Управление инновационным развитием современной школы

Яковлева Людмила Александровна,
директор МБОУ «Гимназия №40»
Приволжского района г.Казани


Перед руководителями школ всегда остро стоит проблема управления качеством образования.

Особое значение имеет умение руководителя школы осуществлять самоанализ образовательного процесса с целью выявления комплекса причин, определивших полученные (как позитивные, так и негативные) результаты в сравнении с запланированными; ресурсов, условий, процессов, воздействующих на обеспечение качества образования для построения индивидуальной траектории развития как школы в целом, так и всех ее звеньев. Таким звеном является инновационная деятельность, развитие которой, на сегодняшний день, становится одним из ключевых факторов управления качеством образования и развития школы.

Работая в режиме развития, объектами управления становятся как сам инновационный процесс, его цели и организационная деятельность, так и содержание, формы и методы, используемые в этом процессе.

Первоочередная задача руководителя при управлении инновационным процессом - определение отношений педагогов к инновации, сбор мнений о ней. Важно перевести педагогов из группы «негативистов» и «нейтралистов» в зону повышенной мотивации. Если учитель осознает свою миссию, начинается самоопределение, самовыражение, самореализация, саморазвитие. Управляя инновационным процессом, можно управлять развитием коллектива. Развитие коллектива от стадии робости к стадии зрелого коллектива зависит от скорости смены инновационных циклов, от того, на каких ступенях профессионального роста находятся педагоги.

Прежде чем начать инновационный процесс в школе, руководителю необходимо всесторонне проанализировать ситуацию в школе, определить, какие результаты работы школы необходимо улучшить. У него, естественно, возникает потребность в обоснованном выборе идей, с помощью которых это можно было бы сделать наилучшим образом. Выбор идей неизбежен потому, что для достижения одних и тех же целей, тех или иных результатов могут быть отобраны разные нововведения, каждое из которых имеет свои сильные и слабые стороны.

Выбор идей реализуется путём их обсуждения, продумывания группой компетентных лиц - экспертов (это наиболее зрелые и прогрессивные работники школы, приглашённые специалисты). Он включает сравнительную оценку идей по ряду параметров и является творческим актом. Оценка идей может осуществляться как с помощью мысленного экспериментирования, так и на основе разработки проектов деятельности предполагаемых участников преобразования.

Параметры оценивания идей:


Необходимо продумывать весь организационный механизм выбора идей, включающий в себя сбор предложений учителей, детей и родителей с помощью собеседования и анкетирования, выявление предпочтений всех групп людей, участвующих в инновационном процессе, обсуждение отобранных инноваций на заседаниях методобъединений, творческих микрогрупп, а в случае необходимости – на заседании педсовета. Идти к достижению цели руководитель должен не только и не столько от себя, сколько от других – исполнителей, реализаторов будущих нововведений. Очень важно, чтобы именно они сами участвовали в поиске, оценивали и выбирали новые идеи для освоения. Иначе их работа не будет иметь нужной мотивации и не будет никакого обновления в способах управления инновациями в школе.

Решение проблемы формирования высокой готовности к инновациям заключается не в навязчивом требовании инноваций от всех участников образовательного процесса, а в предоставлении возможности проявления готовности и стимулировании этого процесса.

Для повышения инновационной активности необходимо управленческое содействие, которое можно трактовать как создание условий для проявления их творческого потенциала, реализации задатков в организации инновационного образовательного процесса, т.е. условий, благоприятных для осуществления инноваций.

Составляющие управления инновационной деятельностью педагогов:

1.Учёт и систематизация инновационной деятельности.

2.Разработка проектов, программ, положений по реализации инновационных процессов.

3.Разработка системы контроля за ходом и результатами экспертизы и внедрения педагогических инноваций.

4.Организация мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности участников инновационной деятельности.

5.Систематизация и обобщение опыта инновационной деятельности.

6.Проблемно-ориентированный анализ результатов инноваций.

Главное отличие инновационного образовательного учреждения от традиционного состоит в создании условий для развития всего потенциала личности, чтобы быть готовой к любому, даже непредвиденному будущему, и способной адаптироваться к новым ситуациям.

Чем более школа инновационна, тем более развиты учащиеся этой школы. Чёткое представление о содержании и параметрах педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяют как отдельным учителям, так и руководителям учебных заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение. Наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе снижает коэффициент «сопротивления» учителей нововведениям, помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности.

Управляющая система школы – директор, его заместители, руководители методобъединений – эффективна только в том случае, когда принципы и закономерности управления осознаны каждым из них в полном объеме и стали частью их профессионального самосознания.

Список литературы

1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. – 2004. – № 3. – с. 28. .

2. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. – 2005. – № 3. – с. 5.

3. Ерофеева, Н. И. Управление проектами в образовании/ Н. И. Ерофеева// Народное образование. – 2002. – №5. – с.94.

4. Кротова, К. К. Эксперимент в школе: за и против/ К. К. Кротова// Народное образование. – 2004. – № 2. – с. 136.

5. Лазарев, В. С. Управление нововведениями – путь к развитию школы/ В. С. Лазарев// Сельская школа. – 2004. – № 1. –с.16.

6. Новиков, А. М. Организация опытно-экспериментальной работы на базе образовательного учреждения/ А. М. Новиков// Дополнительное образование. – 2002. – № 4. – с.53.

7. Под ред.. Поташника М. М. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений/ Под ред. М. М. Поташника. – М.: Новая школа. – 1994. – с. 64.

8. Строкова, Т. И. Мониторинг педагогических нововведений/ Т. И. Строкова// Директор школы. – 2006. – № 6. – с.34.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика