Ахметбаева Резеда Рашитовна,
заместитель директора по УР
МБОУ «Гимназия №18 с татарским языком обучения»
Приволжского района г.Казани
Согласно концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации, модернизация российского образования, опираясь на общие тенденции мирового развития, должна отражать интересы российского общества и государства, связанные с формированием российской гражданской идентичности. Обеспечить удовлетворение такого запроса может целостная инновационная система поликультурного образования, учитывающая государственные интересы, национальные и этнокультурные особенности населения, условия межкультурного диалога и задачи проектирования межэтнической и межконфессиональной гармонии.
В справочно-педагогической литературе поликультурное образование трактуется как образование, направленное на приобщение подрастающих поколений к этнической, национальной и мировой культуре, развитие на этой основе толерантного сознания, формирования готовности жить в многонациональном мире.
Идея поликультурного образования в гимназии привлекает нас своей актуальностью и востребованностью, поскольку мы живем в многонациональной республике. Администрацией и педагогическим коллективом гимназии с самого начала своего существования была поставлена проблема «Воспитание и дифференциация обучения на основе народной педагогики, формирование у учащихся умений и навыков полилингвизма». В основу работы по данной проблеме была заложена следующая идея - использование возможностей татарской народной педагогики, то есть этнических и региональных культурно-исторических, социально-экономических и социально-психологических условий; опора в обучении и воспитании на национальные традиции, культуру, национально-этническую обрядность, привычки; привлечение возможностей татарского языка и литературы, татарского фольклора, музыки, танцев, краеведческого материала.
Исходя из этого, в своей урочной и внеурочной деятельности мы выделяем следующие задачи:
1. формирование у учеников осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
2. воспитание чувства патриотизма, которое реализуется также через воспитательные приемы, используемые при работе с литературными произведениями страноведческого характера: приведение примеров, использование сравнений, сопоставлений противопоставлений, разъяснений, анализа фактов и явлений;
3. пропаганда идеи многоязычия.
В татарской гимназии на исторические, общественные, художественно-эстетические и языково-коммуникативные предметы возложены важные функции по социализации учащихся, развитию у них умений ориентироваться в национальной культуре и важнейших достижениях мировой культуры, умения понимать и оценивать во взаимосвязи события прошлого и настоящего, осознавать изменчивость общественных явлений в их целостности. Предметы гуманитарного цикла призваны способствовать пробуждению у учащихся «национальной памяти», пониманию своего места в обществе, своих исторических корней, своей сопричастности к культуре родного народа. Содержание предметов этого цикла должно быть развёрнуто вокруг центральных структурообразующих направлений:
• формирование целостного мировоззрения;
• формирование общей культуры личности;
• формирование национального самосознания;
• развитие творческих способностей.
В содружестве с учителями родного (татарского), русского, английского и французского языков, а также с учителями-предметниками и учителями начальных классов в гимназии предусмотрено проведение интегрированных уроков, которые дают учащимся достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором они живут.
Реализация поликультурного образования и воспитания требует введения нетрадиционных методов и инновационных технологий в гимназии: тренингов, дискуссий, симпозиумов, поисковой самостоятельной деятельности, диалогов и других. А формами поликультурного взаимодействия в свою очередь выступают:
• фестивали культур;
• национальные праздники;
• выпуск информационной национальной газеты;
• тематические вечера, посвященные национальным героям;
• конкурсы народных обычаев, народной кухни;
• экскурсии, путешествия, связанные с познанием истории и культуры своего и других народов.
Таким образом, поликультурное образование и воспитание в гимназии рассматривается в интеграции с мировыми культурами и с учетом освоения национальных и общечеловеческих ценностей. Выдвинутые идеи, методы и формы поликультурного образования определяют такие его особенные характеристики как:
• интеркультурная коммуникация;
• двуязычная школа;
• интеграция личности в культуру;
• возможность самореализации при сохранении взаимосвязи с родным языком, культурой.
Литература:
1. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации.
2. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — 2002
3. Зиатдинова Ф.Н. Поликультурное образование учащихся младших классов в национальной школе. – Общая педагогика, история педагогики и образования. – Уфа, 2006, 182 с.