Цифровые образовательные технологии в образовании – как ответ на вызовы времени

Кондрашкин Михаил Викторович,
Поляков Владимир Николаевич,
учителя технологии,
МБОУ «Школа №98»
Вахитовского района г.Казани


Развитие информационных технологий, их распространение и использо-вание обеспечивает новое качество жизни. Затрагивая тему значимости раз-вития цифровых навыков и цифровых информационных технологий нельзя обойти сферу образования, особенно в свете Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Россий-ской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. Совершенствование основных направлений модернизации образовательной сферы повлекло за собой переосмысление педагогического опыта, необходи-мость изменения образовательных инструментов в своей деятельности с це-лью развития познавательного интереса у учащихся, понимание того, что в современных условиях некоторых знаний становится недостаточно.

Несомненно, решить данные задачи весьма затруднительно, опираясь лишь на традиционные методы обучения предмету. В связи с этим одним из эффективных средств развития познавательного интереса у учащихся явля-ются информационно- коммуникационные технологии.

Цифровой образовательный ресурс-это информационный ресурс, хра-нимый и передаваемый в цифровой форме. Подключение всех Российских школ к интернету в рамках национального проекта “Образование” сделало образовательные Интернет - ресурсы доступными для всех образовательных учреждений.

В условиях развития цифровых технологий огромное значение приоб-ретают так называемая цифровая грамотность и цифровые навыки, которые характеризуют умение человека использовать определенные знания и ин-формационные технологии на практике. Цифровой навык определяется - как способность человека обеспечить осуществление какой- либо деятельности.

Современный учитель должен уметь не только использовать уже рас-пространенные текстовые и другие редакторы, создавать электронные пре-зентации для подачи информации учащимся, но и уметь пользоваться новы-ми средствами обработки информации. Таким образом, с помощью цифро-вых технологий преподавателям намного проще будет преподносить учеб-ный материал, что влечет за собой возможность значительного расширения обучения.

Мультимедийные ресурсы являются наиболее эффективными электрон-ными образовательными ресурсами. Удобство данного вида ресурса заклю-чается в том, что учебная информация может быть представлена различными способами: с помощью текста, графиков, фото, видео, звука и анимации. Ис-ходя из вышеизложенного, мы видим, что данный ресурс использует все ви-ды восприятия, соответственно закладываются все виды мышления и практи-ческой деятельности ребенка.

Процесс подачи информации ученикам посредством использования ин-формационных технологий позволяет сделать этот процесс увлекательным за счет новизны такой формы работы , также сделать его ярким и разнообраз-ным по форме за счет использования мультимедийных файлов; индивидуа-лизировать процесс обучения за счет заданий различных уровней, за счет усвоения материала в индивидуальной форме.

К достоинствам информационных технологий в образовании можно от-нести следующее:

- использование удобного способа восприятия информации ввиду инди-видуальности каждого ученика, что впоследствии формирует положительные учебные представления;

- раскрепощение учащихся при ответе на вопросы;

- совершенствование своей деятельности благодаря обратной связи, что, впоследствии, ведет к улучшению навыков самоконтроля;

- проведение самостоятельных исследовательских работ (создание про-ектных работ, моделирование, составление презентаций), что развивает у школьников творческую деятельность.

Для проверки правильности выполнения домашнего задания учащимися целесообразно использовать презентации, поскольку много времени уходит на воспроизведение графиков и чертежей на доске, объяснение тех заданий, которые вызвали затруднения.

Иными словами, цифровые образовательные технологии подразумевают самостоятельное изучение материала. Учитель в данном случае выступает как наставник, помощник, который объяснит непонятные вопросы в случае необходимости.

Основные достоинства цифровизации:

- самостоятельность, т.к. цифровые навыки подразумевают самостоя-тельную работу, у ребенка с детства появится стремление к знаниям. Ученик добьется больших успехов без излишнего попечения учителя;

- отсутствие книг и тетрадей. Значительное место в портфелях школьни-ков занимают тетради и учебники, что в конечном итоге оказывает сильную нагрузку на позвоночник. Цифровое образование дает возможность изба-виться от бумажной волокиты: компьютер вмещает в себя все учебники, а планшет вполне может заменить рабочие тетради;

- экономия; речь идёт о канцелярских принадлежностях, в то время как электронные гаджеты и компьютеры требуют замены лишь в случае полом-ки;

- упрощение работы учителя; в цифровом образовании педагог высту-пает больше в роли помощника, он задает направление, по которому дви-жутся ученики. Они способны самостоятельно осуществить поиск знаний благодаря цифровым навыкам;

- шаг в будущее подразумевает собой быструю адаптацию в новом, по-стоянно развивающемся мире технологий, поможет лучше ориентировать в будущем в сфере информационных технологий.

Наряду с преимуществами цифровых технологий выстраивается целый список недостатков современной информационной образовательной системы. В данном случае можем назвать риск отрицательного результата. Данная си-стема применяется впервые, у нас нет практики и, соответственно, сравнивать нам тоже не с чем. Мы не можем с абсолютной уверенностью утверждать об эффективности данной инновации.

Отсутствие творчества. Информационные технологии не дают возмож-ности проявить себя. Электронные фрагменты несут в себе характер, лишен-ный эмоциональности. Учеными было доказано, что цветовое оформление и создание заметок в тетради помогает лучше запомнить информацию, что в свою очередь развивает творческие способности, а сухие электронные фраг-менты лишь вызывают привыкание к скучному повествованию, от чего стра-дает детское творчество.

Ослабление умственных способностей. Данное явление мы можем наблюдать уже сейчас, ведь для поиска интересующего вопроса достаточно зайти в интернет и получить необходимые сведения. В современном мире информационных технологий у человека нет необходимости размышлять самостоятельно, за него все сделает всемирная сеть, что в свою очередь при-водит к ослаблению мыслительных способностей.

Плохая социализация. Когда ребенок впервые приходит в школу, есть лишь небольшая вероятность того, что он увидит там знакомых людей. Ре-бенок попадает в другой социум, где он никого не знает. В школе он будет не только получать знания, но и взаимодействовать с обществом, общаться с друзьями. Цифровые технологии значительно ослабевают уровень социали-зации человека, что в дальнейшем может отрицательно повлиять на развитие личности.

Проблемы физического развития. Долгое пребывание перед экраном компьютера ведет к усталости глаз, а далее уже к ухудшению зрения. Зрение и мелкая моторика пострадают в первую очередь. Работа с клавиатурой мо-жет привести к изменению физиологии пальцев, вследствие чего могут поме-няться строение костей, суставов и мышц.

Полный контроль. Абсолютный контроль относится к учителям, школь-никам и родителям, поскольку на каждого из них заводится личное дело, со-бирается подробная информация о каждом члене семьи. Речь идет о тоталь-ном контроле. В случае получения плохой оценки ребенком родители будут об этом знать, и спрятать дневник и не сказать о получении плохой оценки не получится. Это ударит по самостоятельности, т.к. при возникновении про-блем дети пытаются их решить самостоятельно, хоть и неправильными спо-собами.

Функция учителей. После полного внедрения цифровых технологий в образовательную сферу не исключена вероятность замены профессионалов роботами и виртуальными системами, что в свою очередь приведет к лише-нию педагогов рабочих мест.

Таким образом, подводя итоги вышесказанного делаем вывод , что не смотря на кажущуюся абсолютную совершенность и эффективность цифро-вой образовательной системы, существует перечень отрицательных сторон, на которые не стоит закрывать глаза. Каким бы мощным ни был робот, ка-ким бы интеллектом не обладал, он остается машиной, лишенной эмоцио-нальных чувств и, конечно же, не сможет заменить человека. Так же нельзя не отметить такую проблемную часть цифровизации, как здоровье и физиче-ское развитие, ведь речь идет о наших детях, о будущем поколении челове-чества. По нашему мнению, нельзя полностью вытеснять учителя, цифровые технологии должны быть в сфере образования, но так, чтобы от них не было ущерба никому. Идеальная формула эффективного образования: тандем цифровых технологий и наставника в лице человека.

Список литературы:

1. https://урок.рф/library/tcifrovie_tehnologii_v_obrazovanii_140527.html

2. https://urok.1sept.ru/articles/595101

3. https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-navyki-sovremennogo-pedagoga-v-usloviyah-tsifrovizatsii-obrazovaniya/viewer


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика