ЛИДЕРСКАЯ ФУНКЦИЯ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДКОЛЛЕКТИВА

Баклашова Ольга Николаевна,
директор МБОУ «Гимназия 6»
Приволжского района г.Казани


Одной из тенденций развития современной школы является переход от традиционной функциональной модели управления школой к личностно ориентированной модели. Успех преобразований в школе в значительной степени зависит от позиции, занимаемой ее руководителем, от его компетентности, личностных и деловых качеств. В настоящее время, когда школы стали более автономны и самостоятельны в выборе пути развития, роль директора школы становится еще более значимой. Наблюдения, практика, ряд исследований показывают теоретическую и практическую неподготовленность значительной части руководителей школ к качественно новому типу управленческой деятельности.

Интерес в этом смысле представляет интерпретация понятия «лидер» и «лидерство» с точки зрения английских ученых-педагогов, считающих их неотъемлемой частью понятия «директор школы».

Исследования II половины ХХ столетия были посвящены сравнению физических и психологических характеристик «лидеров» и «нелидеров». Однако они не были последовательны, порой продолжались по диаметрально противоположным направлениям.

Первая попытка дать определение понятию «лидер» была предпринята в конце 1970-х годов в связи с разработкой понятия «хорошей, эффективной школы», связывая это понятие со «школой грядущего столетия». Так, исследователь Бэар характеризует «хорошую школу» следующим образом: «хорошая школа имеет четкие образовательные цели, в ней полагают, что школьник хочет и может учиться. В ней идет постоянный поиск улучшения, она проникнута ожиданием успеха. В хорошей школе - хороший директор, который, главным образом - лидер, воспитатель, чей интерес в обучении. Хорошая школа поддерживает безопасную обстановку для обучения, в ней безопасно для обучающихся быть любознательным, вынашивать свои идеи, экспериментировать и делать ошибки. Хорошая школа не обременяет ни детей, ни педагогический персонал, создает все условия для обогащения, размышления, участия в художественных, профессиональных и других образовательных поисках. Хорошая школа - хорошее место для жизни, для работы, для всего и всех».

Английский ученый Earley привел многообразные трактовки к единому знаменателю и предложил ограничить характеристики настоящего лидера следующими: чувство ответственности; добросовестность в выполнении задания; энергичность; настойчивость; чувство разумного риска; оригинальность; самоуверенность; способность справиться со стрессом; способность оказывать влияние; способность координировать усилия других членов коллектива в достижении цели.

Анализ исследований по вопросу управления школой позволяет выделить следующие направления деятельности руководителя-лидера:

- осознание необходимости преобразований школы, поиск, накопление, концентрация ресурсов для ее развития. Лидер-реформатор мотивирует своих сотрудников в поиске новых путей развития и совершенствования коллектива. Большую роль может играть лидер-директор-реформатор в управлении деятельностью учителей по изменению отношений учеников и родителей к школе.

- видение перспектив своей деятельности. В качестве необходимого компонента профессиональных обязанностей директора как лидера важно отметить умение формировать цели и задачи школы, предпринимать шаги по их выполнению; участвовать в подборе и назначении педагогического персонала; обеспечивать равноправное распределение нагрузки учителей по замене своих коллег, учитывая их расписание и дополнительные обязанности.

- определение перспектив развития школы для членов педагогического коллектива. Директор организует работу всего коллектива так, чтобы работа каждого учителя имела своей целью достижение долгосрочной цели. Директор выступает как источник инноваций с высокой степенью личного продуцирования идей (выработка, изобретение, придумывание, догадка и т.д.). Примером тому, служит программа развития образовательной организации, основными функциями которой являются:

- формирование представления о необходимых изменениях в развитии, образовательной организации, которые будут осуществлены в определенный период с целью достижения нового уровня качества образования.

- целевая ориентация и мотивирование деятельности всех участников образовательного процесса, направленные на успешное осуществление проектируемых изменений.

Ценным управленческим решением является обеспечение информации о текущей работе коллектива с видом на перспективу, руководство и участие в любых мероприятиях системы аттестации учителей, обеспечение доступа преподавательского состава к информации о политике органов образования в области развития учительства.

- культурообразовательная роль лидера в развитии коллектива. Культурообразовательное лидерство означает понимание реалий человеческой природы, принятие концепции профессиональной свободы в соответствии с установленными нормами и ценностями, что, в свою очередь, обеспечивает позитивный нравственный порядок. Воспитательная работа директора школы должна быть направлена наорганизацию воспитательной работы; определение мер по обеспечению самодисциплины, правильного отношения к учению, уважительного отношения к администрации, регулирование поведения учащихся согласно установленным нормам поведения.

- организация корпоративного принятия решений в соответствии с требованиями федеральных, региональных и местных образовательных органов. Сегодня педагогический персонал гимназии во главе с директором обладает достаточной ответственностью за определенный уровень организации учебно-методической и организационной работы. Особо поощряется поддержка и обеспечение высокого уровня сотрудничества между учителями, учениками и родителями. Такое сотрудничество имеет место не только при преподавании дисциплин, но и при организации внеклассной учебной работы, где широко используются проектные (в том числе модульные и имитационные) технологии обучения, распространена практика работы междисциплинарных проектных исследовательских групп.

Администрация гимназии стремится к наиболее полному участию в управлении всех субъектов образовательного процесса, основанном на включении исполнителей в процессы разработки и реализации управленческих решений, на партнерстве, когда коллегиальный стиль становится нормой.

Создание децентрализованной структуры управления требует решения проблемы мотивации учителей и родителей на участие в составе профессиональных и общественных органов управления.

Проделана большая работа по созданию педколлектива гимназии как единой команды, жизнедеятельность которой направлена на сотрудничество руководителя и подчиненного, педагогов друг с другом в составе профессиональных методических объединений, временных творческих групп и т.п.

В 2017 году в информационно - аналитической системе «Директория» было проведено анкетирование всего педагогического коллектива гимназии на предмет определения реальной структуры образовательной организации. В 2018 году исследование было проведено повторно.

Анализ результатов анкетирования показал высокий уровень профессионального и личностного взаимодействия педагогов, способности членов педколлектива к самореализации и совместным действиям для достижения общей цели.

По итогам анкетирования определилось довольно сильное влияние руководства: большим авторитетом и лидерством в педагогической деятельности пользуются директор, его заместители и руководители методических объединений.

Результаты исследования были положены в основу проекта «Повышения уровня социального капитала» и программы развития кадрового потенциала «Учитель XXI века». Разработанные проекты успешно реализуются по сегодняшний день, укрепляя профессиональное взаимодействие педагогов, наставничество. Как следствие, оттачивается мастерство учителя, повышается качество образования, на новый уровень выходит корпоративная культура. При этом руководитель не просто управленец, а равный среди партнеров, выступающий катализатором совместной деятельности по разработке и имплементации творческих проектов.

Таким образом, лидерскую функцию директора школы следует понимать не как самостоятельную управленческую функцию, а как алгоритм деятельности руководителя школы в условиях постоянно обновляющейся ситуации. Основными составляющими лидерской функции можно считать личностные качества руководителя, уровень зрелости коллектива, возглавляемого им, состояние окружающего социума, управленческую компетентность и культуру директора школы.

Литература:

1. Пугачева Н.Б. Управление общеобразовательным учреждением инновационного типа. – Ижевск: Издат. дом «Удмуртский университет». 2002. 39

2. Beare H. Creating an Excellent School / Hedley Beare, J. Brian Caldwell, H. Ross Millikan. – L.-N.Y., 1994. – 289 p.

3. Beare H. Education for the twenty – first century / Hedley Beare, Richard Slaughter. – L.-N.Y., 1994. – 289 p.

4. Earley P. The School management Competences project: Executive Summary / P. Earley. –Crawley: School Management South, 1992. УДК 304.5 A. Баумгартнер-Капату.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика