Метапредметная среда лицея: возможности, инструменты, результаты

В.А.Афонская,
директор МАОУ «Лицей №121
имени Героя Советского Союза С.А.Ахтямова»
Советского района г.Казани


Идея создания метапредметной образовательной среды вызвана к жизни осмыслением и принятием необходимости обновления подходов в образовании в контексте национальных проектов и майских указов В.В.Путина.

Метапредметная среда – это человекоориентированное образовательное пространство, направленное на формирование и развитие целостной картины мира в представлении учащихся, междисциплинарного научного знания, развитие ключевых компетенций 21 века как комплекса способностей личности к реализации в будущем профессиональной деятельности, соответствующей запросам быстротечно меняющегося общества.

Новая реальность требует от управленческих команды и педагогов лицея абсолютно иных трудовых функций, которые прописаны в Профстандартах педагога и руководителя, и осознания, что больше нет ничего постоянного, а умение нужным образом вовремя измениться становится одним из определяющих факторов успешного функционирования и развития школы.

Успешное управление изменениями со стороны руководителя включает две важные составляющие: лидерские качества и управленческие навыки. Для нас важными управленческими навыками стали моделирование и проектирование как составляющие профессиональной компетенции руководителя.

«Перед нами стоит сложная задача - нам нужно подготовить учащихся к ИХ будущему, а НЕ нашему прошлому» -эти слова педагога и футуролога Йана Джукса достаточно точно соответствуют изменениям, происходящим в лицее.

Проектируя новую образовательную среду, мы учитывали особенности сегодняшних школьников, представленных в Теории поколений, а также результаты психолого-педагогического мониторинга. Особенностями поколения сегодняшних школьников – поколения Z, является то, что - это дети высоких технологий: технология не просто пронизывает их жизнь насквозь, она стала продолжением их мозга, это дети, живущие в виртуальной реальности, в фиджитал-мире, где границы между реальным и виртуальным не существует, они могут делать несколько дел одновременно, при этом способны концентрироваться на чем-то не более 8 секунд. Они быстро развиваются, стремятся к лидерству и обладают высоким уровнем мастерства в выбранной сфере.

Метапредметная среда лицея характеризуется информационно-познавательным, интегрированным и практико-ориентированным пространствами. Говоря о метапредметной среде, мы, прежде всего, определяем тот результат, который будет воплощен в наших учениках и выпускниках. Достижение метапредметных планируемых результатах – это одно из основных требований ФГОС. Все разделы метапредметных планируемых результатов прописаны в наших ООП, но каковы же условия достижения этих результатов. Помимо программного обеспечения: программ развития УУД, технологии и программы формирования и развития читательских компетенций, программы информацизации, программ курсов по проектной деятельности – что, вероятнее всего, у всех школ имеется в наличии, важно понимать, что метапредметные результаты можно сформировать в полном объёме только в интегрированной среде и с четко выработанной системой преемственности результатов и достижений учащихся предыдущей ступени образования.

Метапредметная среда предполагает организацию внеурочной и внеклассной деятельности школьников, которые проявляются в разработке и реализации надпредметных проектов, участие в исследовательской работе. Традиционными стали конференции, проводимые лицеем, - городская конференция «Старт в науку» и международная «Айтматовские чтения», проводимая совместно с гимназией №63 г.Бишкека (Киргизия).

Возможности креативного развития детей обеспечивают более 30 кружков Центра дополнительного образования лицея. Ежегодно наши ученики участвуют в олимпиадах различного уровня, в том числе в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников, спортивных и творческих состязаниях. Формированию исследовательских компетенций способствует музейный комплекс лицея, состоящий из 6 музеев: имени Героя Советского Союза С.А.Ахтямова, музей «Время выбрало нас», посвященный истории Великой Отечественной войны, музей им.А.А.Камалеева, музейные экспозиции, посвященные Г.Кариеву, Л.Н.Толстому, Ч.Т.Айтматову. В лицее функционируют театры на русском, татарском, английском языках.

Функционирование метапредметной среды обеспечивается разработанной нормативно-правовой базой, с которой можно познакомиться на сайте лицея. Основополагающим ресурсом функционирования метапредметной среды являются проекты (управленческие, учительские, социально-культурные, социально-педагогические и др.), модульные программы внеурочной деятельности и дополнительного образования, программы курсов по выбору. Часть из них –авторские разработки педагогов нашего лицея, которые прошли независимую внешнюю экспертизу и опубликованы в сборниках под эгидой Академии наук РТ, К(П)ФУ, Управления образования г.Казани и др.

Готовность современного учителя к качественным изменениям и самообновлению профессиональных компетенций является наиважнейшим условием создания метапредметной среды и гарантией развития инновационных процессов в образовательном учреждении. Девиз метапредметной среды: «От компетенции учителя - к компетенциям ученика».

Ключевой компетенцией любого процесса обновления и качественных изменений является компетенция саморазвития и самообразования. Нами спроектирована ментальная модель лицея как самообучающейся организации, позволяющая оперативно реагировать на запросы учителей. Технологии наставничества (баддинг, тьюторство, менторинг и др.) – инструмент решения задач вхождения педагогов в новую деятельность, требующую освоения новых компетенций. Методическим ресурсом реализации процесса самообразования является «Технологическая карта саморазвития педагога».

Уровень профессионального развития управленческой команды – важное условие в создании развивающей среды в лицее. Лицей, обладатель гранта ГПРО и республиканского гранта «Успешная школа», сам является обучающим ресурсом, базовой площадкой для проведения семинаров, стажировок, мастер-классов для различных категорий педагогических работников города и республики.

Учитывая результаты SWOT-анализа и диагностики профессиональных компетенций была создана программа «Точки роста», которая включает в себя модули – Академические декады. Программа направлена на повышение технологической компетенции педагогов. Учебно-тематическое планирование каждого модуля Академической декады содержит несколько обучающих блоков. Это

- теоретический блок;

- диагностический блок;

- дистанционный блок;

- практические занятия;

- личный план по освоению педагогической технологии;

- разработка методического продукта.

Приступая к реализации проекта были продиагностированы педагоги лицея на выявление уровня сформированности метапредметных компетенций согласно Методическим рекомендациями Е.А.Никодимовой, Е.А.Ганичевой, И.А.Армеевой. А также проведена входная диагностика перед обучением по предложенным педагогическим технологиям - Анкета для самооценки знаний и умений учителя при переходе на обучение по новой педагогической технологии. Диагностика разработана Н.В.Немовой, кандидатом педагогических наук, профессором Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Диагностики проводятся с использованием google-формы, что удобно для сбора и обработки информации.

Проводят семинары заместители директора лицея. Управленческая команда разработала методические материалы и содержание тренингов по проблеме метапредметности, которая стала брендом современной педагогики, в аспектах метапредметная среда, метапредметный урок, метапредметный проект, метапредметные компетенции.

В лицее сложилась практика проведения методологических семинаров для управленческой команды в формате «управленческих встреч», создана Лаборатория управленческой инноватики. Лаборатория организует деятельность по проектированию, моделированию образовательного процесса в инновационном режиме, навигацию исследовательской, научно-методической деятельности учителя, координирует исследовательскую деятельностью учащихся и др. Лаборатория активно занимается сопровождением внедрения управленческой технологии офисного проектирования. Результатом работы лаборатории можно считать модель управления изменениями в лицее на основе модели «Айсберг», освоение форсайт-технологии.

Информационная образовательная среда лицея – ресурс для развития участников образовательного процесса. Наша библиотека - это публичное пространство, открытое для всех, максимально ориентированное на пользователя Электронная библиотека «Литрес», электронные библиотеки отраслевой и учебной литературы, электронные каталоги, электронные профессиональные журналы и методические издания «Школы цифрового века» ИД «Первое сентября»– все это реалии нашего времени.

Но самое главное, информационный библиотечный центр лицея– это центр генерации проектов, таких как буктрейлеры, образовательный проект «Книжная летопись лицея», флеш-мобы в поддержку детского чтения, литературные дворики, буккроссинг. В «Поликультурном библиоцентре» проводятся уроки толерантности. В библиотеке проводятся свои заседания интеллектуальный и экологический клубы.

От модели «место, куда идут, чтобы получить информацию» к модели «место, куда идут, чтобы создавать» - таким мы видим вектор развития библиотеки лицея.

Резюмируя, хочу назвать компоненты архитектуры метапредметной среды лицея:

1. Социокультурные студии

2. Проект-модуль

3. Коммуникативная арена

4. Конструкторское бюро

5. Веб-школа

6. Здоровье+

7. Тью-модуль

Ресурсный пул представлен следующими модулями:

Административный модуль – разработка нормативной документации (приказы, положения, методические рекомендации)

Программно-методический модуль: Программа «Академические декады», Программа реализации внеурочной деятельности в начальной школе, Программа наставничества и др.

Образовательный модуль: Метапредметные уроки. Метапредметные контрольные работы, Метапредметные проекты. Всероссийские и республиканские предметные олимпиады. Библиотека. Технологии и ИКТ

Образовательный полигон: Фестиваль школьных проектов, метапредметная олимпиада в начальной школе, НПК им. Ч.Айтматова, «Старт в науку», проект «Точки роста», Математический флешмоб, проект «На урок вместе!», школьные газеты, проект «Одна страна-одна школа!», Литературная гостиная, социальный проект «Музей в чемодане»

Пространство деятельностных проб. Внеурочное пространство для социализации, личностного развития субъектов образовательного пространства., «Город мастеров», мегапроект «Истоки», проект «Я и мир», школьные музеи и театры, Центр дополнительного образования, Эко-клуб, «Школьный кинофестиваль», Школьный спортивный клуб, «Межкультурный Национальный Ресурсный Центр», «Поликультурный Ресурсный Библиотечный Центр».

Спроектированная метапредметная среда лицея, разветвлённая структура методической службы, внутрикорпоративная система обучения педагогов сегодня позволяет добиваться высоких результатов таких, как повышение эффективности и качества современного урока; рост квалификационных категорий педагогов; увеличение числа педагогов –победителей республиканских грантов «Наш новый учитель», «Старший учитель», «Учитель-наставник», Приоритетного национального проекта «Образование», республиканского конкурса «Учитель года». Такой подход дает качественно новый результат при формировании метапредметных компетентностей учащихся.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика