Проектирование мотивированной образовательной среды для формирования и развития инженерных компетенций обучающихся

Насыбуллина Светлана Евгеньевна,
директор МБОУ «Школа №42»
Приволжского района г.Казани


Формирование инженерных компетенций на сегодняшний день является актуальной задачей современного образования. Актуальным становится и образование с фокусом на практико-ориентированное обучение. Развитие устойчивого интереса к технике и науке стимулирует изобретательские способности, формирование инженерно-технических компетенций, а также рост профессионального самоопределения обучающихся. Ведь ФГОС в качестве главного результата рассматривает формирование функционально грамотной личности, т. е. человека, который обладает огромным потенциалом к саморазвитию, умеет учиться и самостоятельно добывать знания, принимать решения и нести ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.

Современные дети растут в век компьютеризации, а любознательность, постоянное стремление экспериментировать, склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Задача учителя - воспитывать у обучающихся потребность к знаниям и стремление приобретать эти знания самостоятельно или совместно с учителем. И это, прежде всего, современное обеспечение учебного процесса, современные технологии, которые помогают сделать учебный процесс развивающим и познавательным.

Воспитание будущих инженеров - задача общая, и партнёрское взаимодействие является одним из перспективных инструментов решения стоящих перед системой образования задач. Формировать инженерные компетенции нужно с начальной стадии образования – чем раньше обучающийся познакомится со всеми возможностями современных технологий, тем лучше он будет ориентирован на инженерно-технические профессии.

Все это предполагает нацеленность на формирование инженерных компетенций у обучающихся, связанных с умением самостоятельно получать знания и применять их на практике, а, следовательно, требует создания инновационных моделей управления качеством.

Без инновационного подхода к образовательным технологиям невозможно получить новое качество уровня образования. В свою очередь, инновация представляет конечный продукт интеллектуальной деятельности администрации школы, учителя и обучающегося, их совместного творческого процесса в виде изобретений, открытий и рационализаторских предложений.

Для достижения этих целей в МБОУ «Школа №42» Приволжского района г.Казани реализуется проект на тему: «Формирование образовательной среды для развития инженерного мышления».

Целью проекта является создание и апробирование модели раннего предпрофильного образования через организацию внеурочной деятельности обучающихся, направленную на развитие интересов, способностей обучающихся.

В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:

- выявление интересов, склонностей и способностей обучающихся 5 классов и формирование у них практического опыта в различных сферах познавательной деятельности, ориентированного на дальнейший профессиональный выбор;

- развитие широкого спектра познавательных интересов и формирование учебных действий и метапредметной проектно-исследовательской деятельности обучающихся 5-7 классов;

- формирование способностей к осознанному и адекватному выбору дальнейшего направления и формы образования, пути получения профессии у обучающихся 8-9 классов;

- вовлечение обучающихся в научно-техническое творчество и популяризация престижа инженерных профессий среди молодежи;

- организация психолого-педагогического и тьюторского сопровождения образовательного процесса, осуществляемого в рамках реализации проекта.

Данный проект создан и функционирует в рамках городской инновационной площадки Управления образования Исполнительного комитета муниципального образования Казани.

Деятельность инновационной площадки направлена на решение следующих задач:

- повышение качества образования;

- введение в школьное образовательное пространство ранней профессионализации и предпрофильной подготовки;

- повышение профессионального мастерства учителей;

- создание условий для получения обучающимися навыков ведения исследовательской и проектной работы;

- ознакомление обучающихся с инженерными профессиями.

Реализация данного проекта способствует активному взаимодействию школы, средних профессиональных учреждений и высших учебных заведений по подготовке обучающихся к осознанному выбору профессии.

Данный проект реализуется через кружковую работу. В школе созданы такие кружки, как «3Д дизайн-проектирование», «Логика», «Энергетика будущего», «Всезнайка», WorldSkills «Электромонтаж», «Юный электрик». Также проводятся мастер-классы, научно-практические конференции для обучающихся, семинары, проектные и исследовательские работы, педагогические советы, экскурсии и т.д.

Кружковая работа направлена на развитие интереса обучающихся к техническому творчеству, изобретательской деятельности, развивает их конструкторские способности, техническое мышление, мотивацию к творческому поиску, формирует инженерно-технические навыки. Наши обучающиеся активно участвуют в творческих интеллектуальных конкурсах, таких, как «Нобелевские надежды», Всероссийский фестиваль энергосбережения «Вместе ярче!», республиканский конкурс детских творческих работ по энергосбережению "Солнечный зайчик", в университетской олимпиаде школьников «Бельчонок», в научно-практических конференциях «Я в мире науки», «Инженерная мысль» и т.д. Каждое из этих мероприятий требует от обучающихся серьезной подготовки в разработке проектов, изготовлении макетов, моделей, в ходе которых развиваются не только технические, профессиональные, но и коммуникативные компетенции. Наши педагоги обладают огромным педагогическим и профессиональным опытом, обеспечивающим высокий уровень подготовки обучающихся. О достаточно высоком профессионализме педагогических кадров МБОУ «Школы №42» говорят цифры, отражающие высокую результативность педагогов в профессиональных конкурсах.

На базе школы реализуется программа профессиональной подготовки «Электромонтажник по освещению и осветительным сетям» 2 разряда. Руководителем данной программы является В.К. Ильин, доктор технических наук, профессор, директор Департамента непрерывного образования, ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет».

Итогом ежегодной кропотливой работы, проводимой школой по данному направлению, является республиканская научно-практическая конференция «Шаги в профессию». На конференции ведется работа по следующим направлениям:

1. Физико-математическое направление проводится по следующим номинациям:

- математика;

- физика;

- физика и познание мира (актуальные проблемы современной физики, космонавтики, астрономии);

- я и моя будущая профессия («Математика в моей будущей профессии», «Физика в моей будущей профессии»).

2. Моделирование и конструирование проводится по следующим номинациям:

- начальное техническое моделирование;

- электрофицированная игрушка;

- элекроконструрование;

- радиоконструирование;

- робототехника;

- техническое проектирование.

На данной секции обучающиеся представляют научно-технические, инновационные, изобретательские, рационализаторские проекты и опытно-конструкторские работы.

3. Энергетическое направление проводится по следующим номинациям:

- энергосбережение;

- экология;

- цифровые технологии.

4. Технология в легкой промышленности проводится по следующим номинациям:

- исторический стиль как основа для развития современного дизайна;

- татарский народный костюм: от истории к современности; - аксессуары своими руками;

- фирменный стиль для моей школы;

- гардероб современного человека;

- декоративно-прикладное творчество;

- одежда с использованием альтернативных материалов (полимерные материалы, светодиодная технология);

- материаловедение, конструирование, технологии швейных изделий из кожи.

В данном направлении рассматриваются научно-исследовательские работы и проекты обучающихся на тему: «Современные технологические процессы легкой промышленности», «Материаловедение и технологии изготовления продукции текстильной и легкой промышленности», «Современные экологически чистые технологии модифицирования и отделки материалов и изделий текстильной и легкой промышленности».

5. Медицинское направление проводится по следующим номинациям:

- я и моя будущая профессия («Медицина - мое призвание);

- влияние внешних факторов на здоровье человека;

- образ жизни и здоровье человека;

- влияние школьной жизни на развитие ребенка.

6. Педагогическое направление проводится по следующим номинациям:

- педагогическое образование в современном обществе;

- педагогика и психология современного образования;

- инклюзивное образование;

- ресурсы социального воспитания молодёжи;

- воспитательная деятельность в учебном заведении.

7. Преподавание в начальных классах и дошкольное образование. Особенностью данной секции является разработка заданий сертифицированными экспертами WorldSkills. Задания по компетенциям «Преподавание в начальных классах» и «Дошкольное воспитание» предполагают демонстрацию профессиональных компетенций.

8. Конкурс рисунков «Я и моя будущая профессия» для дошкольников в возрасте 5-7 лет и обучающихся 1-3 классов.

В рамках республиканской научно-практической конференции «Шаги в профессию» проводится и круглый стол для учителей общеобразовательных организаций, педагогов дополнительного образования, преподавателей вузов и ссузов Республики Татарстан.

Таким образом, реализуемый проект направлен на создание образовательной среды, способствующей повышению мотивации обучающихся к занятиям технической направленности и возможности проявления своих склонностей и талантов, к осознанному выбору будущей сферы своей профессиональной деятельности. А в школе созданы условия, способствующие развитию и реализации творческого потенциала обучающихся и формированию инженерных навыков и компетенций для профессионального самоопределения.













Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика