Реализация пропедевтики инженерного образования в МБОУ «Школа №42» Приволжского района г.Казани

Нургатина Алсу Рамилевна,
заместитель директора по учебной работе
МБОУ «Школа №42» Приволжского района г.Казани


Изменения, которые происходят сегодня в современном мире, предъявляют высокие требования к качеству подготовки обучающихся. На сегодняшний день востребованы специалисты, обладающие интеллектуальным и духовным развитием, готовые к продолжению образования, способные к самореализации, самоопределению и самосовершенствованию, обладающие конструктивным и исследовательским мышлением. Такая ситуация закономерна, так как Россия постепенно переходит от индустриального к информационному этапу развития и поэтому на первом месте все-таки будут профессии, связанные с интеллектуальным трудом.

Инженерное образование в школе – это не только теоретические и практические навыки, но и расширение практического содержания программ для формирования и развития логического, аналитического и познавательного мышления.

Работа по внедрению инженерного образования в МБОУ «Школа №42» Приволжского района г.Казани не ограничивается уроками технологии и сопутствующими кружками внеурочной деятельности и дополнительного образования, но и также реализуется через сетевое взаимодействие, направленное на работу с вузами, предприятиями, исследовательскую и проектную деятельность. Для формирования инженерных компетенций у обучающихся используются как традиционные учебные предметы, такие как, физика, информатика, математика, технология, так и кружковая работа во внеурочной деятельности, «3Д дизайн-проектирование», «Логика», «Энергетика будущего», «Всезнайка», WorldSkills «Электромонтаж», «Юный электрик».

К первичному профессиональному самоопределению обучающихся необходимо готовить уже с начальных классов, так как именно на этом этапе происходит формирование представлений детей о многообразии мира профессий. В нашей школе используются следующие виды профориентационной работы по формированию инженерных компетенций:

- экскурсии на предприятия города;

- интерактивные беседы о профессиях инженерной направленности;

- организация внеурочной деятельности обучающихся по направлению «Моя профессия»;

- кружок «Всезнайка»;

- классные часы с использованием мультимедийных презентаций;

- взаимодействие с семьей обучающихся, совместное создание и защита проектов;

- организация трудовых бригад, трудовых акций.

Школа активно сотрудничает с Казанским государственным энергетическим университетом.

В возрастной период с 10 до 12 лет начинается самоопределение обучающегося, в этом возрасте необходимо начинать предпрофильную подготовку и оценить степень развития общих и специальных способностей ребенка. Такие кружки, как «3Д дизайн-проектирование», «Логика», «Энергетика будущего» предусматривают реализацию предпрофильной подготовки во внеурочное время. Данные кружки учитывают интересы, склонности каждого обучающегося и формируют инженерные и коммуникативные компетенции.

На базе школы и ФГБОУ ВО «КГЭУ» обучающиеся 8 классов проходят профессиональное обучение по программе «Электромонтажник по освещению и осветительным сетям 2-го разряда» в объеме 246 часов. Продолжительность обучения составляет два года. Предполагается, что по окончании обучения обучающимся будет выдан документ установленного образца. Практические и лабораторные занятия, которые рассчитаны на 110 часов, и производственная практика, рассчитанная на 20 часов, проводятся как на базе школы, так и на базе ФГБОУ ВО «КГЭУ» в специально оборудованных лабораториях.

Школа также стала активным участником проекта «Дополненная реальность» для учебника Перышкина А.В. «Физика» (8 класс). Предлагаемый проект направлен на повышение эффективности усвоения школьного курса по физике 8 – 9 классов путем использования разрабатываемых компьютерных приложений для мобильных устройств. В результате проведенного эксперимента в 8 классах сделан вывод о пользе приложения «AR Физика», так как данная программа позволяет модернизировать урок и вовлечь обучающихся в учебный процесс, наглядно проиллюстрировать и закрепить материал. Внедрение технологии дополненной реальности позволило мотивировать обучающихся к самообучению, заинтересовать их, развить стремление к освоению новых возможностей и технологий, а также заменить дорогостоящее лабораторное оборудование мультимедийными компьютерными моделями.

Результаты диагностики развития умений обучающихся в процессе работы над проектом «Дополненная реальность» в 8А и 8К классах



Школа активно сотрудничает с Казанским энергетическим колледжем. В школе оборудован кабинет, где обучающиеся готовятся к Чемпионату «WorldSkills Юниор» по компетенции «Электромонтаж». Комплекты для монтажа, оборудованные в кабинете, позволяют получать практический опыт выполнения электромонтажных работ, чтение технической документации, а также производить поиск и устранение неисправностей. Обучающиеся 6-9 классов на базе колледжа регулярно проходят профпробы. Учитель физики и преподаватели колледжа проводят совместные тренировки, включающие ежедневные практические занятия и тренинги, которые позволили ребятам существенно повысить свой профессиональный уровень в компетенции «Электромонтаж» и занять 1 и 2 место в региональном Чемпионате «WorldSkills Юниор».












Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика