Из практики работы по военно-патриотическому воспитанию обучающихся

Перванаева Ирина Владимировна,
директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №41»
Вахитовского района г.Казани


Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Создание системы военно-патриотической работы в МБОУ «СОШ №41» Вахитовского района г.Казани предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленные на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества. Система военно-патриотической работы в школе (рис.1) включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.

Рис.1 Система военно-патриотической работы в школе

Основной целью, которую ставит в процессе своей деятельности школа, является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания подрастающего поколения.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

- совершенствование нормативно-правового, методического и информационного обеспечения функционирования системы гражданско-патриотического воспитания обучающихся;

- внедрение в процесс гражданско-патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы;

- формирование позитивного отношения обучающихся к военной службе;

- развитие материально-технической базы патриотического воспитания в школе.

Военно-патриотическое воспитание в нашей школе проводится по таким направлениям:

- Работа школьного музея (сбор материала, экскурсии)

- Участие в районном конкурсе музеев и комнат боевой славы

- Страничка истории в каждом выпуске школьной газеты «ШАГ»

- Участие в митингах, посвящённых основным памятным датам, Дню Победы: возложение гирлянд, поздравление ветеранов, выступление учащихся на митинге

- Уроки мужества, встречи с ветеранами, героями ВОВ и РФ, встречи с ветеранами социалистического труда, детьми войны, инвалидами и ветеранами локальных войн и др.

- День памяти 6-ой роты, минута молчания, просмотр видеороликов

- Экскурсии в в музеи города и республики ( в течение года)

- Участие в акции «Подарок солдату» (поздравление выпускников школы, служащих в армии)

- Встречи четырёх поколений : ветераны, бывшие офицеры, военно-служащие и ученики.

- Конкурс поздравительных открыток ветеранам

- Акция «Ветеран в твоём доме» (встречи, сбор материалов, помощь)

- Проведение урока «Содружество независимых государств»

- Классные часы по патриотическому воспитанию

- Шефство над памятниками и братскими захоронениями (парк Горького, парк Победы, Арское кладбище)

- Проведение единого урока «Знамя Победы»

- Участие во Всероссийском конкурсе ко Дню Победы

- Участие в конкурсе сочинений, рисунков, фотографий, посвящённых Дню Победы

- Проведение игры «Зарница»

- Встречи с воинами – афганцами

- Выступление перед жителями города с отчётным концертом

- Шефство над учителями-ветеранами

- Проведение конкурсов ко Дню Защитника Отечества среди 5-11 классов

- Проведение классных часов «Символы России»

- Проведение единого урока, посвящённого снятию Блокады

- Проведение недели «Музей и дети»

- Проведение недели истории

- Походы по родному краю

Ведущую роль в патриотическом воспитании наших учащихся играет школьный Музей Истории школы, где учащиеся совместно с руководителем музея:

1. Собирают материал об учителях, работавших в школе, участников военных событий 1941-1945 гг.;

2. Собирают материал о выпускниках, служивших в Афганистане и Чечне;

3. Проводят экскурсии для учащихся и учителей школы, района и города;

В Музее проводятся уроки Мужества, уроки, посвященные истории Гражданской и Великой Отечественной войн для учащихся школы, афганской и чеченской войнам. В Музее есть постоянно действующий экскурсовод, которые выступает перед учащимися и гостями школы и проводят экскурсии по экспозициям Музея. Большое влияние на патриотическое воспитание оказывает и Национальный музей РТ, с которым мы поддерживаем постоянную связь. Учащиеся в течение года неоднократно посещают экспозиции Национального музея.

Проблема патриотического воспитания в последнее время стала одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составной части целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Особо стоит отметить направление "Я и моё Отечество", предполагающее формирование гражданского отношения к Отечеству. С этой целью проводились Фестиваль творчества, посвящённый Дню Победы, операция "Забота", встречи с участниками Великой Отечественной войны, участниками локальных конфликтов, военнослужащими Российской Армии, войнами-афганцами, военно-спортивные соревнования для 10-11 классов.

Проводится неделя благотворительности к 4 февраля, 23 февраля, и 9 Мая:

1. Учащиеся школы поздравляют ветеранов, оказывают им шефскую помощь

2. Учащиеся 10-11 классов пишут письма солдатам с поздравлениями и пожеланиями успешной службы, проходят встречи с выпускниками школы, служащими в армии

Формирование патриота начинается в начальной школе: проводятся конкурсы рисунков, викторины, военно-спортивные игры, культурно-массовые мероприятия, посвященные вооруженным силам Российской Федерации.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание молодежи в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Оно направленно на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. С 2020 года в школе открыты кадетские классы по направлениям «Морские пехотинцы», «Десантники», «Танкисты» (4, 6 и 10 классы).

Основная цель деятельности кадетского класса - интеллектуальное, культурное, нравственное и физическое развитие кадет, их адаптация к жизни в обществе, формирование высокого патриотического сознания, создание основы для дальнейшего освоения профессиональных образовательных программ, направленных на подготовку к служению Отечеству, продолжение обучения в ВУЗах Министерства обороны РФ и других силовых ведомств.

В основу формирования модели военно-патриотического воспитания в кадетском классе положена организация государственной системы патриотического воспитания, которая направлена на формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма; трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье - всему тому, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе «Об образовании в РФ».

В 2016 году в школе создан юнармейский отряд «Наследники Победы». Юнармия позволяет ребятам увидеть и понять то главное, что действительно важно в этом возрасте: любовь к Родине, любовь к своей семье, творческая самореализация, добровольчество, осознанный выбор профессии. Юнармейцы школы становятся и наставниками тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Наш проект "Юнармия. Наставничество" дает возможность юнармейцам стать друзьями для детей-сирот и "трудных" подростков. Помочь ребятам в трудной жизненной ситуации социализироваться, найти настоящих друзей и свой путь. В феврале 2020 году Юнармейскому отряду школы присвоено имя Марата Казея. В октябре 2020 года пополнили ряды юнармейского движения и приняли юнармейскую присягу 65 учащихся школы.

Школа активно сотрудничает с организациями города:

1. Совет ветеранов Вахитовского района г.Казани.

2. Казанское высшее танковое командное Краснознаменное училище

3. Общероссийская общественная организация инвалидов войны в Афганистане и военной травмы

4. Национальный архив города Казани

5. Национальная библиотека

6. Национальный музей РТ

7. Штаб Юнармии РТ

8. Военный комиссариат РТ

9. Союз пограничников РТ

10. Союз десантников РТ

11. Морское собрание РТ

12. ДОСААФ РТ

13. Казанский союз казачества и др.

Большую помощь в подготовке мероприятий по военно-патриотическому воспитанию оказывают классные руководители, офицеры-воспитатели, учитель ОБЖ, учителя физического воспитания, учителя истории, руководитель школьного музея, а также родители.

За успехи в военно-патриотическом воспитании педагогический коллектив школы неоднократно был награжден Почетными грамотами Управления образования, администрации города, Совета ветеранов Вахитовского района.

Результатом системной работы по патриотическому воспитанию обучающихся является рост количества выпускников выразивших желание служить в армии и готовых связать свою жизнь с вооруженными войсками Российской Федерации.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика