Инновационные воспитательные технологии как фактор успешной социализации личности в условиях учреждения дополнительного образования

Хакимова Ирина Александровна,
заместитель директора
МБУДО «Центр внешкольной работы»
Приволжского района г.Казани


Современное общество ставит перед образованием задачу подготовки каждого гражданина к самостоятельной деятельности, его быстрой адаптации к условиям конкретной производственной среды в активно развивающейся социокультурной ситуации при стремительной смене информационных потоков.

Сегодня меняется социальный заказ общества, требуя коррекции средств и методов обучения и воспитания. Значение понятия «воспитание» закреплено Федеральным законом «Об образовании в РФ» и трактуется как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». Воспитание это процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном определении. Процессами воспитания являются: жизнетворчество, культурная идентификация, духовно-нравственное развитие личности, индивидуализация, социализация.

Процесс успешной социализации предполагает эффективную социальную адаптацию человека в обществе, а также его способность в определенной мере противостоять обществу, жизненным ситуациям, которые мешают его саморазвитию, самоактуализации, самоутверждению.

Ресурсами успешной социализации личности являются инновации в воспитании.

Под феноменом «инновации в воспитании» можно понимать: новую (обновленную или улучшенную) социокультурную долгосрочную инициативу, способствующую процессу приращения и обогащения нравственно-этических, социальных ценностей человеком как достояние самой личности и развитие на этой основе практических (в том числе творческих) жизненно ориентированных компетенций через новые способы организации и самоорганизации инновационной деятельности.

Понятие «инновации в воспитании» понимаются и как творчески-социальная среда, пространство по «производству» нового: воспитательного процесса, воспитательной услуги, воспитательного продукта (как индивидуального, так и коллективного) и воспитательной технологии.

Целями инноваций в воспитании являются: качественная интеграция воспитания и обучения; развитие предприимчивости, творчества, креативности и таланта у учащихся; становление инновационного мышления и способа деятельности, инновационное проектирование. Именно инновационное проектирование легло в основу Программы развития Центра внешкольной работы Приволжского района. В учреждении реализуется ряд проектов, охватывающих все направления деятельности, сквозной линией через все проекты проходит успешная социализации личности учащихся.

В течение трех лет в учреждении прорабатывалась методическая тема: «Формирование творческих способностей и субъектного опыта учащихся средствами интерактивных образовательных технологий в условиях УДО».

В ходе работы над методической темой педагогами учреждения были изучены и апробированы на практике такие инновационные технологии, направленные на успешную социализацию учащихся, как: интерактивные формы и технологии взаимодействия, технология модерации, технология эффективной коммуникации, технология деятельностной педагогики, технология обогащающего воспитания.

В основе современного понимания инновации в воспитании находятся концепции инновационного менеджмента. Идет активный процесс появления педагога, обладающего инновационным мышлением, лидерскими качествами, способного на такой самоменеджмент, в результате которого и образуются инновации в воспитании. Организации самоменджмента способствует в нашем учреждении индивидуальный план педагога дополнительного образования. План составляется педагогом на каждый учебный год и состоит из следующих разделов: цель, задачи, методическая тема, работа с обучающимися, работа с родителями, работа с педагогами, методическая работа. План ориентирован на Программу развития учреждения, а также годовой план работы учреждения, план районного отдела образования, Управления образования, Министерства образования. Сквозной линией в плане через все разделы проходят методическая тема педагога, а также мероприятия в рамках реализации его образовательной программы. Т.о. обучающий процесс планируется в тесном тандеме с воспитательным.

Появлению педагогов, обладающих инновационным мышлением, способствует понимание продуктивности в воспитании, в которую входят: инновация-процесс, инновация – продукт, инновация – услуга. Остановимся подробнее на каждой.

Инновация-процесс это технологическое и управленческое усовершенствование или создание принципиально нового процесса, повышающего эффективность и качество нового или существующего образовательного процесса. Например, процесс реализации инновационного проекта в воспитании. Проект может реализовываться как внутри объединения, так и во всем учреждении. Практически в каждом объединении нашего учреждения педагоги используют в своей деятельности проектный метод. Ярким примером является студия декоративно-прикладного творчества «Жар-птица», в которой этот метод используется наиболее активно, а самым эффективным проектом является «Музей национальной куклы». Цель проекта: создание экспозиции национальных кукол для освоения культуры и истории народов Татарстана, нравственно-патриотического воспитания обучающихся. В рамках реализации проекта мы наблюдаем полную интеграцию обучающего и воспитательного процесса. Обучающиеся не только осваивают технику изготовления кукол, знакомятся с историческим костюмом, с историей татарского и русского народа, они еще и культурно обогащаются, осуществляется их гражданско-патриотическое воспитание, обучающимся прививается любовь к Родине.

В ЦВР на протяжении семи лет реализуется инновационный гражданско-патриотический проект «Наследники Отечества», проект долгосрочный и находится в постоянной стадии наращивания. Идет ежегодный прирост участников проекта, постоянный поиск, разработка и апробирование новых форм организации мероприятий, основанных на использовании различных технологий, но неизменным всегда остается использование деятельностного подхода, интерактивных воспитательных технологий. Проект «Наследники Отечества» мотивирует педагогов на разработку различных тематических мастер-классов, в контексте инновационной деятельности.

Рассмотрим следующее понятие: инновация-продукт. Это новшество, имеющее форму готового принципиально нового или усовершенствованного продукта, которое выходит в этой форме за пределы образовательной организации. Например, технология обогащающего воспитания, когда учащийся во время воспитательного процесса обогащает свой жизненный и культурный опыт. Эта технология присутствует в каждом проекте, мероприятии, в любом его формате. Например, интерактивная познавательно-творческая квест-игра «Сокровища Казани». Разработанные педагогами тематические сектора этой образовательной квест-игры решают такие задачи как: формирование навыков ориентирования по карте города, знакомство с культурным наследием нашего города, с историческими памятниками, актуализация знаний учащихся и многое другое.

Инновация-услуга – комплексное взаимодействие, деятельность, направленная на передачу знаний, умений и навыков общеобразовательного, профессионального характера потребителю, с целью удовлетворения и развития личных, групповых и общественных потребностей. Одной из форм может быть творческая сессия обогащающего воспитания, например, реализуемая в нашем учреждении творческая познавательно-спортивная программа «Вместе – целая страна», в которую входят различные тематические мастер-классы и сектора: вокальный, хореографический, рекреативный, спортивный, художественный и интеллектуальный. В процессе участия в данной программе учащиеся обогащаются знаниями по истории России, знаниями ее культурного наследия, умениями в танцевальном, декоративно-прикладном, вокальном творчестве, усиливается их мотивация на здоровый образ жизни, их гражданско-патриотическая активность.

Эффективность инновационных воспитательных технологий должна быть подтверждена следующими критериями:

1) создание наибольших ценностей для участников образовательных отношений. Опыт работы учреждения показывает, что даже моно-мастер-классы, такие как: танцевальный мастер-класс или мастер-класс по актерскому мастерству должны включать в себя разнообразную информацию и особенно понимание учащимися разнообразного прикладного характера того материала, который дается педагогом. Например, на мастер-классе по вокалу педагог знакомит учащихся не только с определенной вокальной методикой, но еще и обращает внимание на то, что правильное певческое дыхание – это залог профилактики простудных и легочных заболеваний, правильная постановка корпуса при пении – это залог красивой осанки, что тоже влияет на здоровье, а сами музыкальные занятия помогают лучше усвоить такой школьный предмет, как математика.

2) возможность для самореализации и личностного роста. Ярким примером является разработанная в ЦВР инновационная программа «Казанский Квест», состоящая из 7 тематических секторов, в число которых входит и блогерский сектор. На этом секторе собирается группа юных журналистов из 7 команд учащихся разных образовательных учреждений, незнакомых друг с другом. Перед ними координатором сектора ставится задача – написать статью о нашем городе, темы статей различные: «Казань историческая», «Казань спортивная», «Казань театральная», и т.д. Работа строится на основе сотрудничества и взаимодействия, а именно: каждый юный журналист пишет статью на определенную тему в течение 5 минут, затем участники меняются материалами между собой и продолжают писать статью, но уже на другую тему, так происходит 7 раз. Какой результат мы имеем в итоге: помимо того что юному журналисту приходится вникать в предыдущий материал, ему еще необходимо написать свой собственный, неповторяющийся, при этом соблюдая форму журналистской статьи. По итогам проделанной работы координатор сектора выбирает лучшую статью и лучшего журналиста. Таким образом, участники сектора реализуют свой потенциал не только как журналисты, они также видят работы других ребят, и, используя момент сравнения, пытаются улучшить качество своей работы, что, несомненно, влияет и на их личностный рост.

3) получение морального эффекта;

Каждое мероприятие разрабатывается с учетом задачи формирования нравственности учащихся. Существенной частью нравственного воспитания является формирование у учащихся патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Разработанные педагогами нашего учреждения интерактивные социальные программы направлены именно на патриотическое воспитание учащихся.

4) формирование навыков социальной адаптации и самореализации;

Интересной находкой в достижении этого критерия стала для нас технология «эмоционально-смыслового взрыва», которую мы использовали при разработке социальной интеллектуально-творческой программы «Казанский Квест». Механизм программы заключается в следующем: на программу приходят 7 команд, в составе которых есть: актер, журналист, танцор, вокалист, художник, видеооператор, спортсмен. Из этих команд формируются тематические команды, команда актеров, журналистов, спортсменов и т.д. Участники тематических команд для достижения общей цели – подготовки определенного продукта (песни, танца, статьи и т.д.) – должны за 45 минут познакомиться, определить способности друг друга, научиться чему-то новому, продемонстрировать свои способности и сделать совместную коллективную работу. Таким образом программа создает условия для «скоростной» социальной адаптации и самореализации.

Опыт работы ЦВР Приволжского района показывает, что результат эффективной воспитательной работы учреждения в большой степени зависит от применения инновационных воспитательных технологий, которые выступают как фактор успешной социализации личности в условиях учреждения дополнительного образования.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика