Организационно-методические основы эффективного функционирования образовательных организаций в условиях инклюзивного образования

Абдурашитова Альфия Шамильевна,
директор
МБОУ «Русско-татарская средняя общеобразовательная школа №97»
Приволжского района г.Казани
Мир - разнообразен, люди в нем -
разные, каждый человек имеет право
на жизнь, воспитание, обучение, развитие.
Л.С.Выготский


С 1 сентября 2016 года по всей России введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ОВЗ. Инклюзивное образование – это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.

Инклюзия предполагает раскрытие каждого ученика с помощью соответствующей образовательной программы (это может быть адаптированная образовательная программа, индивидуальный учебный план и др.). Инклюзия учитывает потребности ученика, специальные условия их обучения и поддержку, необходимую ученику и учителям для достижения образовательного результата.

Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является ее готовность и возможность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счет собственного гибкого переструктурирования, учета особых образовательных потребностей каждого включаемого ребенка. Инклюзия развивает у здоровых детей терпимость к недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству.

Организационное обеспечение, создание специальных условий образования для детей с ОВЗ, прежде всего, базируются на нормативно-правовой базе. Создание этих условий должно обеспечить не только реализацию образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей. Наиболее важным локальным нормативным документом следует рассматривать Договор с родителями (законными представителями), в котором зафиксированы права и обязанности всех участников образовательного процесса. В нем должны быть предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, в том числе и новыми форс-мажорными обстоятельствами, возникающими в процессе образования.

В нашей школе организована система взаимодействия и поддержки со стороны внешних социальных партнеров – территориальной ПМПК, ГАОУ ДПО «ИРО РТ», К(П)ФУ, общественных организаций.

В соответствии с реализацией ФГОС НОО для детей с ОВЗ в 2017 году в МБОУ «Русско-татарская средняя общеобразовательная школа №97» Приволжского района г.Казани была внедрена модель «Ресурсный класс» для детей с расстройствами аутистического спектра. Аутизм входит отдельной нозологией и имеет четыре варианта программы. В 2020-2021 учебном году по адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 8.1., 8.2.) обучаются девятнадцать учащихся первых – четвертых классов. Работа ресурсного класса проходит под наблюдением специалиста по прикладному анализу поведения. Процесс обучения основан на принципах прикладного анализа поведения (АВА).

Для обучающихся созданы следующие специальные условия:

- временный режим (соответствие режиму класса; адаптированный период – сентябрь; постепенное увеличение времени в классе в течение адаптационного периода, начиная с 2-х уроков)

- организация пространства школы, класса (зонирование рабочего пространства для индивидуальных работ; система визуальных подсказок в разных зонах класса; оборудованный уголок для отдыха: батут, кресло, подушки, сенсорные игрушки)

- организация рабочего места (маркировка мебели и личных вещей ребенка фотографией и подписями; именные подписи, сопровождающие личные вещи ученика; индивидуальные визуальные опоры в виде липучек для следования последовательности выполнения отдельных операций деятельности; визуальны правила поведения на уроке: я сижу, тихо, рисовать на перемене; правила поведения, на перемене, выполненные в виде социальных историй, визуальные правила: убегать нельзя, тихо, я сижу)

- вспомогательные средства (визуальное расписание на все основные уроки, выполненное в цветных табличках, соответствующих изображению на учебниках по всем предметам; звукоизолирующие наушники; использование индивидуально подобранных поощрений после выполнения сложных заданий (миньоны, валли и т.д.)

- технические средства (диктофон для записи и прослушивания собственной речи с целью контроля за ее звучанием; блокнот для фиксирования времени возникновения нежелательного поведения и его описания; механический счетчик для фиксирования количества преподнесённых ученику подсказок за время урока; таймер)

- специальный дидактический, методический материал (наличие карточек-подсказок с изображением и подписью действий, необходимых для выполнения на планере визуального расписания; адаптированные правила в виде таблиц и схем; нумикон)

- формы и условия оценки достижений (формы оценки: адаптированные короткие одноступенчатые индивидуальные инструкции (математика, русский язык, чтение, окружающий мир)).

- условия оценки (для обеспечения комфортной обстановки), (увеличение времени для написания проверочных и контрольных работ; возможность индивидуальной работы в специально отведенное время).

Психолого-педагогическое сопровождение детей строится на постоянном сопровождении тьютора, регулярных занятиях с логопедом, дефектологом, психологом, а также на работе с педагогом ресурсного класса. Ресурсный педагог формирует базовые предпосылки учебной деятельности, корректирует навыки, способствующие успешному овладению программным материалом, помогает преодолеть трудности к самостоятельному получения ребенком с РАС знаний.

Сопровождение тьютора предусматривает постоянное непрерывное времяпрепровождение с ребенком, а также отработку академических и поведенческих навыков. Именно этот специалист во время урока помогает ребенку ориентироваться в последовательности необходимых действий, адаптирует инструкции учителя, купирует эпизоды нежелательного поведения, а также оказывает необходимую поддержку в общении со сверстниками.

В школе работа по инклюзивному обучению ведется четвертый год. На основании приказа МОиН РТ школа является Республиканской стажировочной площадкой по внедрению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, где можно обмениваться опытом с коллегами по этому направлению.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации их полноценного участия в жизни общества.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика