Основная статья номера

Перспективы развития системы образования

Галимова Аниса Асхатовна,
исполняющий обязанности начальника отдела
Управления образования ИКМО г.Казани
по Вахитовскому и Приволжскому районам

Образование всегда отражает суть времени. Инновационное развитие экономики, смена технологий, конкуренция заставляют школу кардинально менять свой вектор развития. При этом особый приоритет определяется тремя ключевыми направлениями - это учитель, технология и инфраструктура. Сегодня образовательные учреждения должны готовить ребенка к профессиональной мобильности, инициативности и умению творчески смотреть на окружающий мир. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет увлекательно и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. В этой связи особую актуальность приобретают формирование новой образовательной среды, безопасность функционирования учреждения, организация качественного медицинского обслуживания, питания, взаимодействие образовательных учреждений с организациями социальной сферы и предприятиями, создание безопасной и безбарьерной среды.

Образование Вахитовского и Приволжского районов – органичная часть городской и республиканской систем образования. Ей свойственны те же черты и тенденции развития, проблемы и поиски путей их решения.

Характеризуя нашу систему образования, необходимо отметить широкий спектр образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями и глубокую интеграцию с учреждениями дополнительного образования, вузами и другими социальными партнерами на основе сетевого взаимодействия.

Сегодня в школах и детских садах обучаются и воспитываются 62 790 детей, это - одна треть детского населения города.

Обеспечение доступного качественного образования невозможно без решения инфраструктурных вопросов. Благодаря действенной поддержке на муниципальном и республиканском уровнях, за последние три года в эксплуатацию введены ряд образовательных организаций, позволяющих в полной мере предоставлять образовательные и дополнительные услуги с учетом потребностей населения.

Настоящим подарком для жителей микрорайона «Сказочный лес» стало открытие многопрофильного лицея № 186 «Перспектива» в 2019 году. Здесь все продумано и оборудовано, чтобы детям было интересно учиться, а педагогам комфортно работать.

Во исполнение предписаний Роспотеребнадзора и Пожнадзора, за счет проведенного целевого капитального ремонта значительно улучшились условия обучения в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №48 с углубленным изучением отдельных предметов», завершено строительство пристроя МБОУ «Гимназия №3», где стало возможным открыть конференц-зал, столовую, тренажерный спортивный комплекс. Введены в эксплуатацию новое здание МАОУ «СОлНЦе» и дополнительное здание к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №114». Из подвального помещения выведена и оборудована столовая МБОУ «Лицей №5» на 150 мест.

За пять лет, благодаря президентской программе «Капитальный ремонт школ», отремонтированы все общеобразовательные учреждения старше 30 лет (41школа (84%), на сумму более 1 млрд.руб.).

Дошкольное образование было и остается в центре внимания как со стороны органов власти всех уровней, так и общественности. В первую очередь это касается обеспечения детей местами в детских садах.

В рамках реализации президентской программы «Капитальный ремонт детских садов» проводится плановое обновление и оснащение новой мебелью и оборудованием дошкольных учреждений.

Реализация национальных проектов Национального проекта «Демография» позволяет с каждым годом увеличивать количество мест в детских садах за счет введения новых дошкольных учреждений. Так, в 2019 году открылись ДОО№№33,36,138; в 2020 – филиал к ДОО№15, в феврале 2021 открывается дошкольное отделение лицея №186, завершается процесс передачи здания по адресу: ул.Г.Ахунова, 16а корп.2 на баланс МБДОУ «Детский сад №4 комбинированного вида», где будет организовано 6 новых групп для детей жителей ЖК «Солнечный город».

Свыше 45% детских садов являются экспериментальными и инновационными площадками различного уровня.

Успешно реализуются долгосрочные проекты, направленные на выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап обучения в школе.

Разработаны новые проекты работы с родителями: «Только вместе - детский сад и семья!» «Музыкальная семья» и другие… Хорошей позитивной «рекламой» деятельности детских садов являются сайты, инстаграм и другие мессенджеры…

Следует отметить, что позитивные изменения инфраструктуры внесли в систему образования районов новые традиции и новые направления развития школ. Вместе с именем Габдуллы Тукая гимназия №1 получила и новый вектор развития, направленный на совершенствование образовательных технологий и методик обучения на родном языке и с опорой на родной язык в поликультурном пространстве.

Изменение статуса школы №35, в настоящее время это «Образовательный центр - лицей №35 «Галактика», позволило создать такую педагогическую среду, где каждый ребенок имеет возможность реализовать свои способности.

Присвоение лицею №116 имени Героя Советского Союза Умеркина Абдулхака Сагитовича стало качественно новым витком патриотического воспитания детей отвечающего именно тем целям и задачами, которые сегодня ставит перед нами общество.

Значительно повлияло на содержание образовательно-воспитательного процесса школы №82 присвоение по инициативе заместителя Председателя Государственного Совета Республики Татарстан Т.П.Ларионовой имени экс-директора школы Р.Г.Хасановой.

Радуют традиционными национальными мероприятиями воспитанники музыкальной школы №7 имени Заслуженного деятеля РТ, татарского композитора Загида Хабибуллина, и ДМШ №26, которая носит имя народной артистки Татарстана Вафиры Гизатуллиной. В школах традиционно проводятся конференции, конкурсы, педагогические чтения, посвященные наследию наших знаменитых соотечественников.

Ежегодно расширяется сеть инклюзивного образования. В сентябре 2020 года в школе №136 открылся класс для детей с задержкой психического развития.

Всего в школах Вахитовского и Приволжского районов обучаются 467 детей-инвалидов, из них 118 посещают кружки учреждений дополнительного образования.

В лицеях №№ 35, 78, школах №№ 97, 150 используются комплекты специального оборудования, позволяющие осуществлять дистанционное обучение детей-инвалидов на дому в течение года.

Расширяются возможности организационных форм и методов обучения с помощью цифровых серверов и ресурсов в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда». Учащиеся лицея №131, школы №24, лицея КФУ имени Н.И. Лобачевского являются участниками проекта «Яндекс.Лицей», обучаясь основам программирования.

Продолжается оснащение школ вычислительной техникой для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды, что позволяет создать все условия для реализации современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование у обучающихся устойчивой потребности к саморазвитию и самообразованию.

В реализации нового совместного проекта Российской академии наук и Министерства просвещения Российской Федерации «Базовые площадки РАН» принимают участие гимназия №19 и лицей №131. В школах создаются максимально благоприятные условия для выявления и обучения талантливых детей, их ориентации на построение успешной карьеры в области науки и высоких технологий. Предполагается, что, организация базовых школ РАН увеличит приток в науку мотивированной молодежи, позволит воспитать новое поколение российских ученых, а базовые школы РАН станут центрами дополнительного образования и внешкольной работы в своих регионах.

Работа с кадрами, непрерывное повышение профессионального мастерства педагогов и руководителей является главной составляющей развития кадровой политики в районах. На 15% обновился корпус руководителей.

Активно реализуются городские проекты «Вектор успеха», « Офисное проектирование», «Школа молодого руководителя», районные проекты «Наш молодой коллега», «Публичный доклад», « Семинар-практикум».

Международные исследования (PISA) оказывают в последние годы большое влияние на развитие образования в России, в том числе и в Татарстане. Не учитывать результаты PISA сегодня мы не можем, поскольку вопрос о конкурентоспособности наших школ стоит очень остро. Функциональная грамотность учителя - залог успешности ученика. В дистанционном формате учителя школ-тьютеров ( СОШ№ 68,1 лицеи №№ 83, 116, 83, IT-лицей, лицей КФУ им.Н.И.Лобачевского) прошли обучение по совершенствованию предметных и методических компетенций в области формирования функциональной грамотности учащихся и имеют право обучать коллег.

Победителями Гранта «Поддержка профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан» являются: 7 педагогов в номинации «старший учитель»; 15 человек - в номинации «учитель-наставник»; 8 - «учитель-мастер»; 6 - «учитель-эксперт».

Ежегодно победителями «Конкурса на присуждение премий лучшим учителям РТ за достижения в педагогической деятельности» в 25 лучших учителей республики входят 4-5 учителей наших школ, как правило, возглавляя первую пятерку. Управленческий опыт на республиканском уровне на протяжении ряда лет успешно демонстрируют директора общеобразовательных организаций. Вошли в десятку лучших директоров и стали обладателями гранта республиканского этапа Всероссийского конкурса «Лучший директор года» Скобельцына Елена Германовна, директор лицея Лобачевского КФУ и директор лицея № 131 Хабибуллина Альфия Блигвардовна.

Гранта «Успешная школа» удостоены : коллективы лицеев №№35, 78, 131.

В ежегодно публикуемом агентством RAEX рейтинге конкурентоспособности учеников российских школ традиционно наши школы. Три из них – лицей №131, лицей имени Н.И. Лобачевского КФУ, IT-лицей КФУ оказались в топах по всем направлениям, при этом лицей №131 –первый в топ-20 лучших школ Приволжского Федерального округа. Также среди лучших по разным направлениям лицей «116; гимназии №№ 19,139; СОШ №№18,39.

В активном режиме развития на протяжении ряда лет находятся гимназии №№1, 6, 19, 27, 96, 139, лицеи №№ 35,78, 83,131, лицей им.Н.И. Лобачевского КФУ и IT-лицей, школы №№18,39.

Следует отметить и школы №№ 10, 13, 24, 42, 68, 69, 100, гимназии №№ 21,28, лицей № 5, где за последнее время прослеживаются целенаправленные и планомерные положительные сдвиги в развитии, что повышает их авторитет и конкурентоспособность в педагогическом сообществе и среди родителей.

Отмечая доступность национального образования, следует привести слова Президента России В.В.Путина: «…Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, ….когда в стране хранят уважение к родному языку…..».

Уровень профессионального мастерства учителей татарского языка и литературы районов постоянно совершенствуется, опыт их работы активно транслируется на семинарах и мастер-классах для коллег не только Республики Татарстан, но и различных регионов России, городов Поволжского региона. Наши учителя демонстрируют высокие показатели в профессиональных и творческих конкурсах: всероссийский конкурс Мастер –классов учителей родных языков, конкурс «Учитель года», гранты МОиН РТ, РФ. Республиканскую премию имени Ризаэтдина Фахретдина получил коллектив гимназии №27.

Значимым параметром оценки качества образования является государственная итоговая аттестация выпускников 9-11 х классов. Результаты выпускников наших школ ежегодно одни из лучших в республике и городе.

В десятке лучших городских школ по итогам ЕГЭ пять наших –лицей № 131, IT-лицей, СОлНЦе, Лицей им. Н.И.Лобачевского КФУ, гимназия №19.

Растет количество 100 балльных результатов. В 2020 году их 49(43- в 2019). Шесть выпускников достигли наивысшего результата по двум предметам.

Это выпускники лицея №131:

- Надирова Лейла (русский язык, биология);

- Лукоянова Татьяна (русский язык, литература);

- Кушаева Алиса (математика, информатика);

выпускники IT-лицея:

- Хазиев Данис (русский язык, информатика);

- Хамидуллин Булат (математика, информатика);

и выпускник школы №18 Нурутдинов Адель (русский язык, математика).

На протяжении ряда лет своими победами на региональных, всероссийских и международных олимпиадах учащиеся Вахитовского и Приволжского районов вносят весомый вклад в формирование имиджа Казани как современного образовательного центра страны.

Итоги олимпиад всех уровней за последние три года наглядно демонстрируют, что организация работы с одаренными учащимися остается одним из приоритетных и успешных направлений деятельности системы образования.

В настоящее время все образовательные учреждения наших районов вовлечены в олимпиадное движение. Общее количество призовых мест по всем этапам олимпиад за 2019/20 учебный год составило 2135 (1914 - в 2019).

По результативности приглашения на заключительный этап всероссийских олимпиад призерами стали 41 ученик 11-х классов из девяти школ, что составляет 40,5% от общего количества призеров по Республике Татарстан.

Всего в районе 14 побед в международных олимпиадах. 6 из них- учащиеся лицея №131, 7- лицея КФУ им.Н.И.Лобачевского, 1- IT- лицея. Гайнуллин Ильдар, Сибгатуллин Данил, Исмагилов Азат стали победителями 2-х международных олимпиад.

Все нововведения и реформы в образовании – это, конечно, не самоцель. Это лишь инструмент. И здесь особая роль отводится нашим учреждениям дополнительного образования. Как наиболее мобильные и гибкие, они ориентированы на индивидуальные интересы и потребности детей.

В систему дополнительного образования Вахитовского и Приволжского районов вовлечено 87% школьников в возрасте от 7 до 17 лет.

По итогам 2020 года учреждения дополнительного образования добились высоких результатов в конкурсах: ДМШ №26 -«Лучшая образовательная организация» и «Элита Российского образования»; ДШИ им. М.А. Балакирева, ДМШ №7 - «Лучшее образовательное учреждение России»; «100 лучших организаций дополнительного образования детей России» -ДШИ им. М.А. Балакирева.

Состоятельность и конкурентоспособность действующей системы воспитанники УДО доказывают на самых престижных конкурсах и фестивалях.

Более тридцати тысяч школьников объединены в детские общественные организации: «Вахитовец», «Содружество», «Лидер», которые играют большую роль в воспитательном процессе.

Разработан и активно апробируется ряд имиджевых проектов, таких как «Наследники Отечества», разработанный Центром внешкольной работы совместно с отделением партии «Единая Россия», удостоенный Благодарности Мэра города Казани Ильсура Раисовича Метшина.

В социальной сети «ВКонтакте» создана группа «Казанский квест», в ней уже приняли участие более 35 тысяч пользователей.

Успешно реализуются районные и городские проекты.

- «Дари добро», «Мы вместе – мы рядом!» совместный проект Центра детского творчества с райкомом Профсоюза;

- «Не погаснет звезда...» ДМШ №26;

- «Дети и музыка: слушаем, рассказываем, рисуем», «История Отечества глазами детей», «Очарован Казанью», «Времен связующая нить» - ДШИ им.Балакирева и многие другие…

Мы гордимся нашим педагогом ДМШ 22 Миляушой Хайруллиной. В рамках празднования 100-летия ТАССР в концертном зале им.Ильхама Шакирова заслуженные артисты РТ Артур Исламов и Филюс Кагиров в сопровождении Государственного симфонического оркестра под управлением Александра Сладковского исполнили песню «Кем идек» - «Кем мы были ».

75-летие Великой Победы стало главным событием года. Все мероприятия, посвященные этой знаменательной дате, были организованы во всех учреждениях на высоком уровне и несли большое духовно-нравственное смысловое значение.

В соцсетях ежедневно размещалась информация о реализации проектов: «Бессмертный полк», «Звезда Победы», «Песни о войне», «75 добрых дел». Во всех школах организованы музеи, музейные экспозиции военной тематики и о столетии ТАССР. В декабре на базе Центра детского творчества открыт музей образования Вахитовского района.

В каждой школе созданы разные объединения детей по интересам. Это правоохранительные и отряды Юнармии, юные инспекторы дорожного движения, Волонтеры победы, эко-отряды и другие.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика