ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫМИ УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.(Из опыта работы учителей биологии)

Поликарпова Алина Александровна,
Галиева Алия Махмутовна
МАОУ «Гимназия №19» Приволжского района
E-mail: alina-larina@inbox.ru


Интеллектуальный потенциал нашего общества во многом определяется выявлением и дальнейшей работой с одаренными и высокомотивированными детьми. Данная работа ведётся с первого класса во всех школах.

Каждая общеобразовательная школа - школа фундаментальных знаний, до 7 класса закладывает основы всех предметных областей, которые будут развивать в дельнейшем специализированные и узконаправленные образовательные учреждения. От качественной работы учителя в школе зависит дальнейшая судьба каждого ученика: кто-то разовьет свои таланты, кто-то, наоборот, в поисках себя перестанет развиваться. Поэтому в определенный момент перед учителем встаёт вопрос, как мотивировать детей к обучению своего предмета и куда направлять их дальше? Какую модель обучения использовать? С чего начинать?

Каждый предмет специфичен и проблемы и пути их решения различны.

Для учителей биологии очень остро стоит вопрос работы с одарёнными детьми и мотивирование учеников к изучению данного предмета, так как для обучения необходимы знание и умения использовать большое количество быстро меняющейся информации. Новые открытия, особенности развития, эволюционные процессы рассматриваются учёными с разных сторон, и не у каждого учителя, не то что у ученика, есть возможность ознакомиться с ними, несмотря на это, каждое открытие заинтересовывает все больше ум ребенка. Сам же предмет - биология состоит из большого количества научных областей, которые для их качественного изучения должны разбираться с узконаправленными специалистами. В массовой школе учителя являются представителями общего профиля биологии, но даже при всех сложностях мы находим и мотивируем учеников для дальнейшего введения их в мир наук биологии: медицины, экологии, генетики, психологии и т.д.

Когда мы говорим о ведении одарённого или высокомотивированного ребенка, необходима постановка цели и формирование понимания процесса развития его способностей: учитель создает условия на уроке > ребенок «влюбляется» в изучаемый предмет > получает фундаментальные знания>расширяет области познания предмета >углубляется в конкретную область.

В современной системе образования есть возможность данный процесс разделить между образовательными учебными заведениями:

1) процесс, заключённый в работе по развитию способностей у любого ребенка, еще не мотивированного, не выделяющего при изучении предмета себя среди своих сверстников.

Основной работой в этом направлении становится именно мотивирование детей к собственному развитию и к стремлению получить фундаментальные знания в условиях, которые создаёт учитель. Фактически мы говорим о своеобразном «производстве» одаренных детей. За это поистине сложный процесс отвечает основная (массовая) школа, в основном до 7 класса.

2) процесс, заключённый в работе с одаренными детьми, которые требуют специальной подготовки («высокомотивированные дети»).

Основной работой в этом направлении становится углубление конкретных областей научного познания. Эта более простая задача, целенаправленно ложится на плечи специализированных школ и лицеев, в массовых школах формируются специализированные классы для продолжения работы.

За каждый сегмент работы в большей степени отвечает определенная категория образовательных учреждений. Наша же гимназия совмещает оба процесса, так как за основу работы мы берём пример Юго-Азиатских школ (Китая, Сингапура и Кореи), где происходит постоянное горизонтальное изменение составов классов на основе мотивационных потребностей учеников.И учебная программа гимназии выстроена таким образом, что даёт возможность совмещать в одном образовательном учреждении все процессы формирования одарённой («высокомотивированной») личности.

Работа по поиску и мотивации учеников к биологии и экологии начинается ещё с начальной школы, пропедевтическим внеурочным курсом «Юный натуралист». На данном курсе ученики изучают биологические объекты и явления параллельно основной программе окружающего мира. Программа самого курса построена на углублении знаний с использованием лабораторных практикумов и проектной деятельности. Получение новых знаний происходит только с помощью игровых технологий, так как ведущей деятельностью данной возрастной категории является игра. В результате мы получаем мотивированных на дальнейшее углубленное изучение предмета, не утомленных от энциклопедических знаний детей с качественными базовыми знаниями, потому что в основном они получают их, опытным путём или через игру.

После перехода в 5 класс происходит переформировывание классов с учетом проявленных способностей в области гуманитарных или естественно – научных профилей. По предмету биология все ученики проходят через вводную работу, по которой можно судить о том, присуще ли ребенку при выполнении заданий биолого-экологическая логика и понимание вопросов, либо доминируют абстрактные ответы. Данные работы не оцениваются, но каждый ученик отмечается учителем для дальнейшей углублённой работы и ранжирования всех работ с учётом специфики развития учеников в классе. На уроках уделяется особое внимание развитию критического мышления детей, что формирует в них умение работать с полученной информацией.

Основная работа по ведению высокомотивированных учеников начинается с середины 6 класса (3 четверть). В это время дети уже более подготовлены - имеют определенную базу знаний по предмету биология (разделы ботаники и экологии). Для мотивированных детей открывается возможность посещения школьных курсов по биологии и экологии. Изучение материала происходит на лекциях, лабораторных и практических работах, которые выходят за рамки школьного курса. Все темы изучаются оторвано от школьной программы, обращается большее внимание на новейшие открытия в мире биологии и экологии.

Помимо лекций, практикумов раз в четверть ребята собираются для просмотра научных фильмов и обсуждения их с учителями. Подобные мероприятия позволяют нам, как учителям, психологически быть ближе к детям и понимать, насколько сильно они увлечены предметом и нет ли у них «перегруза», который может в дальнейшем привести к нежеланию заниматься и развиваться.

Особое внимание нужно обратить на то, что все занятия проходят одновременно для детей разной возрастной категории, что позволяет старшему поколению повторить азы предмета, а младшим увидеть многогранность науки биологии. Под пристальным вниманием учителей ученики 6-7 классов всегда получают помощь и поддержку от старшеклассников, ведь ни один учитель не сможет так понять ученика, как это сможет сделать его сверстник или друг, который прошел такой же путь.

Таким образом, дети получают на уроках базовые знания, на курсах - углубленные, на видео часах - огромное количество примеров, которые смогут использовать при решении олимпиадных заданий, а уже детальное изучение узких областей биологии и экологии происходит 1 раз в неделю с профессорами Российской Академии наук. Данная возможность представляется в рамках проекта «создания базовых школ РАН», где на первом этапе учитель- предметник является основным источником знаний, «активизатором» талантов и познавательной активности ребенка, а при подключении к работе узких специалистов, учитель выступает в роле тьютора для учеников.

Вне зависимости от специалистов, которые дополняют образовательный процесс, учитель - предметник остается главным звеном в процессе развития ребенка. А это требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от привычных форм обучения или вчерашних находок и внимательности к каждому ребенку, ведь, возможно он – будущий Павлов, Дарвин, Бэр или Крик.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика