. В корпусе оборудован функциональный актовый зал по авторскому дизайн-проекту, библиотечно-информационный центр, информационно-методический кабинет, современный зал хореографии, хоровая студия, студия ИЗО, музейный этнографический кабинет, выставочная галерея.

Все эти результаты достигаются в тесном сотрудничестве с Ассамблеей и Домом Дружбы народов Татарстана, региональной общественной организацией «Русское национально-культурное объединение Республики Татарстан», Татарстанским отделением Русского географического общества, Культурным центром им. А.С.Пушкина, Центром русского фольклора г.Казани, музейным сообществом, Детской музыкальной школой №23, работающей на базе гимназии, детским центром «Танкодром»

Гимназия тесно взаимодействует с высшими учебными заведениями: КФУ, КГТУ, Институтом культуры, учреждениями профессионального образования: Институтом развития образования РТ, Центром социально-гуманитарного образования и др.

На протяжении нескольких лет гимназия являлась стажировочной площадкой по приказу МОиН РТ по таким направлениям, как:

- Управление изменениями в ОО;

- Обновление содержания предметной области «Русский язык и литература» на основе концепций учебных предметов и предметных областей;

- Воспитательный потенциал урочных и внеурочных занятий по русскому языку и литературе в условиях реализации ФГОС;

- Модернизация педагогической деятельности учителя физической культуры в контексте ФГОС.

Опыт работы гимназии положительно оценен и рекомендован к обобщению Комитетом Государственного Совета Республики Татарстан по образованию, культуре, науке и национальным вопросам.

Развивающее гимназическое пространство по праву является важным для улучшения качества образования, для повышения компетенций всех участников образовательных отношений, для достижений новых целей, поставленных перед современными образовательными организациями.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика