Особенности новой модели проведения аттестации педагогов в условиях введения профстандарта

Валиуллова Марина Вячеславовна,
методист по кадровой работе
и аттестации педагогических кадров УМС ИМО УО г.Казани
по Вахитовскому и Приволжскому районам


Профессиональная деятельность учителя требует постоянного обновления и совершенствования мастерства, развития имеющегося опыта, повышения уровня своей компетентности. Одним из важнейших средств, способствующих решению этих задач, по-прежнему, является аттестация учителей.

Несмотря на то, что введение профстандарта идет постепенно, в условиях переходного периода, параллельно уже идет обсуждение и апробация новой модели аттестации педагогических работников.

Мы уже знаем, что нормы профстандарта будут учитываться при приеме на работу в организациях среднего и высшего образования, при составлении норм оплаты труда педагога, а также при создании должностных инструкций.

Как же предполагается оценивать профессиональный и методический уровень педагогов согласно Новой модели аттестации? На первом этапе Министерство просвещения планирует создать общие для всех учителей критерии оценки на основе Единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ). Предусматривается также не только оставить два вида аттестации: обязательную для всех педагогов - на соответствие занимаемой должности и добровольную – для педагогов, желающих получить первую или высшую квалификационные категории, но и ввести третий вид – первичную аттестацию.

Первичная аттестация предполагается для выпускников высших и средних профессиональных образовательных учреждений, для лиц с высшим или средним профессиональным образованием, не имеющим опыта работы в должности «учитель» или для учителей, у которых был большой перерыв в педагогическом стаже – более 5 лет. Такая аттестация должна проводиться на базе Центра оценки педагогических компетенций в течение трёх лет с момента начала работы учителя, но по истечении первого года педагогического стажа. Выпускники вузов и учреждений СПО по педагогическим специальностям и направлениям подготовки также могут сдать экзамен в своем учебном заведении во время итоговой государственной аттестации. В случае неудачи претендент получает свидетельство о прохождении профессионального экзамена. Тем, кто успешно сдаст экзамен, выдается сертификат сроком на 5 лет.

Главная цель аттестации – подтвердить соответствие учителя квалификационным требованиям профессионального и образовательного стандартов. По сравнению с действующими требованиями к педагогической аттестации новая модель отличается следующими особенностями:

• оценка уровня педагогического мастерства педагога не привязана к конкретному месту его работы.

• требования к предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным компетенциям едины для всех педагогов. Модель учитывает требования профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». ЕФОМ созданы на основе требований к знаниям и навыкам, утвержденным приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, и предполагают разный уровень овладения ими. В будущем это позволит доработать профессиональный стандарт учителя и сделать его многоуровневым.

• предметные компетенции учитывают требования ФГОС ОО.

Аттестация на соответствие занимаемой должности предназначена для подтверждения соответствия квалификации педагога профессиональному и образовательным стандартам. Согласно новой модели она включает профессиональный экзамен по всем профессиональным компетенциям и оценку мотивированного представления работодателя, включающего результаты профессиональной деятельности, профессиональные и деловые качества учителя. Аттестация на соответствие, как и по действующему Порядку, должна проводиться каждые 5 лет на основании приказа по образовательной организации. Исключение составят женщины, находившиеся в отпуске по беременности и родам, лица, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием. Их аттестация будет возможна через два года после возвращения на работу. Изменения коснутся состава Аттестационной комиссии, которая по-прежнему формируется самой образовательной организацией, но теперь в составе должно быть не менее 9 человек и с привлечением сторонних специалистов – представителей образовательных организаций, педагогических ассоциаций и корпоративных некоммерческих организаций выпускников учебного заведения. Сама образовательная организация устанавливает минимум баллов по всем аттестационным процедурам, но методика перевода в баллы сведений мотивированного представления устанавливается уже учредителем. Еще одно новшество - успешно прошедшим аттестацию выдается сертификат, срок действия которого составляет 5 лет. Если необходимый минимум учитель не набрал, ему выдается свидетельство о прохождении процедуры оценки квалификации.

Аттестация в целях установления квалификационных категорий проводится по заявлению самого учителя и согласно распоряжению учредителя. Она состоит из профессионального экзамена по методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным компетенциям и представления работодателя, включающего результаты профессиональной деятельности, профессиональные и деловые качества учителя. Единый федеральный минимум баллов, подтверждающий получение первой или высшей квалификации, устанавливается Министерством Просвещения РФ, а минимум баллов по каждой аттестационной процедуре и методика перевода в баллы сведений мотивированного представления – Министерством образования РТ.

По итогам рассмотрения документов аттестационная комиссия принимает решение установить учителю квалификационную категорию или отказать в её установлении. В случае успешного прохождения оценки ему выдается аттестационный лист. Срок действия квалификационной категории – 5 лет.

Аттестация на установление первой квалификационной категории может проводиться не ранее одного года после прохождения учителем последней аттестации на соответствие занимаемой должности, на установление высшей – не ранее двух лет с момента получения первой квалификационной категории.

Профессиональный экзамен планируется проводить на основе ЕФОМ с использованием единой информационной системы. В помощь аттестуемому на портале Министерства будут размещены типовые оценочные материалы, критерии их оценивания и образцы решений. Оценку ответов будут проводить аккредитованные эксперты.

Представление работодателя при аттестации учителя содержит несколько разделов:

1) оценка динамики образовательных результатов за последние 5 лет (результаты ЕГЭ, ОГЭ и ВПР; результаты проведения независимых предметных и метапредметных диагностик; данные независимых оценок качества образования, в том числе результаты международных исследований; участие в образовательных олимпиадах различного уровня)

Максимальная оценка данного этапа – 20 баллов.

2) оценка сведений о сложности профессиональной деятельности учителя (личные данные, образование; сведения об организации, где работает учитель: сменность, наличие компьютерных и иных технических средств, средняя заработная плата учителей, этнокультурная характеристика, наличие обучающихся с особыми потребностями, особенности формирования контингента обучающихся

Максимальная оценка данного этапа – 5 баллов.

3) оценка индивидуальных достижений учителя (индивидуальные достижения учителя за последние 5 лет: участие в конкурсах профессионального мастерства; полученные звания, награды, грамоты, благодарности и иные поощрения; результаты научной, методической и наставнической деятельности).

Максимальная оценка достижений учителя – 15 баллов.

После издания распорядительного акта секретарь аттестационной комиссии должен загрузить сведения, необходимые для проведения аттестации в единую информационную систему. На основании представленной информации система автоматически формирует проекты аттестационных листов.

Если необходимые сведения включены частично или не позволяют аттестуемому достичь минимальных баллов хотя бы по одному показателю, система автоматически информирует об этом учителя или его работодателя. До заседания аттестационной комиссии учитель или его работодатель могут внести коррективы или отозвать заявление.

Перед заседанием аттестационной комиссии секретарь формирует итоговые аттестационные листы, доводит их до сведения членов комиссии и аттестуемого. Аттестуемый учитель имеет право присутствовать при рассмотрении его аттестационного дела, но голосование должно проводиться без него.

Сведения о принятом решении загружаются в единую информационную систему и автоматически доводятся до аттестуемого и его работодателя.

В настоящее время полным ходом идет апробация данной модели и её общественное обсуждение, после которого она должна быть утверждена и принята.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика