Дистанционное образование – «чрезмерная потребность» или «новые возможности»?

Авзалова Айгуль Ильдаровна,
директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №98 (татарско-русская)»
Вахитовского района г.Казани


На сегодняшний день понятие дистанционного обучения прочно вошло в нашу жизнь – огромное количество учебных заведений нашей страны так или иначе используют данную форму при реализации программ повышения квалификации, дополнительных общеразвивающих программ, получения второго высшего образования. В период карантина в целях обеспечения безопасности детей и минимизации контактов учащихся школам также пришлось апробировать форму дистанционного образования. Если говорить об эффективности такой формы обучения, то ее возможно обеспечить исключительно созданием условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды для каждого участника. Первое, чем мы занялись при возникновении вопроса о возможности введения дистанционного обучения в нашей школе – организовали ряд опросов в google-формах по уровню знаний, технической оснащенности и наиболее используемым в процессе обучения школьниками и педагогами образовательных платформ, разработали договора безвозмездного пользования техникой для родителей учащихся, обеспечили передачу средств обучения. Далее организовали обучение педагогов, собрали и разработали инструкции для учащихся при работе с образовательными платформами. У многих учителей на тот момент не было даже аккаунта в Skype. Но уже через пару дней абсолютно все педагоги вне зависимости от специализации и уровня it-способностей приноровились вести уроки, проводить родительские собрания и даже участвовать в работе педагогического совета в режиме видеоконференции. Вот вам пример того, как быстро человек может получить новые навыки и компетенции.

Конечно, период карантина расширил контингент активных участников таких образовательных платформ, как «ЯКласс», «Учи.ру», «Российская электронная школа», Edu.tatar, но, кроме того, подтолкнул всё педагогическое сообщество освоить такие приложения и платформы, как Zoom, Microsoft Teams, СберКласс, Google Meet, научил выполнять презентации не только в формате Power Point, но и на Google Presentation, Prezi, Zentation, Knovio, используя видео, аудио и интерактивные задания. Те, кому совсем не хотелось изобретать велосипед, подобрали готовые презентации на сайтах Современный учительский портал, MyShared.ru, Pedsovet.su, видеоуроки, записанные другими учителями на InternetUrok.ru, «Фоксфорд». Для автоматической проверки заданий педагоги выбрали платформы Skysmart, Мобильное электронное образование, Библиотеку МЭШ.

Период домашней самоизоляции школьников завершился, а электронные ресурсы, установленные ранее приложения и навыки работы с ними у учащихся и педагогов, остались. Традиционный учебный процесс стал значительно богаче на использование новейшего программного обеспечения педагогами всех категорий на самых разных предметах. Если одной из основных вех информационной революции стало появление всемирной сети интернет, то «венцом» трансформации и информатизации образования, однозначно, стал период вынужденного дистанционного обучения школьников. В этом есть огромный плюс – впервые школьное образование оказалось максимально приближено к привычным реалиям современного члена нашего общества, будь то школьник, родитель или педагог. Повседневно используя «умные часы», приложения, регулирующие экономическую, двигательную активность человека и даже считывающие его медицинские показания, сложно уже удивиться и даже внять обычной презентации на уроке, на протяжении для многих лет служившей педагогам одним из главных инструментов при использовании информационных технологий.

Да, дистанционное обучение перестало быть для нас чем-то необычным. Различные исследования в сфере общего, среднего профессионального и высшего образования, а также опросы студентов, учащихся и их родителей по организации дистанционного обучения показывают, что несмотря на то, что цифровые технологии прочно вошли в нашу жизнь, практическое и наиболее эффективное применение дистанционное образование нашло большей частью в высшем учебном заведении, в школах же не все участники – родители, педагоги и учащиеся – оказались готовы к подобным переменам. Однако стоит упомянуть, что и в школе довольно часто возникает необходимость в построении индивидуальной образовательной траектории обучения для отдельных категорий школьников, которую легче всего реализовать с помощью активного применения дистанционных образовательных технологий и новейшего программного обеспечения. Стоит отметить также ряд причин, по которым возникает необходимость применения дистанционных технологий в совокупности с традиционными формами обучения: это удаленные контрольно-измерительные материалы, возможности для своевременного прохождения материала учащимися, наглядные ресурсы как мотиваторы к изучению предметов для современных школьников – «поколения визуалов».

Сегодня мы должны рассматривать применение дистанционных технологий в образовательном процессе не только как «вынужденную вакцину» в условиях сложной эпидемиологической обстановки, но и как «лекарство нового поколения» от многих болезней, способное возместить ученику материал пропущенных уроков, стать дополнительным вспомогательным ресурсом, открыть новые возможности для повышения мотивации школьников к учебной деятельности.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика