ПРОЕКТ «В МИРЕ ПРОФЕССИЙ» ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Файзуллина Ольга Сергеевна,
педагог ресурсного класса
Можаровская Арина Яновна,
педагог адаптивной физкультуры
МБОУ «Школа №51» Вахитовского района г.Казани


Выбор профессии является важным этапом в жизни каждого ребенка. Особенно остро стоит этот вопрос у лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Профориентация детей с ОВЗ становится проблемой не только для них самих, но и для их родных и близких, педагогов, что порой значительно усложняет ситуацию.

Конечно же, профориентация требует специальной разработки и имеет ряд своих особенностей, которые включают особые методы диагностики профессиональных склонностей, а также интересов человека, и принятие во внимание конкретных ограничений по состоянию здоровья.

Перспективами развития, получения профессионального образования детей с ОВЗ занимались такие исследователи как (Турчинская К. М., Виноградова М. Д., Чистякова С. Н., Дульнев Р. М., Бондарь В. И., Хохлина О. П., Синев В. Н.) [1].

При анализе и обобщении регионального опыта осуществления профориентационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в системе образования выявлены типичные затруднения, а именно:

? отсутствие системы профориентационной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;

? неоднородность групп лиц, выделяемых по принципу ОВЗ, характеризуемых специфическими особенностями развития;

? отсутствие или недостаток специальных условий, необходимых для проведения профориентационной работы и обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ;

? стереотипность выбора профессий и специальностей лицами с ОВЗ и инвалидностью ориентируемого общественным сознанием, культивируемого современными средствами массовой информации;

? разрозненность деятельности ПМПК, БЮРО МСЭК, ПМСС-Центров, образовательных организаций, в том числе реализующих адаптированные образовательные программы в области профессионального консультирования и профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ;

? недостаточное взаимодействие с региональными предприятиями-партнёрами, общественными организациями (родителей, инвалидов, волонтеров и др.) по вопросам выбора профессий и специальностей среднего профессионального образования [6].

Для того, чтобы ребенок имеющий ограничения здоровья был успешен в жизни и конкурентоспособен, необходимо уже в раннем возрасте формировать профессиональную мотивацию посредством эффективной системы предпрофессионального ориентирования, которая может проходить в форме викторин, экскурсий, сюжетно-ролевых игр, выполнения простых трудовых операций, выступления ребенка в роли помощника взрослых специалистов.

Правовая база профориентации обучающихся в современных условиях включает следующие основные акты:

? Конвенция ООН «О правах инвалидов» от 13 декабря 2006 года;

? Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597«О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

? Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

? Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

? Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 года;

? № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

? Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Минтруда России от 27 сентября 1996 г. № 1;

? Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 464;

? Порядок приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 года № 36;

? Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 января 2015 года № 1309;

? Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 № 292;

? Методические рекомендации по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, утвержденные приказом Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 515 (устанавливающие перечень рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности)[3].

Прежде чем заниматься профориентацией детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо в первую очередь изучить специфику их заболеваний. Ведь самая большая сложность в ориентации на профессию среди лиц с ограниченными возможностями состоит неоднородности состава таких групп.

Расстройства аутистического спектра (РАС).

Расстройства аутистического спектра – это группа психических заболеваний, характеризующихся искажением процесса развития с дефицитом коммуникативных способностей, поведенческими и двигательными стереотипиями. В новую версию классификатора (МКБ-11) введена отдельная диагностическая единица «Расстройство аутистического спектра». РАС манифестируют в детстве - до 5 лет, сохраняются в подростковом и взрослом возрасте [2].

Основными признаками РАС при всех его клинических вариантах являются:

? недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;

? обособленность от внешнего мира;

? вялое эмоциональное реагирование;

? возможность агрессивной реакции;

? чувствительная реакция на зрительные, слуховые раздражители;

? приверженность к сохранению неизменности окружающего;

? однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям;

? разнообразные речевые нарушения

Дети с РАС имеют трудности в общении и межличностном взаимодействии, так же наблюдаются проблемы в поведенческой сфере. В школьных условиях чаще всего возникают проблемы социального взаимодействия, трудности привыкания к новым условиям, организации поведения и усвоения дисциплинарных норм. Ряд отечественных и зарубежных теорий объясняет эти особенности нарушениями аффективной сферы (Лебединский, Бардышевская, Никольская, Баенская, Либлинг, Hobson, Tinbergen).

Основные задачи профориентации детей с РАС:

? Развитие трудовых навыков, а также трудовых качеств;

? Расширение граней самопознания;

? Предоставление доступной информации о профессиях, их важности, особенностях и путях профессиональной подготовки;

? Формирование установки на труд, а также на позитивное отношение к нему.

Труд для ребенка с РАС заключается, как в производительной сфере, так и в бытовой. То есть, это бытовой труд, самообслуживание, спорт и другие важные виды труда, которые представляют некоторые трудности. И чтобы такой ребенок смог себя нормально чувствовать в обществе, в первую очередь у него должен быть сформировано положительное отношение к труду в любых его формах и проявлениях.

Этапы реализации проекта:

Этап 1. Знакомство с профессиями. Ознакомление особенного ребенка с миром профессий начинается в классе. С помощью дидактических игр и упражнений. Благодаря использованию информационно-компьютерных технологий (ИКТ) можно расширить знания ребенка с РАС о той или иной профессии. Использование наглядного материала позволит заинтересовать и положительно настроить на изучение профессий.

Этап 2. Практическая деятельность в классе (мастер-классы). Изучая различные профессии, ребенок с РАС может самостоятельно поработать поваром-кондитером или строителем на уроках. Благодаря совместному труду педагога и тьютора представляется возможным углубить практические знания ребенка о различных профессиях.

Этап 3. Выход за пределы школы. Посещение экскурсий и открытых дверей, где в различных условиях и с разными людьми проходят обучение той или иной профессии.

Таблица 1. Примерный перечень профессий, которым обучаются лица с ОВЗ в образовательных организациях

Весомую роль следует уделять родителям лиц с РАС. Поэтому, проведение групповых и индивидуальных занятий по знакомству с профессиями должно быть не только с детьми, но также и с их родителями. В основе индивидуальной работы с родителями детей лежит получение информации о семье, настрое в ней.Специалист должен знать, какую позицию преследуют родители, как они влияют на развитие ребенка (дать им необходимые рекомендации).

Статистические данные о профессиональной деятельности ребенка с РАС предполагают сбор информации у компетентных людей, это работники образовательной сферы и иных учреждений, родители особенных детей так же все, кто так или иначе взаимодействуют с лицами с ОВЗ.

Данный проект поможет спрогнозировать возможную профессиональную деятельность ребенка с РАС, повысит уровень знаний у родителей и педагогов, будет способствовать социализации и адаптации за пределами школы.

Список литературы:

1. Нестерова А.А. Модель сопровождения позитивной социализации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС): комплексный и междисциплинарный подходы / А.А. Нестерова, Р.М. Айсина, Т.Ф.Суслова // Образование и наука. – 2016. – № 2 (131). – С. 121-131.

2. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М – М.: Теревинф, 1997. – 341 с.

3. Трофимова В. И. Педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в младших классах общеобразовательной школы в процессе их взаимоотношений со сверстниками: автореф. дис.канд.пед.наук: 13.00.03 / Трофимова Валентина Ивановна. – М., 2008. – 12 с.

4. Чистякова С. Н. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение учащейся молодёжи / под ред. С. Я. Батышева. М. : Профессиональное образование. - 1997.-386 с.

5. Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение обучающихся: проблемы и пути решения // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2015.- № 2 (18). - С. 11–122.

6. Щербакова А. М. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы // Дефектология. - 1996. - № 4. - С. 24–28.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика