Коучинговое сопровождение педагогов в предаттестационный период

Лунева Эльмира Ильдусовна,
заместитель директора по учебной работе
МБОУ «Лицей № 116 имени Героя Советского Союза А.С. Умеркина»
Вахитовского района г.Казани


Одна из основных задач заместителя директора школы – организовывать работу по созданию условий для овладения учителями необходимыми компетенциями и способствовать наиболее полному и всестороннему раскрытию потенциала каждого сотрудника.

В этой связи педагогическая аттестация может стать хорошим поводом для стимулирования профессионального роста учителя. Каждый педагог готовится к ней, и каждый педагог испытывает стресс. Задача администрации - минимизировать стрессовую составляющую и помочь учителю войти в этот период с осознанием собственного прогресса.

Работа заместителя директора в предаттестационный период заключа-ется не только в информационной поддержке учителя, но и в методическом, а зачастую и в психологическом сопровождении. Особенно в них нуждаются учителя, впервые заявляющиеся на повышении квалификационной катего-рии. Их волнуют вопросы простые, и в тоже время острые:

• Мне это действительно нужно? а что, если не получится?

• Что я должен делать сейчас?

• Как все успеть?

В свою очередь заместитель директора задается вопросами не менее актуальными:

• Как сделать профессиональный рост осознанной потребностью учите-ля?

• Как подвести его к пониманию необходимости самостоятельно опреде-лять траекторию профессионального совершенствования?

• И, самое главное – как убедить его взять ответственность за результат?

Поиск ответов приводит к идее о переводе отношений «администрация-учитель» в партнерскую плоскость. Именно такой подход декларируется в коучинге.

Коучинг (англ. Coaching) — подход личностного и профессионального развития, формирование которого началось в 70-х годах XX века. Истоки коучинга лежат в спортивном тренерстве, позитивной, когнитивной и орга-низационной психологии, в представлениях об осознанной жизни и возмож-ностях постоянного и целенаправленного развития человека. Как говорил Тимоти Голви: «Коучинг - это искусство создания, с помощью беседы и по-ведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение».

В работе заместителя директора коучинговые техники помогают до-стичь наилучшего результата. И первое с чем он сталкивается – необходимость помочь учителю сделать выбор. Оптимальным для этого является ис-пользование такого инструмента как «Матрица принятия решения» (рисунок 1).

Заполнение матрицы помогает учителю принять обоснованное решение и взять на себя ответственность за этот шаг.

Когда решение принято и учитель твердо в нем уверен, то возникает очередь вопроса «Как?». Наступает этап знакомства с нормативно-правовой документацией, а точнее с требованиями, предъявляемыми к претендентам и таблицей результативности. На этом этапе важно помочь учителю опреде-литься с основным направлением работы и созданием реалистичного плана действий. С этой целью может быть использована техника «Шкалирование». Она позволит учителю определить текущий уровень достижений и отследить динамику (рисунок 2).

Первый шаг техники – мысленно представить, а лучше начертить на бумаге шкалу от 1 до 10. Затем совместно с учителем обсудить, какой конечный результат он хотел бы получить. Второй шаг – попросить учителя определить свой текущий уровень на этой шкале. Важно не переубеждать, если кажется, что он завысил или занизил значение. В таком случае можно задать вопросы, способствующие осознанию. Если оценка ниже, то нужно выяснить, чего не хватило. Если же оценка выше, то по такому же принципу можно уточнить, что помогло ему получить такой великолепный результат. Третий шаг – спросить о том, что надо сделать, что бы по шкале это был следующий шаг на +1, +2, +3 и т.п. деления. Это замечательный инструмент для создания продуманных, реалистичных планов.

Использование арсенала коучинговых инструментов в работе замести-теля директора в предаттестационнй период дает учителю возможность объективно оценить свой уровень готовности к педагогической аттестации, поз-воляет учителю построить собственную траекторию профессионального ма-стерства и творческого саморазвития.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика