Обновление вопросов профориентации на уроках технологии на основе анализа мониторинговых исследований НИКО

Илюшина Гульсина Алимбековна,
заместитель директора по УР,
Мельникова Наталия Сергеевна,
методист по профориентационной работе
МБОУ «Школа №98» Вахитовского района г.Казани


В настоящее время в Российской Федерации создана разноаспектная система оценки качества образования, в том числе ? национальные исследования оценки качества образования (НИКО).

В Республике Татарстан в НИКО по учебному предмету «Технология» участвовали 11 школ из следующих муниципальных районов (Альметьевского, Бугульминского, Буинского, Кайбицкого, Муслюмовского, Пестречинского, Чистопольского, Ново - Савиновского района, Приволжского района, Кировского района нашего г. Казани). Анализ результатов показал, что обучающиеся 8- классов лучше всего справились с заданием, которое было направлено на проверку результатов обучения - уяснение социальных и экологических последствий развития технологий. Они должны были описать преимущества и минусы использования современных технологий в жизненных ситуациях. Также хорошо восьмиклассники справились с заданием, в котором необходимо было решить задачу уборки изображенного помещения по фотографии (указать необходимые средства и приборы, описать технологию, указать правила безопасности). Самый низкий средний процент по РТ у задания, в котором необходимо было охарактеризовать профессии будущего. С ним справились только 10% восьмиклассников РТ.

Современному работнику необходимы не только профессиональные знания и навыки, но и «надпрофессиональные» качества, дающие возможность эффективно выполнять трудовые функции в условиях постоянно изменяющейся производственной ситуации. С заданием на проверку осведомленности обучающихся о «надпрофессиональных» качествах справились 25% учащихся. Большинство восьмиклассников не имеют представлений о востребованных «надпрофессиональных» качествах современного работника.

Выполнение практических работ выявило непонимание восьмиклассниками требований, которые предъявляются к современному работнику работодателем и современным производством, а также отсутствие знаний о компетенциях XXI века, которые востребованы сегодня и будут востребованы с каждым годом все больше.

Сейчас, как никогда, важно приблизить содержание учебного предмета "технология" к реалиям современного рынка труда, что позволит эффективно проводить профориентацию обучающихся. Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, предусматривает знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентацию обучающихся на деятельность в различных социальных сферах, введение в мир профессий, включая профессии будущего.

Мир профессий меняется ежегодно, появляются новые технологии во всех отраслях промышленности. Для работы по новым технологиям необходимы специалисты, знающие языки, умеющие пользоваться ИТ. На уроках технологии в образовательных учреждениях знакомство с миром профессий происходит при изучении каждой темы, но это, зачастую, профессии сегодняшнего дня. Порой это профессии уходящие, или уже ушедшие с рынка труда. Актуальным становится высказывание: «Сегодня мы готовим учеников к профессиям, которые пока не существуют, и к использованию технологий, которые еще не изобретены, чтобы решить проблемы, которые мы даже не считаем проблемами». На уроках технологии мы знакомим учащихся с основными профессиональными качествами, знаниями, умениями и навыками, которыми должны обладать носители профессии. Но существуют надпрофессиональные качества, с которыми учащиеся не знакомы. Это, так называемые Softskils, или гибкие навыки.

Softskills – это универсальные навыки, не связанные с определённой профессией или специальностью. Они отражают личные качества человека: его умение общаться с людьми, эффективно организовывать своё время, творчески, нестандартно мыслить, принимать решения и брать на себя ответственность, работать в команде. Сегодня гибкие навыки нужны в любой отрасли, чтобы быть востребованным на рынке труда как профессионал.

Профессиональные или технические навыки – Hardskills – это, так называемые, жёсткие навыки. Обучающиеся получают их в процессе обучения и оттачивают, применяя на уроках технологии, участвуя в «профессиональных пробах». Жёсткие навыки поддаются довольно точному измерению: можно определить и указать свой уровень английского, степень владения той или иной программой, опыт вождения.

В современном мире гибкие навыки необходимы для достижения профессионального и личного успеха. Они считаются критически важными при трудоустройстве, обеспечивают быстрое построение карьеры и высокий заработок.

В 2016 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе были сформулированы десять гибких навыков будущего, которые понадобятся специалисту в любой профессии:

• Умение решать комплексные задачи

• Критическое мышление

• Творческое мышление

• Умение управлять людьми

• Умение работать в команде

• Способность распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими

• Умение формировать суждения и принимать решения

• Клиентоориентированность

• Ведение переговоров

• Переключение с одной задачи на другую

Атлас новых профессий (http://atlas 100.ru/future/) предлагает перечень новейших профессий, которые появятся на рынке труда после 2020 года. В нем указываются профессиональные и надпрофессиональные качества представителей некоторых профессий. В большинстве своем надпрофессиональные качества совпадают во многих современных и новейших профессиях, и с ними необходимо знакомить обучающихся на уроках технологии, указывая на необходимость формирования данных навыков у себя.

Каков же перечень профессий и надрофессиональных качеств и навыков, необходимых носителям той или иной профессии.

Системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними. В том числе системная инженерия). Эти качества необходимы в профессиях: ИТ- медик, архитектор медоборудования, специалист по модернизации строительных технологий, проектировщик инфраструктуры «Умного дома», прораб – вотчер, аудитор комплексной безопасности в промышленности, дистанционный координатор безопасности, проектировщик личной безопасности, инженер производства малой авиации, аналитик эксплуатационных данных, проектировщик интерфейсов беспилотной авиации, личный тьютор по эстетическому развитию, координатор образовательной онлайн-платформы, ментор стартапов, игромастер и др.

Мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах) – в профессиях: ИТ-медик, Биоэтик, Проектировщик интерфейсов беспилотной авиации, Куратор коллективного творчества, Личный тьютор по эстетическому развитию,Science– художник, Координатор образовательной онлайн-платформы, Ментор стартапов, Игромастер, Игромастер, Консьерж робототехники, Режиссер индивидуальных туров, Дизайнер виртуальных миров, Дизайнер эмоций, Дизайнер носимых энергоустройств и др.

Программирование ИТ решений, управление сложными автоматизированными комплексами, работа с искусственным интеллектом в профессиях: Дизайнер носимых энергоустройств, Метеоэнергетик, Специалист по локальным системам энергоснабжения, Дизайнер виртуальных миров, Дизайнер эмоций, Архитектор территорий, Консьерж робототехники, Координатор образовательной онлайн-платформы, Ментор стартапов, Инженер производства малой авиации, Аналитик эксплуатационных данных, Проектировщик интерфейсов беспилотной авиации, Аудитор комплексной безопасности в промышленности, Дистанционный координатор безопасности, Проектировщик личной безопасности, Проектировщик инфраструктуры «Умного дома», Прораб – вотчер, ИТ-медик, Архитектор медоборудования и др.

Клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя – в профессиях: Архитектор медоборудования и Биоэтик, Проектировщик инфраструктуры «Умного дома», Проектировщик интерфейсов беспилотной авиации, Личный тьютор по эстетическому развитию, Архитектор территорий, Режиссер индивидуальных туров, Консьерж робототехники, Дизайнер виртуальных миров, Продюсер смыслового поля, Дизайнер эмоций, Дизайнер носимых энергоустройств и др.

Навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях) в профессиях: Архитектор медоборудования, Специалист по модернизации строительных технологий, Проектировщик инфраструктуры «Умного дома», Прораб –вотчер, Куратор коллективного творчества, Личный тьютор по эстетическому развитию, Science – художник, Координатор образовательной онлайн-платформы, Ментор стартапов, Игромастер, Архитектор территорий, Продюсер смыслового поля, Дизайнер носимых энергоустройств, Метеоэнергетик, Специалист по локальным системам энергоснабжения и др.

Умение управлять проектами и процессами в профессиях -Куратор коллективного творчества, Science– художник, Специалист по локальным системам энергоснабжения, Консьерж робототехники, Координатор образовательной онлайн-платформы, Ментор стартапов и др.

Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем) в профессиях: Аудитор комплексной безопасности в промышленности, Дистанционный координатор безопасности, Проектировщик личной безопасности, Биоэтик и др..

Способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса в профессиях: Куратор коллективного творчества, Science– художник, Дизайнер носимых энергоустройств, Дизайнер носимых энергоустройств, Дизайнер виртуальных миров, Архитектор территорий Режиссер индивидуальных туров, Игромастер и др.

Представленный перечень профессий охватывает малую часть профессий из некоторых отраслей промышленности, таких как: образование, медицина, культура и искусство, строительство, безопасность, авиация, энергетика, туризм, медиа и развлечения. Мы привели примеры профессий, которые только появятся на рынке труда после 2021 года, или уже появились, но совсем недавно.

Как видно, чтобы освоить эти профессии и стать востребованными специалистами, необходима кропотливая работа над собой по формированию перечисленных выше надпрофессиональных качеств и навыков. С этой задачей должны справиться учителя, ученики и семья. Только совместными усилиями можно подготовиться к новейшим профессиям будущего, которое наступит уже завтра, или наступило вчера.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика