Методическое объединение педагогов-психологов Вахитовского района г. Казани (из опыта работы)

Минневалеева Анна Ивановна,
руководитель МО психологов
Вахитовского района г. Казани,
педагог-психолог высшей категории
МБОУ «Гимназия №3»


Мастерство педагога-психолога формируется через постоянную систематическую учебу, поэтому методическое объединение является важным звеном системы образования.

Методическая тема психологов Вахитовского района г. Казани: «Внедрение современных технологий, методов и приемов в системе работы по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в образовательном процессе».

Цель: создание условий для повышения и совершенствования методического, профессионального мастерства педагогов-психологов.

Задачи:

– выявить и обобщить положительный опыт использования современных технологий, методов, приемов, подходов в психолого-педагогической деятельности;

– создать условия для организации и проведения на высоком профессиональном уровне психодиагностической, коррекционно-развивающей консультативной методической и инновационной деятельности;

– организовать профессиональное общение и обмен опытом педагогов-психологов через участие специалистов в работе семинаров, мастер-классов, круглых столов, участие в конкурсах профессионального мастерства.

Для решения поставленных задач было выбрано несколько приоритетных направлений:

- информационно-методическое обеспечение педагогов-психологов;

- ознакомление специалистов с новыми технологиями психологической работы;

- оказание помощи психологам в овладении навыками практической работы;

- обмен опытом.

Всего в районе 20 школ в 17 из них есть психологи – это 85%.

Качественный состав МО района:

Как видно на гистограмме, большинство психологов не имеет категории и их стаж работы не превышает 3-х лет.

В связи с этим актуальной становится работа с молодыми психологами по содействию в грамотном построении работы с учетом нормативно-правовой документации, модели работы педагога-психолога школы, специфики использования психологических методов и технологий в практической деятельности с детьми, их родителями и педколлективом. Обычно с молодыми специалистами в начале их трудовой деятельности проводится семинар по актуальным направлениям их работы в ОУ, а также консультации у более опытных коллег, обмен опытом на РМО и семинарах. На итоговых РМО традиционно производится опрос о необходимых формах деятельности по сопровождению начинающих специалистов.

Содержание деятельности РМО направлено на повышение профессиональной компетентности педагогов–психологов, обеспечение их необходимой информацией, разработку трудных тем, анализ новинок психологической литературы. Деятельность методического объединения совершенствуется с каждым годом, всё больше актуальных тем затрагивается на заседаниях и семинарах, всё больше специалистов делится опытом работы. Планируются заседания методического объединения раз в четверть, все психологи присутствуют на этих мероприятиях, выступают, участвуют в дискуссиях. Такая активная форма методического обучения, активного распространения психологического опыта существенно повышает эффективность методической работы. Таким образом, методическое объединение для большинства педагогов-психологов является серьезным помощником в их профессиональной деятельности. Формы организации МО: семинары, мастер – классы, практико – ориентированные тренинги, круглые столы, творческие отчёты, обсуждение современных психолого -педагогических технологий, методик.

Педагоги-психологи ОУ в течение всего учебного года осуществляют психологическое сопровождение: ФГОС на всех этапах обучения; адаптацию 1-х, 5-х, 10-х классов; детей группы риска; детей с ОВЗ; тревожных, агрессивных и депрессивных; детей с трудностями в обучении и общении; а также со множеством других проблем.

Хотелось бы отметить работу психолога с огромным стажем, к.п.н. Фаткуллиной М.Б., работающей в МБОУ «СОШ №1». Этот специалист использует в своей работе много инновационных методов, постоянно учится и применяет свои знания на практике. В школе №1 учатся как простые дети, так и те, кто профессионально занимается спортом. Иногда проблемы, которые у них возникают, кардинально отличаются от проблем других детей, но чаще их тревожит всё тоже, что и всех. Марина Борисовна в своей работе использует не только методы коррекции, формирования навыков, но и психотерапевтические методы, направленные на изменение именно эмоциональной сферы ребенка, на снижение и/или разрешение внутреннего конфликта, на укрепление чувства психологического благополучия, чтобы сделать возможными достижение такого состояния, в котором ребенок мог бы и хотел любить себя, мир и действовать во благо другого человека. В частности, такие терапевтические методы, как семейные системные расстановки (Б. Хелингер), юнгианская песочная терапия (Д. Калфф), «Работа» (К. Байрон), совместное решение проблем (Р. В. Грин).

При этом, работа ведётся не только с детьми, но и с учителями, и с родителями учеников. Для решения некоторых сложных педагогических ситуаций по запросу учителей, Фаткуллина Марина Борисовна попробовала такой интересный метод работы как Балинтовские группы.

Приглашались учителя начальной школы и педагоги-предметники. Роль ведущего выполняла педагог-психолог. В проводимом обсуждении акцент делался не на профессиональном – методическом – анализе поведения педагога с учеником/учениками, а на различных особенностях и аспектах взаимоотношений педагога с учеником/учениками в рамках обсуждаемого случая, на реакциях педагога на обстоятельства этой ситуации. Для этого участники побуждались говорить не только о том, что они думают, но и о том, что они чувствуют (эмоционально и телесно) во взаимоотношениях с учениками, что педагог и ученик значат друг для друга, и что они друг для друга делают.

Особенности, которые мы наблюдали в группах педагогов при использовании такой формы работы.

1. Учителя не были склонны говорить о своих чувствах. На предложение поделиться чувствами по поводу ситуации педагоги говорили о своих мыслях, решениях, действиях.

2. Педагогам было сложно встать на позицию учеников – ощутить их чувства, мысли, желания.

3. Вначале учителя настороженно воспринимали общение в круге, выражали удивление, желание сесть за парты. Но через некоторое время педагоги - участники Балинтовских групп, принимали такую форму взаимодействия и свободно высказывались в процессе обсуждения.

4. Балинтовские группы не имеют своей целью поиск решения для конкретной ситуации. Как уже отмечалось выше, важным итогом может стать, например, осознание учителем пределов своих возможностей, возникновение нового восприятия трудной педагогической ситуации, определение для себя другого способа поведения с учениками, коллегами, родителями и др.

И такая неопределённость в итоге по завершении работы Балинтовской группы вызывала разочарование у некоторых участников, им хотелось конкретных рекомендаций, указаний, алгоритмов действий; оставалось ощущение незаконченности процесса. Такое же ощущение иногда возникало и у ведущего Балинтовской группы. Но по окончании группы процесс проживания чувств и осознанного или бессознательного переосмысления ситуации продолжался, а это говорит о внутренней работе, которая в конечном итоге приведет к разрешению и переосмыслению проблемы.

В нашем районе много школ с историей, традициями и разными направлениями обучения. Одной из таких является школа № 18 с языковой направленностью. Молодой психолог Петрова Варвара Андреевна не имеет еще большого опыта работы, но и у нее есть свои приоритетные направления работы. Вот как она сама говорит о них:

За мой скромный период работы психологом, я могу отметить, что одним из основных поводов обращения родителей к школьному психологу становится излишние (по мнению родителей) увлечение детей мобильными телефонами и иными гаджетами. Особенно количество подобных обращений увеличилось с началом нового учебного года, которому предшествовала 4 четверть, прошедшая в форме дистанционного обучения. Можно предположить, что именно подобное стечение обстоятельств усугубило проблему использования учащимися гаджетов. Получив снисходительное, а иногда и поощряемое отношение родителей и педагогов к продолжительному нахождению перед экраном телефона или компьютера, в связи с прохождением учебной программы, данное поведение у детей закрепилось и перенеслось в игровой компонент, а также в увеличение времени, проводимое в социальных сетях (у подростков).

Исходя из подобного рода запросов, с родителями и учащимися школы проводится следующая работа: Индивидуальное консультирование детей и родителей с целью выяснения всех обстоятельств сложившейся ситуации и нахождения совместных путей выхода из нее. Профилактическая работа с родителями, которая заключается в подготовке и выступлении на родительских собраниях по темам: «Безопасный Интернет», «Плюсы и минусы использования мобильных телефонов учащимися» групповые беседы с родителями, с целью предотвращения кибербуллинга. Подготовка профилактического занятия для учащихся 3-4 классов «Полезный и безопасный интернет».

В целом, тема увлечения детьми мобильными телефонами, компьютерными играми и общением в социальных сетях является более противоречивой и глубокой, чем кажется на первый взгляд, а еще очень актуальной в век цифровизации и повсеместного внедрения передовых информационных технологий. Поэтому работа с данной проблематикой ведется и нарабатывается необходимый опыт.

В одном из старейших лицеев города – лицее № 5 появился новый психолог - Тумашева Лиля Викторовна. Придя в лицей, она окунулась в мир детства, учебы, реализации проектов и начинаний как обучающими, так и их наставниками. Вот, что она сама пишет о работе лицея.

Сегодня лицей работает над созданием системы непрерывного конвергентного образования, ориентированного на профильные классы по предметам естественнонаучного цикла. Новизна проекта состоит в принципиально новых подходах к формированию развивающей образовательной среды на основе технологий деятельностного и конвергентного обучения.

Также в лицее реализуются несколько проектов с социальными партнерами. Это и школа юного эколога совместно с Министерством экологии и природных ресурсов РТ, школа юного инженера совместно с Технопарком и с НПО ГИПО, школа юного музыканта совместно с ДМШ №26, школа юного спортсмена совместно с БСК «УНИКС». Особое внимание уделяется развитию проектов совместно с Посольством Республики Польша: языковые практики на территории Польши, летний отдых детей в Польше и проведение совместных мероприятий с обществом поляков в Республике Татарстан.

Активно реализуются программы "Я-лидер", программа по повышению финансовой грамотности совместно с Банком России. Особо внимание уделяется гражданско-патриотическому воспитанию совместно с Казанским местным отделением ДОСААФ и комитетом ветеранов войны и военной службы Вахитовского и Приволжского района. И, во многих направлениях работы, Лиля Викторовна принимает участие, сопровождает детей и педагогов.

В лицее № 116 работает педагог-психолог со стажем около 20 лет Дмитриева Галина Георгиевна. Это глубоко порядочный, знающий и любящий своё дело специалист. «В своей работе я придерживаюсь слов О.Уайлда «Лучший способ сделать детей хорошими - сделать их счастливыми». В работе школьного психолога мне нравится вести индивидуальные и групповые занятия с учащимися начальной школы. Особое внимание уделяется в адаптационный период с учащимися 1-х классов, где я провожу "Игровые минутки на переменах". Это способствует созданию наиболее оптимальных и благоприятных условий для безболезненного вхождения учащихся 1-х классов в школьную жизнь».

Конечно, работа психолога – это не только первый класс, но ведь жизнь в школе начинается именно в первом классе, и на сколько ребёнку будет комфортно в первые недели и месяцы в школе, во многом зависит и его дальнейшее обучение, вплоть до 11 класса.

И, закончить повествование о Методическом Объединении психологов Вахитовского района г. Казани, я бы хотела рассуждениями психолога школы № 80 Набиуллиной Аиды Фаниловны о работе с проблемой недоверия подростков, чаще всего ко всему окружающему миру.

Для многих современных подростков остро стоит проблема недоверия. Подростки не доверяют ни себе, ни родителям, ни учителям, ни ровесникам. Доверие всегда предполагает ценностное отношение к личности другого. Доверяя другому, человек рассчитывает, что тот не поступит ему во вред. Чаще всего подростки не хотят идти к педагогу-психологу по целому ряду причин:

• боятся вопросов, которые будут задавать;

• боятся, что их неправильно поймут, что кто-то узнает о встрече;

• волнуются о том, какое произведут впечатление.

• боятся, что их назовут «психами»

• к психологам ходят только «лузеры»

Если психолог относится к ученику с уважением и доверием, помогает преодолевать трудности в учении, других видах деятельности, устанавливать конструктивные взаимоотношения с товарищами, сохраняет контакт с ним, отвечая на его многочисленные вопросы, то тем самым создает благоприятные условия для его дальнейшего развития и доверия.

Школьный психолог подобен канатоходцу – ему нужно ухитриться сохранить доверие ребенка, контакт с родителями, но и действовать во благо остальных детей, чтобы пресечь школьный буллинг.

Работы у психолога много. Он работает со всеми «участниками педагогического процесса»: учениками, учителями, администрацией и родителями. И, главное, это стремится работать прежде всего на взаимном доверии между всеми участниками учебного процесса. Доверие – вот основа успеха!


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика