Позднякова Лариса Геннадьевна,
директор МБОУ «Гимназия №21»
Приволжского района г.Казани
В основе образовательной политики современной России лежит идея толерантности, многокультурности современного общества. Стратегия развития российской школы направлена на формирование духовно богатой, нравственной, образованной и творческой личности, на продолжение национальных традиций.
МБОУ «Гимназия №21» имеет статус гуманитарной гимназии с русским этнокультурным компонентом. Этнокультурный компонент включает в себя все то, что направлено на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры. Использование традиций и обычаев в процессе обучения позволяет оказать влияние на социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие учащихся.
Наша гимназия реализует следующие пути введения этнокультурного компонента в воспитательно-образовательный процесс школьников:
• Введение в образовательный процесс интегрированных уроков (русский язык - обществознание, литература – история и т.д.)
• Введение этнокультурной составляющей в программы внеурочной деятельности. В гимназии функционирует музей, дети занимаются в театральной студии «Ерашок». Воспитанию ценностного отношения к культурно-историческому наследию русского народа способствует и ежегодное участие в городском конкурсе «Добрый Молодец» и «Красна Девица».
• Проведение ежегодного фестиваля «Жемчужина русской словесности», который включает в себя проектно-исследовательскую, историко-краеведческую деятельность.
«Жемчужина русской словесности» - уникальный проект, который объединяет всех учащихся, учителей-предметников. Конкурс проводится с целью развития и популяризации художественного творчества, активизации познавательной деятельности учеников, привлечения внимания к русской словесности. Каждый год конкурс посвящается одному автору или конкретному произведению. Учащиеся вместе с педагогами и родителями выполняют самые разнообразные задания: рисуют плакаты, стенгазеты, афиши, делают поделки, занимаются проектно-исследовательской деятельностью, инсценируют произведения на разных языках. Несмотря на то, что конкурс литературный, ни одна предметная область не остается в стороне: учащиеся с интересом выполняют проектные работы в рамках заданной темы по разным предметам. Например, «Какая рыбка самая золотая?» (биология), «Карта местности» (география) – вот только некоторые работы, которые выполнялись в рамках конкурса, посвященного 185-летию выхода в свет сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Дать достойное образование каждому ученику – одна из приоритетных задач МБОУ «Гимназия №21». В гимназии ведется активная работа с учащимися, имеющими высокий уровень мотивации, которая осуществляется на индивидуально-групповых занятиях, а также индивидуальных консультациях; целенаправленно ведется подготовка к районным, городским, республиканским, международным конкурсам, олимпиадам, викторинам, конференциям. Как результат, учащиеся гимназии Синельников Ростислав и Ильина Софья, заняли призовые места в заключительном этапе городского конкурса «Добрый молодец и Красна девица». Хорошие результаты показывают наши учащиеся и на НПК «Ломоносовские чтения», «Мир науки», НПК им. Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского (имеются дипломы 1,2, 3 степени). В 2019-2020 учебном году команда учащихся гимназии заняла 2 место во Всероссийском конкурсе театральных постановок, посвященном творчеству А. Н. Островского.
Государственная итоговая аттестация – серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к ГИА – это всегда ответственный процесс и важнейшее направление в работе каждого учителя. От того, насколько грамотно будет построен процесс подготовки, зависит результат ГИА. Наши выпускники всегда показывают высокие результаты ОГЭ и ЕГЭ (средний балл ЕГЭ-70, средняя оценка ОГЭ-4,0)
Разнообразные активные формы познавательной деятельности позволяют отработать такие педагогические цели, как понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Без сомнения, у каждого учителя свои пути достижения цели. Процесс подготовки к экзаменам – это длительный, трудный процесс. Начинать работу нужно уже в 5 классе. Диагностические работы, изучение психологии ребенка, его темперамента, мышления позволяют построить эффективную индивидуальную и групповую работу:
Каждый урок русского языка должен вызывать у учащихся интерес. Поэтому большое значение имеет собранный языковой материал, степень его трудности. Это могут быть различные творческие диктанты со вставкой слов, с заменами, комментариями или объяснениями; «Задания на засыпку», в которых максимально усложняется материал (большая насыщенность орфограмм, пунктограмм, лексических и грамматических явлений), позволяют учащимся совершенствовать свои знания и умения.
Конечно же, каждый учитель русского языка и литературы, опираясь на инновационные технологии, успешно применяет следующие приемы:
• мозговая атака
• групповая дискуссия
• чтение с остановкам и вопросы Блума
• кластеры
• синквейн
• эссе
• медиапроекты
• исследование текста
• работа с тестами
• нетрадиционные формы домашнего задания
Чтение с остановками и вопросы Блума – это прием, который очень эффективен при подготовке к итоговому сочинению в 11 классе. Текст должен быть подобран интересный, событийный, с неожиданной развязкой, проблемным финалом.
1. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.
2. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.
Эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на том или ином этапе.
Системная подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку невозможна без постоянной, вдумчивой, целенаправленной работы. Учитель и ученик выступают здесь союзниками, т.к. каждый заинтересован в успехе, а «Старание и труд к счастью ведут!»