История внедрения инклюзивного образования в МБОУ «Школа №1»

Магер Марина Олеговна,
педагог-организатор ресурсного класса
Хайрутдинов Самат Фатхутдинович,
заместитель директора по УР
МБОУ «Школа №1»
Вахитовского района г.Казани


«Если мы можем найти мотивацию к учебе у детей с аутизмом, а это, поверьте, трудно, значит, мы сможем найти ее и у директоров, и у педагогов, и у чиновников» (Екатерина Мень, АНО «Центр проблем аутизма»)

С желания создать инклюзивное пространство в системе образования вообще, и в конкретной школе в частности, началась в 2017 году история инклюзивного образования в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» Вахитовского района г.Казани.

До этого времени в городе функционировали несколько школ, в которых обучались дети с РАС. Однако, администрация школы поставила перед собой задачу выработать новую форму работы с такими учащимися, включить их в образовательный процесс вместе с обычными детьми.

Как и любое новое направление работы, внедрение инклюзии поставило перед администрацией школы немало вопросов. Имеющийся в других регионах успешный опыт внедрения инклюзии в образование помог выработать собственный путь.

Основной сложностью на тот момент являлся дефицит специалистов, которым предстояло работать с детьми с расстройством аутистического спектра: педагога ресурсного класса, логопедов, дефектологов, психологов и тьюторов. Школа обратилась в ведущие институты республики, с которыми в дальнейшем установились партнёрские взаимоотношения в вопросе подготовки и обучения необходимых специалистов. В настоящее время эти институты направляют своих студентов и слушателей в школу для прохождения практики.

Следует отдельно отметить еще одно ограничение для реализации принципов инклюзивного образования в школьной среде – неготовность педагогов, учащихся и их родителей принять в коллектив особенных детей. В создании комфортной, толерантной среды нашей школе очень помогла образовательная организация, которая провела цикл уроков добра, тренингов и бесед с учащимися, родителями и педагогами; эта работа продолжается до сих пор.

Итак, в сентябре 2017 года в школу пришли 7 учащихся с РАС, ресурсный класс был укомплектован и начал работу. Уроки велись в регулярном и ресурсном классах. Нейротипичные дети и учащиеся с РАС привыкали учиться вместе, специалисты – взаимодействовать. Конечно, этот путь нельзя назвать гладким, но как гласит известная фраза «Per aspera ad astra» - «через тернии к звездам».

Кроме уроков математики, русского языка, чтения и физкультуры в регулярном и ресурсном классах, ребята посещают занятия по тхэквандо, физкультуре, театральную студию, прикладное творчество, кулинарные мастер-классы, АРТ и мероприятия в рамках проекта «Открытая школа». На особенностях проведения этих занятий мы и хотели бы остановиться.

• Занятия по тхэквандо

Серию уникальных тренировок проводят наставники, имеющие специализированное высшее образование, знающие, как работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Занятия проходят под эгидой Федерации тхэквандо ГТФ России, Фонда президентских грантов и проекта «Пестрый пояс» и состоят из классических и игровых упражнений. Все направлено на развитие координации движений детей и гибкости тела. Помогают такие занятия выработать внимательность. Важно помнить, что дети уникальны, и тренеру нужно показывать те движения, которые ученики смогли бы выполнить. Это поможет создать ситуацию успеха и мотивирует учеников продолжать тренировки, способствует развитию самоконтроля, дисциплинированности и умению постоять за себя.

• Театральная студия

Идея создания инклюзивного театра на базе нашей школы возникла после нескольких удачных инсценировок известных детских сказок. В этих постановках приняли участие нейротипичные ребята и учащиеся с РАС.

Театр – это пространство, где дети могут развивать свои таланты - от актёрского мастерства до способности рисовать эскизы, мастерить декорации своими руками и т.д. Руководитель театральной студии в нашей школе говорит, что талантливы все дети, и наша задача – разглядеть, в чём именно. Конечно, выход на сцену – это большой труд, и прежде чем туда попасть, нужно много репетировать. Включение особенных детей в коллективные занятия всегда происходит с тьюторским сопровождением и при готовности обеих категорий детей к совместной работе.

Существует стереотип, что человек с расстройством аутистического спектра не может фантазировать, не способен войти в роль, создать образ. Но, конечно, это не так, и наши дети – тому подтверждение.

Занятия по актерскому мастерству — одно из лучших мест, где дети могут социализироваться. Творческая игра-драматизация является важным условием, в котором развиваются коммуникативная деятельность, умение понять своего партнера, опираясь не только на вербальные высказывания, но и на эмоциональность и выразительность его лица, действий и поступков.

Принятие ребенком роли какого-либо персонажа — существенная предпосылка развития процессов понимания другого человека. Она даёт возможность попробовать разные способы взаимодействия с людьми.

• занятия по прикладному творчеству

Во время занятий по прикладному творчеству обращает на себя внимание слабо развитая моторика рук у наших учащих с РАС. Для решения этой проблемы и для развития их творческих способностей на занятиях по прикладному творчеству мы используем технику нетрадиционной аппликации. Это аппликация с использованием нетрадиционных материалов (ткань, шерсть, кожа и пр.) и способов работы, работа с которыми заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка. Эти занятия способствуют развитию у него творчества, развивают трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса.

• занятия АРТом

АРТ-терапия - один из наиболее эффективных методов терапии детей с расстройством аутистического спектра. Это лечение творчеством с помощью таких художественных приемов как рисование, лепка и музыка. В работе используется рисование акварельными и гуашевыми красками, различными техниками и способами. Изобразительная деятельность помогает снизить эмоциональное напряжение и тревожность и создать у ребенка ощущение комфорта.

Работа над рисунками, картинами, скульптурами развивает чувство внутреннего контроля. Она предусматривает изучение и закрепление цвета и форм. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения сильных переживаний детей, а также общения ребенка с РАС с окружающим миром. Арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки, расслаблению и снятию напряжения и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей.

• Мастер-классы по кулинарному мастерству

Булочки из дрожжевого теста, рулеты с корицей и какао, печенье из песочного теста, фруктовые салаты, пельмени, шарлотка и трайфлы – это и многое другое приготовили наши ученики. Ничто так не объединяет, как совместные приготовление и поглощение приготовленных своими руками блюд.

• Проект «Открытая школа»

Среди проблем, с которыми сталкиваются дети с расстройством аутистического спектра, можно назвать нарушение у них так называемых «мягких» навыков – адаптивности, коммуникабельности, эмпатии и культурной чуткости, а также умение ориентироваться на местности. Это не оставляет таким детям возможности сотрудничать с окружающими в приемлемой форме. Именно для коррекции навыка сотрудничества и социального взаимодействия у детей с РАС, для создания среды, в которой можно преодолеть социальную изолированность, был создан и запущен проект «Открытая школа». Данный проект дает возможность нашим ученикам с РАС общаться с нейротипичными сверстниками и взрослыми не только в стенах школы, но и в кинотеатре, зоопарке, гончарной мастерской и других местах. Это позволяет генерализировать навыки социального взаимодействия, полученные нашими учениками в магазине, и в дальнейшем применить полученные знания в других местах. В рамка реализации проекта учащиеся с РАС посетили музей в казанском Кремле, центральный стадион, магазин и национальный комплекс «Туган Авылым». В перспективных планах у нашего класса посещение кафе, гончарной мастерской и ипподрома.

В заключение стоит отметить, что от логично выстроенного сочетания учебной и внеурочной деятельности зависит в конечном счете успешность инклюзивного образования в учебном заведении. Инклюзия в школе важна не только для детей с особыми потребностями, но и всех, кто так или иначе участвует в школьной жизни. А успех в этом непростом деле дает силы для воплощения в жизнь новых идей, дарит мотивацию.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика