Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя по театрализованной деятельности в детском саду с детьми младшего возраста

Хуснуллина Эндже Рашитовна,
учитель-логопед,
Гильманова Сирина Маратовна,
воспитатель детского сада
АНО «Образовательный центр «Лобачевский» Приволжского района г.Казани


Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Целью и задачей работы логопеда и воспитателя с детьми младшего возраста, является постановка правильного звукопроизношения, автоматизация и дифференциация звуков, развитие речи. Мы используем театрализованную деятельность и видим результаты.

В процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире, развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение; происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного; активизируются и совершенствуются словарный запас, звукопроизношение, навыки связной и диалогической речи, ее грамматический строй, темп, выразительность, мелодико-интонационная сторона речи; совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений; развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения; происходит коррекция поведения, развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга; формируется опыт нравственного поведения, стимулируется развитие творческой, поисковой активности, са-мостоятельности; участие в театрализованных играх доставляет детям ра-дость, вызывает активный интерес, увлекает их, способствует активности в игре с персонажами-игрушками. Основное направление развития театрализованной игры состоит в постепенном переходе ребенка: от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.

В группах детского сада нашего ОЦ созданы все необходимые условия для театральной деятельности детей. Оборудованы уголки, включающие следующие виды театра: пальчиковый театр, театр игрушек (используются любые обыкновенные игрушки), кукольный театр, ширма (би-ба-бо), настольный театр, фланелеграф, театр картинок, матрешки-сказки, театр из картона, театр из коробок, театр перчаток, театр конусный, театр на палочке.

Прежде всего мы формируем интерес к театральным играм, складывающийся в процессе просмотра настоящих кукольных спектаклей, которые показывает взрослый (логопед, воспитатель, музыкальный работник и другие специалисты), взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов, сказок. В дальнейшем стимулируем его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Перчаточные и другие куклы используются на занятиях, в повседневном общении, в режимных моментах. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается, призывает к действию.

Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребёнок. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувственности и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Театр в детском саду позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу.

Наблюдая за детьми еще в младшей группе, мы обращаем внимание на то, как малыши внимательно и с интересом смотрят показываемые нами потешки, стишки, сказки, с помощью театра игрушек, театра картинок, театр петрушек, а потом с удовольствием все то, что видели повторяли, так как театр воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка. Благодаря таким игровым действием наши ребята начинают постепенно говорить, правильно произносить звуки, строить фразы, так как театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством, доступным для понимания ребенка.

Воспитательное значение театрализованных игр - это также формирование уважительного отношения друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Благодаря этому они раскрепощается внутренний мир ребенка, пропадает комплекс "я не умею". Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру, учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Мы ставим театрализованные сказки и показываем их детям из параллельных групп. Элементы театрализованной деятельности включаем во все виды деятельности: познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое, музыкальное, и в повседневную деятельность. Дети имеют возможность, берут любой театр и изображают то, что хотят, временами придумывая свои диалоги. Мы планируем проводить такую работу и в дальнейшем.

Список литературы:

1. Шаян О.А. Развитие творческого мышления. Работает по сказке. – М.: Мозаика-Синтез, 2016 г. – 111 с.

2. Гуськова А.А. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет: развитие моторики. Коррекция координации движений и речи. – Волгоград: Учитель. – 188 с.

3. Постоева Л.Д., Мартыненко Л.А. Играй, слушай, познавай! Программа психолого-логопедических занятий для детей 3-4 лет. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010 – 95 с.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика