Кружок как одна из форм организации внеурочной деятельности по русскому языку и литературе

Романова Наталья Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №98(русско-татарская)»
Вахитовского района г.Казани


Школа – это особый мир: мир творчества, познания, развития, внутреннего роста. Именно в школе ребенок делает свои первые шаги к успеху, выбирает свою дорогу в жизни. Поэтому важно найти подход к каждому ребенку, чтобы помочь ему раскрыться, научить не бояться ошибок, пробовать новое, стремиться идти вперед. Это достигается не только на уроках в школе, но и во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в рамках изучения предмета «Русский язык и литература» направлена на воспитание грамотных учащихся, свободно владеющих русским языком в его устной и письменной форме. В отличие от уроков внеклассная работа по русскому языку характеризуется многообразием форм и видов: кружок русского языка, элективные курсы, консультации, экскурсии, викторины, конкурсы, олимпиады, стенды, стенгазеты и др.

Кружок является самой эффективной формой внеурочной деятельности, так как его отличают систематичность работы, наличие плана, постоянный состав мотивированных участников.

В качестве примера хочу привести одно из занятий кружка «Юный журналист», на котором учащимися был создан один из разворотов газеты, приуроченной к 75-летию Великой Победы. В ходе занятия было реализовано несколько направлений внеурочной деятельности:

- познавательное – ребята научились создавать один из видов тематической заметки – блиц-портрет;

- духовно-нравственное – воспитание патриотизма и духовной связи с предками;

- художественно-эстетическое – оформление проектов.

Цель занятия – расширение представлений, обобщение знаний детей о роли средств массовой информации в жизни современного общества.

Данная цель реализовывалась через поэтапную деятельность по время занятия.

На 1 этапе – эмоционально-установочном – работа началась с обсуждения слов великого полководца Наполеона Бонапарта: «Я больше боюсь трех штыков, чем ста газет». Ребята пришли к выводу, что уже 200 лет назад Наполеон понимал, насколько важна роль газеты в жизни общества. Для создания нужного эмоционального настроя были использованы такие элементы, как костюм военного корреспондента у учителя, пилотки у детей, георгиевские ленточки.

На 2 этапе – подготовительном – перед участниками были поставлены задачи, которые они должны были решить в процессе дальнейшей деятельности: создать тематический разворот газеты, ответив на вопрос «Существовала ли культурная жизнь в нашей республике во время ВОВ?». Ребята на наглядном примере (на столах был приготовлен один из выпусков газеты «Республика Татарстан») познакомились с устройством газеты. Учащиеся работали в группе, использовались диалоговые формы работы.

На 3 этапе – деятельностном – ребята вспомнили основные правила создания тематической заметки, а также познакомились с особенностями создания одной из разновидностей заметки – блиц-портретом. На столах находились конверты с материалами для создания тематической заметки для каждой группы учащихся, которые должны были создать блиц – портрет своего героя (писателя, поэта, художника, актера, которые являлись выходцами из Татарстана, нашими соотечественниками, к сожалению, мало известными современному школьнику: Авзала Шамова, Хариса Якупова, Заки Нури и др.). Участники проводили небольшие исследования и конструировали свои ответы. Этот этап был направлен не только на познавательную деятельность, но и на формирование коммуникативных компетенций, поскольку ребятам приходилось учиться распределять обязанности при работе в группе. С целью создания эмоционального настроя и снятия психологической нагрузки звучала музыка.

На 4 этапе – эмоционально-рефлексивном – участники занятия смогли презентовать свои проекты и оценить проекты одноклассников. В результате получилась часть большего проекта (один из разворотов газеты - рубрика «Культура»), над которым ученики продолжат работать на следующих занятиях кружка.

Занятие носило патриотический характер, было посвящено 75-летию Великой Победы. И что немаловажно, учащиеся работали на материале, содержащем региональный компонент, и получили возможность больше узнать о героях Татарстана.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика