Вирцева Ирина Михайловна,
заведующая ИБЦ
МБОУ «Лицей №78 «Фарватер»
Приволжского района г.Казани
Миссия информационно - библиотечного центра (ИБЦ) МБОУ «Лицей №78 «Фарватер» г.Казани состоит в предоставление информации и идей, имеющих фундаментальное значение для успешной деятельности пользователей библиотеки, их социализации в современном мире, которая строится на информации и знаниях, информационном сопровождении личностного роста всех участников образовательного процесса.
Выступая самостоятельной образовательной структурой, ИБЦ лицея ставит перед собой следующие цели:
• формирование ИБЦ как важнейшего элемента современной информационно-образовательной среды лицея.
• создание условий для обеспечения всех участников образовательных отношений (обучающихся, педагогов, родителей) возможностью наиболее полного и быстрого доступа к информационным ресурсам.
• оказание организационно-методической помощи по использованию информационных поисковых систем.
В своей деятельности Информационно-библиотечный центр (далее ИБЦ) руководствуется Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка Лицея и положением об Информационно-библиотечном центре муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 78 «Фарватер» Приволжского района г. Казани.
Ведущими направлениями развития ИБЦ лицея являются:
• создание системы обслуживания, органично сочетающей традиционные и электронные технологии;
• организация пространства ИБЦ как места интеллектуального и эстетического развития личности.
• расширение возможностей для повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников;
• создание единой информационной сети (через Интернет);
• повышение эффективности обслуживания пользователей ИБЦ;
• внедрение современных технологий, инновационных проектов.
Объединение всех ресурсов, в том числе и Интернета, в ИБЦ даёт лицею возможность реально модернизировать образование.
Лицей №78 «Фарватер» с 2016 года является базовой площадкой по реализации государственной программы «Развитие образования в Российской Федерации» (ГПРО). В рамках реализации мероприятий ГПРО лицей стал инновационной площадкой по использованию автоматизированной библиотечной системы АБИС «РУСЛАН» и проекта «Лит.Рес:Школа».
Система АБИС «РУСЛАН» позволила обеспечить автоматизацию всех основных процессов обработки литературы (комплектование фонда и обслуживание читателей). Все читатели имеют электронный читательский билет, что позволяет выдавать и возвращать книги автоматически. Система внедрена и используется с января 2017 года. За этот период было обработано 1738 экз. (книги со штрих-кодом).
Проект «ЛитРес: Школа» является лидером по распространению электронной лицензированной продукции (книги, журналы, учебники). Данный ресурс позволил лицею выдавать учащимся электронные книги по системе «книгновыдача».
Плюсы проекта «ЛитРес: Школа»:
- вся литература выдается бесплатно;
- читателями могут быть учащиеся, их родители, работники лицея;
- выданные книги автоматически (после определённого времени) убираются и не подлежат возврату.
Внедрение в работу автоматизированной системы учёта библиотечного фонда позволило ускорить обслуживание читателей.
ИБЦ лицея укомплектована научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой. Ежегодное пополнение фонда библиотеки также осуществляется в рамках акции «Подари книге вторую жизнь». На сегодня эта цифра составляет около 1600 экз.
Одним из приоритетных направлений работы лицея является инклюзивное образование - «Дети должны учиться вместе!».
С 2008 года на базе лицея существуют специальные классы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА). В настоящее время наш лицей является Республиканским ресурсным центром инклюзивного образования.
ИБЦ, как структурное подразделение лицея, тоже переходит от уровня интеграции детей с ОВЗ в образовательную среду, в полную инклюзию. Все лицеисты, не зависимо от состояния здоровья и уровня подготовки, имеют электронные читательские билеты, доступ к проекту «Литрес.Школа», АБИС«РУСЛАН» и активно участвуют в разнообразных мероприятиях, проходивших на базе ИБЦ.
Вторым важным по значимости направлением является патриотическое воспитание. С 2012-2013 учебного года в лицеи функционируют 5 кадетских классов (с 5-9 кл.). ИБЦ должен не только сохранить, но и передать юному поколению то богатство, которое определяется словами «историческое наследие», научить дорожить им. В данном направлении стали традиционными следующие мероприятия:
- ежегодный конкурс «ЛУЧИК» (лучший читающий кадет);
- информационный стенд «Самое синее в мире..» ( ко Дню Черного моря);
- электронная выставка-путеводитель «Наши улицы - наши герои»;
- внеклассное мероприятие-путешествие в музей лицея «В тельняшки
одеты морские кадеты» (ко Дню подводника);
- конкурс видеороликов «Читаем стихи о войне».
Целенаправленная работа ИБЦ позволяет повысить качество образования и способствует успешности наших лицеистов, которые принимают активное участие в конкурсах, способствующих развитию читательской грамотности: они победители Республиканского конкурса «Читающая мама - читающая страна» (2019г., 2020г.), Всероссийского конкурса «Читаем Альберта Лиханова: книги о вере, надежде, любви»(2020г.)
Наша работа еще не закончена. В перспективе предполагается создать такие услуги сетевой библиотеки для пользователей, как:
ссылки на электронные версии:
? полных текстов документов, периодических изданий, полезных сайтов для образовательного процесса;
? материалов, разработанных преподавателями для обучающихся;
? материалов для проектной деятельности обучающихся;
? методических разработок и дидактические материалы уроков преподавателей для коллег,
? методических разработок библиотекарей для коллег,
? материалов и советов по вопросам образования для родителей,
? презентаций,
? а так же новости, фотогалереи, формы обратной связи и т. д.
Таким образом, информационно-образовательное пространство ИБЦ лицея является не только сферой постоянного обновления, а площадкой нового уровня информационных ресурсов и материально-технической базы, отвечающих потребностям современного образования.
«Оснащение библиотечно-информационного центра»
«Приобретение навыков ХХI века»
«Мы разные, и в этом наше счастье»
«Библиотечные переменки»
«Оснащение библиотечно-информационного центра»