Акмеологический подход как инструментарий учителя–наставника

Илюшина Гульсина Алимбековна,
заместитель директора по УР
МБОУ «Школа №98» Вахитовского района, г.Казань


Согласно ФГОС нового поколения главная задача школы - не просто очертить определенный круг предметных знаний и обеспечить его освоение на доступном уровне, но и формировать креативные качества личности, умение работать в команде, развивать проектное и аналитическое мышление, способность к саморазвитию, что обеспечит успешность личностного и профессионального роста, гражданского и культурного становления личности. Основные задачи образования сегодня – развитие способности к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Задача учителя-наставника сориентировать ученика именно в тех областях, где он ищет ответы на вопросы. Для реализации этой стратегии педагог– наставник может выступать в разных ролях, являясь источником знаний, поддержки и направления, советчиком, коучем, примером для подражания, консультантом, проводником. Поэтому важным направлением в педагогической деятельности учителя является внедрение современных технологий, в том числе технологий успешной реализации творческого потенциала.

Творчество – это одна из основных категорий, которая характеризует взаимосвязь акмеологии с другими науками. Определяющими основами и понятиями для этой науки выделяются: мастерство, развитие, способности, креативность, совершенство, эвристика, рефлексика, сознание, личность, индивидуальность. Технологии, используемые в акмеологии направлены на развитие внутреннего потенциала. Объектом технологизации становятся личностные зоны развития человека. Такой подход как нельзя лучше подходит и к проектно- исследовательской деятельности учащихся.

При выполнении проектных работ на уроках технологии, при решении конкретной проблемы исследования важно заранее показывать образ запланированного результата, т.е. определять «вершину». И на каждом этапе работы над проектами создавать условия достижения этой «вершины», используя внутренний потенциал, адаптационную возможность ребенка.

Необходимость акмеологического подхода и наставничества в учебно-воспитательном, управленческом процессе общеобразовательной школы очевидна, поскольку общество ожидает от школы, что наши выпускники будут коммуникабельными, креативными, самостоятельно мыслящими. Несмотря на недостаточную разработанность методологического и понятийного аппарата акмеологии, акмеологические принципы, ставшие составной частью УВП, позволяют предложить всем участникам образовательного процесса новую модель взаимодействия и конечного результата деятельности обучаемого.

Каков же механизм АКМЕ? Учитель –наставник опирается в работе на 5 измерений (по ним можно определить степень готовности АКМЕ):

1) Опыт ценностей. Другими словами выявляем освоенные ценности ребенка. Что для него ценно, чем он руководствуется в своих действиях и поступках.

2) Опыт привычной активности. Определяем насколько широка самостоятельность у ребенка, какими наработанными действиями он располагает.

3) Операционный опыт. Выявляем опыт конкретных умений.

4) Опыт рефлексии. Учим смотреть на себя со стороны. Оценивать и анализировать свои действия.

5) Опыт сотрудничества.

Всем учащимся учитель-наставник показывает важность стремления к высшим достижениям, вселяет уверенность, готовность к действию, готовность к успеху. И сразу богатейший ресурс ребенка превращается в акмеологический фактор успешности. У ребенка формируется позитивная «Я –концепция», адекватная самооценка, мотивация достижений. Появляется потребность в творчестве и созидании, самореализации на основе собственных достижений.

В чем же суть такого подхода? В образовании, целостном развитии наших детей акмеология выступает как теоретико- методологический подход, который предусматривает достижение более высокого качества обучения и также тесное сотрудничество и сотворчество педагогов и учащихся. Акмеологический подход предполагает наличие психолого-педагогического сопровождения и создания условий для мотивации успеха, стремления к творчеству и высоким результатам. Образовательное учреждение, где учителя выстраивают работу на основе акмеологического подхода, это школа, где создаются условия для становления и развития у всех учеников представления об успехе, высоких достижениях. В такой школе ученики развиваются как самобытные и неповторимые личности, раскрываются их творческие способности, формируется умение строить отношения в коллективе, социуме. И учитель является таким наставником, на опыт которого ребенок может и хочет опираться. При этом наставническая методология может и должна применяться в отношении всех обучающихся.

В условиях сетевой формы реализации образовательных программ нашу школу посещают ежегодно более 1600 учащихся из образовательных учреждений Вахитовского района. Договор о сетевом взаимодействии определяет условия реализации учебного предмета «Технология».

Учащиеся 5-8 классов посещают уроки технологии по утвержденному расписанию согласно учебному плану. Раздел «Проект» входит в программу по предмету «Технология». Программой предусмотрено выполнение проектных работ во всех классах, всеми учащимися. Метод учебного проекта позволяет учителю объединить и успешно решить различные учебные задачи в пределах образовательной области «Технология». Очень важно, чтобы каждый ученик при выполнении проекта реализовал свои возможности, проявил свои знания, способности и раскрыл творческий потенциал. Задача же учителя включить школьников в моделирование творческой деятельности, добиться результатов. По тематике и сложности выполняемые проекты разнообразны: индивидуальные и коллективные; материальные - видеофильм, альбом, изделие; социальные и др. В работе над проектами, при подготовке учащихся к конкурсам, смотрам, выставкам наши учителя успешно вовлекают каждого ученика в практико-ориентированную, созидательную деятельность.

Большое внимание при выполнении проектов наши учителя обращают на достижении высоких результатов, раскрытие творческого потенциала каждого ученика. В работе используются индивидуальный и дифференцированный подход.

Учащиеся с готовыми разработанными и выполненными проектами принимают активное участие и различных конкурсах и неизменно занимают призовые места и становятся победителями.

Важно, чтобы у наших учеников возникло желание самосовершенствоваться через образование, обучение, «быть в полном цвете» на ступени своего развития. А учитель должен содействовать достижению высот, на которые может подняться каждый.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика