ЭКОКУЛЬТУРА И ДОШКОЛЬНИКИ

Хуснуллина Эндже Рашитовна,
заместитель директора по детскому саду, учитель-логопед
Егорова Елена Николаевна,
воспитатель детского сада
АНО «Образовательный центр «Лобачевский» Приволжского района г.Казани


Здоровье - это богатство, которое нельзя купить ни за какие деньги. Наша жизнь и здоровье во многом зависит от состояния окружающей среды. Люди сами укрепляют или разрушают то, что им дано природой.

И, так как, одной из главных проблем современного мира является - экология, а именно защита окружающей среды, в нашем образовательном центре «Лобачевский» в данном направлении ведется активная работа с детьми. Наш образовательный центр уже третий год работает с международной программой «Эко-школы/Зелёный флаг», приоритетом являются темы «Рациональное управление отходами», «Водные ресурсы», «Энергия», «Здоровый образ жизни», «Разумное потребление» и другие актуальные темы. По итогам работы по данной программе, нашему центру дважды присудили Зелёный флаг – это экологический символ.

С детьми мы изучаем, проводим эксперименты, читаем литературу, наблюдаем за явлениями природы, участвуем в конкурсах, мероприятиях, проводим акции по сбору мусора, «Бумаге – вторую жизнь», «Ёлочка живи!», «Поделись с другом», «Сдай батарейку и спаси ёжика!» и так далее, после которых делаем выводы, что деятельность человека оказывает серьезный и неблагоприятный эффект на состояние природы: выбросы токсичных веществ в воздух, вырубка леса, не рациональное использование природных ресурсов и воды, бытовые отходы. Все эти факторы влияют на качество жизни и здоровье. Но мы знаем, что каждый человек хочет и должен быть здоровым и может помочь природе. Что мы делаем?

В детском саду несомненно, воспитательно-образовательной работой занимается взрослый, поэтому прежде всего от него зависит результат — продвижение детей по пути обретения экологической культуры. Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить детей любить, уважать и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать ЭКОКУЛЬТУРУ.

Педагог, вос¬питывающий их, независимо от образовательного учреждения, должен быть прямым носителем экокультуры и на своем личном примере показывать элементарные вещи, такие как отношение к воде, к деревьям, насекомым, травам, к бумаге, к бытовому мусору и ее утилизации.

У нас, в каждой возрастной группе имеется «уголок природы», зелёная зона, экологическое пространство — это небольшая территория, занятое объектами природы и имеющее определенное функциональное назначение, у нас он расположен в раздевалке, это хо¬рошо тем, что растения будут видеть родители, вместе с деть¬ми наблюдать за ними, обсуждать интересные моменты. Иногда они смогут увидеть, как дети трудятся в уголке природы, что немаловажно для формирования единого подхода к воспитанию до¬школьников в семье и детском саду. Главная особенность и преимущество уголка природы — непо¬средственная близость его обитателей к детям. Это позволяет вос¬питателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками.

Особую ценность имеют цветные, большого размера учебно-наглядные пособия (настольно-печатные игры), на которых изображены разные экосистемы (лес, луг, степь, пустыня, тундра, полярный край, море, пруд или озеро), а также картины, на которых представлена природоохранная или сельскохозяйственная деятельность людей. Нами разработаны ряд наглядных пособий, с помощью которых детей разного дошкольного возраста знакомим с различными животными, показываем их связи с природными условиями. Имеются комп¬лекты таблиц и картин о диких и домашних животных, которые помогают решать задачи экологического воспитания дошкольников.

На участке детского сада также создается развивающая экологическая среда. У нас благоприятный микроклимат вся территория хорошо озеленена: по периметру вдоль забора посажены высокие деревья и кустарники, служащие преградой для пыли, выхлопных газов, сильного ветра, уменьшаю¬щие шум улицы и создающие тень в жаркие летние дни. При этом использованы разнообразие пород деревьев, обладающих разными интересными качествами. Высокие кустарники создают нижний защитный ярус, они посажены также по периметру между деревьями. Древесную растительность дополняет сплошной травяной покров всей территории, кроме подъездных путей и дорожек. Он создает хороший микроклимат в слоях воздуха, прилегающих к земле, - именно там, где находятся дети. Трава защищает воздух от пыли, хорошо его увлажняет, зеленый цвет листьев и трав успокаивает нервную систему детей.

На территории дошкольного учреждения имеется огород. На огороде отдаем предпочтение корнеплодам (морковь, свекла, картофель), а также сажаем помидоры, огурцы, кабачки, тыкву, зелень – укроп, петрушка, базилик, салат. Плоды, которые мы выращиваем в огороде, после термической обработки, используется для питания детей. Дети под руководством взрослых сами высаживают, ухаживают, пропалывают, поливают свои грядки, что в свою очередь, параллельно помогает прививать и трудовые навыки.

На занятиях по экологии используются различные формы обучения.

Основные направления деятельности:

1. Специально подготовленные занятия. Здесь главную роль играет взрослый. Это могут быть:

- экскурсии в парк, к водоему

- беседы о природе, животных, растениях,

- чтение художественной литературы,

2. Совместная деятельность дошкольников и воспитателя. Дети принимают активное участие на занятиях. Сюда относятся:

- тематические игры,

- викторины, ответы на вопросы,

- рисование и конструирование,

- наблюдения

-обсуждение прочитанных книг, просмотренных диафильмов и мультфильмов,

- работа в экологическом уголке

- подготовка экологических праздников

- акции по сбору батареек, макулатуры и т. д.

3. Самостоятельная работа детей. Применение полученных дошкольниками экологических знаний на практике. Например, они могут самостоятельно (но под присмотром воспитателя) поливать цветы, собирать гербарии или коллекции.

Элементы экологического воспитания красной нитью проходит на всём воспитательно-образовательном процессе детского сада. Например, на логопедических занятиях, на которых у детей закрепляются навыки правильного звукопроизношения, грамматического строя и связной речи и знания по экологии. Подбирается такой речевой материал, в котором отражается экологическая тема. Обязательное использование экологической темы в режимных моментах таких, как утренняя гимнастика, мытье рук и т.д.

Экологические вопросы сейчас как никогда очень актуальны. Дошкольные учреждения выполняют важную для общества функцию — они помогают раскрыть подрастающему поколению красоту природы, учат ценить ее и беречь.

Министерством образования России одобрено много программ по экологическому воспитанию дошкольников. Любая из программ по-своему интересна, поэтому каждый педагогический коллектив имеет возможность выбора, в зависимости от условий.

Список литературы:

1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. –184 с.

2. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог» система работы в подготовительной к школе группе детского сада. - М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2017, - 208 с.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика