Использование цифровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников

Нугманова Лейсан Фархатовна,
воспитатель детского сада
АНО «Образовательный центр «Лобачевский» Приволжского района г.Казани


Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе и окружающему миру.

Бурный рост популярности компьютерных технологий среди детей дошкольного возраста связан с нарастающей доступностью электронных устройств. Так, в США число пользователей среди детей дошкольного возраста выросло за последние 6 лет с 52 до 98% детей. Аналогичную тенденцию выявляют и другие отечественные и зарубежные авторы: в 2011 г. мобильные устройства использовали 38% детей, к 2013 г. — 72%, а к 2017 г. до 84%. Сходным образом обстоят дела и в нашей стране. К концу до-школьного возраста уже 78% детей активно пользуются компьютером.

В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование, компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды, способным соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом. Занятия в детском саду должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием аудио- и видеозаписей.

Экологическое образование по своей сути – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, который направлен на усвоение определенных знаний о природе, умений и навыков природоохранной деятельности и формирование общей экологической культуры. Благодаря компьютерным технологиям можно полноценно формировать у детей экологическое воспитание и культуру, что является толчком развития детей дошкольного возраста.

Применение компьютерной техники в данном направлении позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать как когнитивные, так и творческие задачи с опорой на наглядность в экологической сфере. Информация на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей не только огромный интерес, но и несет образный тип информации, понятный дошкольникам.

Нет необходимости использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, иначе у детей теряется особый интерес к таким занятиям. Во время знакомства детей с природой можно использовать самый разный наглядный материал, при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.

Компьютер имеет большие возможности для демонстрации многих процессов и явлений природы. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу, а схемы и модели помогают – наглядно представить процессы неживой природы. Это могут быть и записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, моря и т.д.; и экранные материалы, например, серия отдельных кадров или слайдов, посвященных отдельной теме, а так-же виртуальные экскурсии и различные игры.

Интерактивное оборудование позволяет рисовать электронными маркерами, помогает развивать у детей память, мелкую моторику, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие, словесно-логическое мышление и др. Не секрет, что дети в дошкольном возрасте очень восприимчивы и больший интерес будут проявлять к мультимедийному персонажу, который будет самостоятельно, без слов педагога, выстраивать с ними коммуникативно-игровую связь.

Анализ современных компьютерных программ, адресованных маленьким детям, показывает, что производители компьютерных игр используют прямой перенос традиционных игр и игрушек, предназначенных для детей раннего возраста, на компьютерный экран. Для воспитания дошкольников большое значение имеют сюжетно – ролевые игры, основой которых является моделирование деятельности экологического характера, например, в игре «Юные спасатели» дети выступают в роли спасателей природы и экологии, в игре «Зоопарк» дети имитируют кормление животных, уход за ними с применением компьютерных возможностей.

В работе с детьми дошкольного возраста хорошо себя зарекомендовали дидактические игры, например, «Кто где обитает?», «Летает, прыгает, бегает, ползает»; «У кого какое жилище»; «Живая природа - неживая природа» и т.д. Здесь дети могут соотносить изображения, видео, анимацию и звуки на практике, так развивающие занятия становятся намного ярче и динамичнее. Хорошо использовать в работе словесно-звуковые иг-ры, например, «Угадай, что я описала», «Что лишнее?», «Узнай по голо-су».

Таким образом, используя интерактив, развитие экологической культуры детей будет проходить более успешно. Если наряду с традиционными технологиями обучения, включать в образовательный процесс и интерактивные технологии, тем самым проводить целенаправленно-систематическую деятельность на понятном и разнообразном материале.

Но необходимо помнить, что использование информационно-компьютерных технологий имеет место только тогда, когда есть возможность продемонстрировать детям опыт, явления природы в реальности. Именно тогда ребенок сможет понять и ощутить в полной мере экологическую культуру во многих ее проявлениях.

Список литературы:

1. Кощая В.В. Использование кейс – технологии в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста посредством создания интеллект - карт / В.В. Кощая // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - Омск: Омская гуманитарная академия, 2017. - №3. - С. 44-48.

2. Мельничук Е.М. Об экологическом воспитании детей средствами интерактивных технологий / Е.М. Мельничук // Проблемы и перспективы развития образования в России. - Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью "Центр развития научного сотрудничества", 2016. - №7. - С. 111-116.

3. Харханова Г.С. Интерактивные методы обучения наук / Г.С. Харханова. - Калининград, 2016. - 142 с.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика