Абдуллина Лилия Ринатовна,
заместитель директора по УР,
Броднева Наталья Владимировна,
заместитель директора по УР
МБОУ «Лицей № 78 «Фарватер»
Приволжского района г.Казани
Система образования России в настоящее время ориентирована на развитие инклюзивного процесса в образовательных организациях. В связи с этим организация инклюзивного образования стала актуальной для каждой российской школы. На сегодняшний день с одной стороны существует большой объем различных научно-исследовательских работ в области инклюзивного образования. С другой стороны, педагогическое сообщество испытывает дефицит в методических пособиях, описывающих эффективные педагогические практики организации инклюзивного подхода в обучении детей с ОВЗ.
В Лицее № 78 с 2008г. наряду с типично развивающимися детьми обучаются дети с ОВЗ,основной диагноз которых - нарушение опорно-двигательного аппарата. Сегодня в Лицее в числе 1273 обучающихся – 144 детей с ОВЗ получают общее образование.
На базе сетевого взаимодействия лицея с ГАУСО «Реабилитационный центр для детей подростков с ограниченными возможностями «Солнечный» МТЗ и СЗ РТ, ЦВР, Городской ПМПК, Детской школой искусств, Центром внешкольной работы и др. в лицее реализуются следующие виды инклюзии:
• Внеурочнаяинклюзия: учащиеся вовлечены во внеурочные мероприятия.
• Частичная инклюзия: дети с ОВЗ обучаются по индивидуальным учебным планам; сочетается дистанционное и очное обучение.
• Полная инклюзия: ребенок-инвалид обучается совместно со сверстниками в инклюзивных классах.
Педагогический коллектив лицея имеет богатый опыт организации учебной деятельности для детей с ДЦП с сохранным интеллектом, который ежегодно обобщается на конференциях, семинарах.
Многолетний опыт общения с педагогами различных регионов России и Татарстана показывает, что в школах имеется острая необходимость вполучении педагогических и технологических инструментариев для работы со всеми группами детей с ОВЗ и организации инклюзивного образования в целом.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Путь организации инклюзивного образования для нас был тернист и сложен. Было больше вопросов, чем ответов. Самая главная проблема, с которой мы столкнулись, - с чего начать? На наш взгляд, начинать надо с нормативной базы.
При организации инклюзивного образования мы руководствовались следующими документами:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ МО и Н РФ от 20.09.2013 г. №1082 г.;
• ФГОС НОО ОВЗ от 19.12. 2014 г. № 1598;
• ФГОС образования УО (ИН) от 19.12.2014г. № 1599;
• Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
• Положение о ПМПК.
При этом необходимо помнить, что нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования включает не только документы Минпросвещения РФ, но и Министерства здравоохранения РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ.
Одной из проблем, с которой сталкиваются образовательные организации при реализации инклюзии- это разработка локальных актов. На наш взгляд, одними из важных и необходимых документов для инклюзивной школы являютсяПоложение об организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Положение о психолого-педагогическом консилиуме. Эти положения каждое образовательное учреждение разрабатывает исходя из своей специфики и запросов участников образовательных отношений.
Положение Лицея №78«Об организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» состоит из следующих разделов:
1. Общие положения.
2. Ресурсное обеспечение инклюзивного образования
в Лицее:
- Кадровое обеспечение (излагаются требования к педагогическим работникам).
- Материально-техническое обеспечение (описываются условия реализации инклюзивного образования).
- Программно-методическое обеспечение (указаны особенности основных образовательных программ Лицея, отражающих основные принципы и содержание инклюзивного образования; адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с НОДА с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностейи т.д.).
- Финансовое обеспечение.
3. Организация инклюзивного образования.
- Формы образования
- Модели инклюзивного образования
- Этапы реализации.
4. Комплексное сопровождение обучающихся с ОВЗ в Лицее (излагаются особенности психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения учащихся с ОВЗ на основе заключений ПМПК, ППк Лицея, перечисляются категории педработников, которые осуществляют это сопровождение в лицее).
5. Организация аттестации обучающихся с ОВЗ (названы особенности организации и проведения государственной итоговой аттестации учащихся с ОВЗ).
Не маловажное значение при организации инклюзивного образования имеет разработка Положенияо психолого-педагогическом консилиуме. Психолого-педагогический консилиум (ППк)создается в целях
- комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК;
- своевременного выявления детей, нуждающихся в создании специальных образовательных условий (СОУ);
- создания СОУ в соответствии с заключением ПМПК;
- разработки и реализации для них индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения.
В состав ППк могут войти
• заместитель директора по УР;
• заместитель директора по ВР;
• педагог-психолог;
• социальный педагог;
• логопед;
• дополнительно привлекаемые специалисты.
В Положениио психолого-педагогическом консилиуме МБОУ «Лицей №78 «Фарватер» г.Казани нашли отражения следующие разделы:
1 . Общие положения.
2. Основные задачи деятельности ППк.
3. Регламент деятельности ППк.
4. Права и обязанности членов ППк.
5. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ.
Данное положение дополнено документами (приложениями), которые помогают работу ППк сделать продуктивной и эффективной:
• Психолого-педагогическая карта обучающегося;
• Представление классного руководителя на ППк;
• Заключение классного(тьютора) руководителя на ППк;
• Заключение психолога на ППк;
• Заключение социального психолога на ППк;
• Заключение логопеда на ППк;
• Заключение логопеда на ППк и др.
Материалы по инклюзивному образованию в лицее получили положительную оценку педагогического сообщества и представлены на сайте https://edu.tatar.ru/priv/school78/page3744762.htm
Профессиональная компетентность педагога – ключевое условие инклюзивного образования. Работе с педагогическими кадрами в инклюзивной школе необходимо уделять особое внимание. Мы ее строим по следующим направлениям:
- Курсовая подготовка;
- СОКОЛ (система оценки качества образования лицея);
- самообразование;
- обобщение опыта работы в рамках стажировок, реализации мероприятий государственной программы «Развития образования в Российской Федерации»;
- участие в семинарах, конференциях по проблемам инклюзии
Большое значение уделяем повышению квалификации педагогов. Традицией стало корпоративное обучение, в котором принимают участие большинство работников лицея. Только за последние пять лет были обучены
• 25 педагоговполучили переподготовку по программе «Педагогика и психология инклюзивного образования» (на базе ИРО РТ);
• 19 педагоговполучили дополнительное образование – дефектология, логопедия, сурдопедагогика, психология;
• 86 педагогов по программе «Организация инклюзивного образовательного пространства в образовательных организациях для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья», реализуемой в рамках обучающих мероприятий государственной программы «Доступная среда» (на базе МГПУ; ИРО РТ);
• 42 педагога- по программе «Применение межпредметных технологий в рамках реализации междисциплинарных программ ООП ОО как инструмент достижения предметных и метапредметных образовательных результатов ФГОС» (на базе НОУ ДПО ЦСГО);
• 100 педагогов - по программам «Профессиональный стандарт педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями» и «Организация инклюзивного образования в образовательной организации и работа с детьми с ОВЗ»(на базе НОУ ДПО ЦСГО).
Данная работа была организована за счет побед Лицея №78 в грантовых конкурсах. Они позволили не только повысить профессиональные компетентности учителей, но и реализовать многие проекты. Необходимо отметить результативное участие в
• Мероприятиях Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;
• Федеральномгранте «Инновации в технологическом образовании»;
• Федеральном инклюзивномпроекте «На урок вместе»;
• Республиканскомгранте «Создание и поддержка региональных инновационных площадок»;
В 2019г. Лицей стал победителем республиканского конкурса «Успешная школа» и лауреатом всероссийского конкурса «Успешная школа» и вошел в число 16 лучших школ России.
Опыт работы лицея по организации инклюзивного образования представлен на международном, федеральном, республиканском уровнях и заслужил высокую оценку. Надеемся, что опыт работы педагогического коллектива расширит педагогическийрепертуар и инструментарий учителей в инклюзивной педагогическойпрактике и будет способствовать развитию инклюзивного образования Республики Татарстан.