Шакирова Марзия Шайхулловна,
заведующая ШИБЦ
МАОУ «Гимназия №139» Приволжского района
Библиотека «должна быть не только хранилищем книг,
но и реальным информационным, культурным и досуговым центром»
В.В. Путин.


Информационно-библиотечный центр МАОУ «Гимназия №139» – это кабинет №1 образовательной организации. Библиотека является решающей предпосылкой успешной деятельности гимназии. Он является тем местом, где ученик, учитель и библиотекарь встречаются ежедневно для совместной работы, где исподволь воспитывается потребность в знаниях, в поиске, в самообразовании.

Деятельность информационно-библиотечного центра поддерживается администрацией во главе с директором гимназии Т.С. Борер.

Наша гимназия является центром компетенции электронного образования, городской инновационной площадкой по направлению наставничества «Открытые задачи», Республиканской стажировочной площадкой по нескольким направлениям, а информационно-библиотечный центр – составной частью учебно-воспитательного процесса, способствующей реализации информационной, культурной и образовательной функций.

ИБЦ – имеет электронную базу по систематизации работы библиотеки. В ней полезную информацию может найти не только библиотекарь, но и педагог, учащийся, родитель.

Тема ИБЦ: Школьный информационный центр как компонент педагогической системы гимназии. Девиз библиотеки: «Испокон веков книга вершит судьбу человека» .

Наше время называют «веком информации». Современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать информационной грамотностью, дающей возможность каждому не просто получать информацию, но и уметь ее оценить и применить для себя, сделать полезной. Проблемы современного информационного бума и становления личных качеств: компетентности, способности к самообразованию, самовоспитанию - не могут быть решены, если у учащихся не будут своевременно сформированы и развиты базовые умения по основам библиотечно-библиографической грамотности.

Распространение библиотечно - библиографических знаний, развитие культуры чтения и информационной грамотности происходит через различные формы работы школьного библиотекаря: индивидуальные и групповые консультации, внеклассные мероприятия, тематические выставки, экскурсии по библиотеке и, конечно, библиотечные уроки.

Библиотечный урок – основной вид деятельности школьного библиотекаря по формированию информационной культуры личности учащегося.

За текущий учебный год было проведено 11 библиотечных уроков. Они проходят как в начальном, так и в среднем звене, посвящены писателям юбилярам, историческим событиям. Отдельным блоком идут уроки, на которых мы учимся работать с каталогами, с библиотечным фондом. Библиотечный урок используется и при проведении интегрированных уроков совместно с учителями-предметниками. ИБЦ особенно тесно сотрудничает с учителями литературы и русского языка.

Во время дистанционного обучения был проведен конкурс «Книгу, которую ты прочитал» среди учеников 1-11 классов. Учащиеся показали свои творческие способности.

На базе гимназии в читальном зале библиотеки ежегодно проходили семинары разного уровня, городской конкурс «Звездный билет», Межрегиональный конкурс «Династия России».

Для первоклассников ежегодно в конце октября проводится театрализованный праздник «Посвящение в читатели».

- 1-е классы «Знакомство со школьной библиотекой»;

- 2-е классы «Иллюстрации в книге»;

- 3-е классы «Строение книги»;

- 5-е классы «Словари мои друзья и помощники»;

- 6-е классы «Как делают вашу книгу»;

- 7-е классы - «Писатели детям»

- в 8-х классах литературный вечер «Подвиг поэта-солдата».

- в 10-х классах музыкально-литературная композиция, посвященная писателям фронтовикам «Строки, рожденные в пламени войны».

Все библиотечные уроки представлены в электронном и бумажном виде.

К наглядным формам воспитания мы относим открытый доступ к книжным фондам. Главное – это хорошо продуманная, понятная даже малоискушенному читателю организация фондов. Доступность фондов считается выражением доверия, уважения к читателям, поэтому даже неизбежные потери не должны служить основанием для ограничения доступности в библиотеке.

В библиотеке созданы «многоуровневые» модели с зонами работы и отдыха. Максимально учтены запросы и интересы читателей.

1 зона - читальный зал,

2 зона – зона отдыха,

3 зона - абонемент.

В библиотеке находится информационная доска, 2 компьютера, 4 ноутбуков в свободном доступе с подключением к интернету.

На обзор посетителям представлены тематические выставки, выставки к юбилейным датам, выставка новых поступлений. Выставки дают возможность больше узнавать о фонде библиотеки. С этой целью ежегодно оформляются более 20-и выставок. Вот некоторые из них:

«Год памяти и славы», «К подвигам героев сердцем прикоснись», «Республика Татарстан: прошлое, настоящее, будущее…»

Массовые мероприятия, выставки – самые эффективные формы привлечения внимания читателей. Зрелищная информация хорошо воспринимается аудиторией, увеличивает приток пользователей, побуждает многих учащихся обращаться к литературным первоисточникам.

Библиотека тесно сотрудничает с родителями. Все начинается с семьи: и радости, и беды, и заблуждения твои и первые победы…писала поэтесса Валентина Хромова. На базе библиотеки проводятся совместные мероприятия, всеобучи, заседания родительского комитета, круглые столы с родителями.

Конечно, чтобы увидеть результаты своей работы, мы проводим мониторинг и диагностику, для определения «Точки роста». Систематически ведется изучение читательских интересов пользователей, их индивидуальные особенности. Проводятся рекомендательные беседы при выдаче книг. Проводя анализ читательских формуляров, мы видим значительное увеличение числа читателей и книговыдачи. Прирост книговыдачи был обеспечен новыми книгами, которые библиотека приобрела на деньги, полученные за счет макулатуры и активное участие учащихся в акции «Подари книге вторую жизнь».

Чтобы расширить границы познания, в совершенствовании системы образования, развито социальное партнёрство. Это лекции, беседы, круглые столы с детской районной библиотекой, с работниками национальной библиотеки Республики Татарстан.

С 2017-2018 учебного года в МАОУ «Гимназия №139» внедрена и используется автоматизированная библиотечная система Абис «Руслан» и электронная библиотека «ЛитРес. Школа».

АБИС «Руслан» обеспечивает автоматизацию всех основных процессов обработки литературы, комплектования фонда и обслуживания читателей. В системе «Руслан» зарегистрировано 882 читателя.

В электронной библиотеке «ЛитРес. Школа» зарегистрировано 1293 читателя, из них 1106 активных читателей, с книгами на руках – 1084 учащихся.

Учащиеся гимназии получают бесплатный доступ к электронным книгам из школьной программы. Главное достоинство системы - быстрое получение книг в любом месте, где есть Интернет, а также удобное чтение на любых устройствах: на компьютере, планшете, ноутбуке или смартфоне.

«Школьная библиотека» полезна и учителям, которые используют гаджеты в учебном процессе. Учащимся, в соответствии с возрастом, предоставляется доступ к литературным произведениям. Здорово, что можно выбирать, какую книгу читать - печатную или электронную.

ИБЦ позволяет грамотно сочетать лучшие старые формы библиотечной деятельности, обогатив их новыми возможностями. В ИБЦ гимназии созданы все необходимые условия для читателей. Все материалы можно найти на сайте гимназии Gimnaz139@mail.ru в разделе ИБЦ.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика